4 августа у Кнута Гамсуна день рождения. Если на рубеже XIX и XX века будущий нобелевский лауреат был одним из самых популярных авторов в мире, то сегодня это «загадочный человек» (так называется его первый роман).
В России его переводили К.Д. Бальмонт и А.А. Блок. Александр Александрович описывал Гамсуна как «утонченного поэта железных, северных ночей, северных закатов, звенящих колокольчиков, проникшего в тайны природы».
Для Федина Гамсун был мерилом любви, благодаря которому он определял – достойна ли девушка внимания. Так, в романе «Я был актёром» Константин Александрович пишет:
«Наша дружба давно вступила в поле общих ожиданий, неоспоримых для нас вкусов… Мы дарили друг другу скандинавцев – Август Стриндберг, Бьернсон, Гамсун плотно жались на моих полках, и, глядя на желтые парусиновые переплеты, я думал, какие полки надо будет мне строить, если я нежно проживу с Гульдой всю жизнь. Неужели возможна на свете любовь, при которой женщина не подарит мужчине ни одной книги? Если рука возлюбленной не коснется вместе с тобою книжного переплета, она никогда не раскроет ни той ласки, ни того обаяния, которые в ней таит природа».
Для Федина Гамсун – любовь школьных лет: он пишет об этом в заметках. В 1910 году в издательстве «Товарищество А. Ф. Маркс» выходит полное собрание сочинений писателя в пяти (!) томах – это когда последнее произведение Гамсуна относится к 1949-му году. Именно это издание и сохранилось в архиве музея из коллекции Федина.
В 1903-м году Кнут Гамсун путешествовал по России и путевые заметки опубликовал в книге «В сказочном царстве». Особая его гордость заключалась в том, что он научился произносить слово «щи». Удивляло его и произношение: оказывается, в России столицу именуют через букву «а»!
Скандинавские критики нашли в книге «самовыражение в высшей степени своеобразной личности автора», в России же книгу сочли неудачной. Так, горячий почитатель Гамсуна – А.И. Куприн пишет: «Увы! талантливый писатель все-таки не избежал здесь исторической клюквы и самовара». Однако невозможно не видеть, с какой детской радостью скандинав пишет о встрече с чудесами незнакомой жизни.
Во второй половине XX века Кнута Гамсуна стали замалчивать. Почему так произошло – узнать не трудно, но быть может, будет правильнее сначала прочитать «Пан», который хвалил А.П. Чехов, или «Санаторий Торхаус», которым вдохновлялся Федин.
Вот и мы будем видеть жизнь, а не смерть.