"Ведомости", 16 января 2023 г.
Отстранение президента Педро Кастильо не принесло Перу успокоения. На юге и юго-востоке страны начались выступления сторонников Кастильо, переросшие в крупномасштабные столкновения с десятками жертв. Протестующие требуют вернуть Кастильо на президентский пост, наказать свергнувших его «путчистов» и провести перевыборы конгресса, борьба с которым и привела к его отстранению.
Самыми жестокими стали столкновения в департаментах Пуно, Такна, Арекипа и Куско. Бунтовщики строят баррикады и вступают в уличные бои с полицией. Пять дней шли настоящие бои за аэропорт Хульяка в департаменте Пуно. Не менее 75 полицейских получили ранения. Перекрыто Панамериканское шоссе, замерла торговля; в мятежных департаментах ощущается нехватка всего самого необходимого.
Президент Дина Болуарте извинилась за гибель людей, но уходить в отставку отказалась. Глава правительства Альберто Отарола заявил, что власти продолжат защищать страну от мятежа, обвинив в насилии группы, защищающие «иностранные интересы» и финансируемые торговцами «запрещенными веществами».
Тем временем в конгрессе инициаторов мятежа называют более конкретно. Председатель комиссии конгресса по этике Карола Паредес сообщила газете «Комерсио», что за беспорядками стоят конгрессмены Гвидо Беллидо, Гильермо Бермехо, Бетси Чавес и Эдгар Тельо.
Беллидо – один из основателей движения «Свободное Перу», приведшего к власти Кастильо, премьер-министр в 2021 г. Он был снят с поста премьер-министра после того, как в интервью нескольким изданиям оправдывал «Сендеро луминосо» («Коммунистическая партия Перу, идущая по светлому пути Хосе Карлоса Мариатеги»). Конгрессмен Бермехо был обвинен контрразведывательной службой в членстве в «Сендеро луминосо» и в личных контактах с лидером группировки Виктором Киспе Паломино, он же «товарищ Хосе». Чавес и Тельо также подозреваются если не в принадлежности к сендеристам, то по крайней мере в симпатиях к ним и в контактах с ними.
Таким образом, группа конгрессменов, подозреваемых в организации мятежа на юге Перу, считается связанной с «Сендеро луминосо». «Сендеро луминосо» – террористическая группировка полпотовского типа, развязавшая гражданскую войну в Перу в 1980 г. Разгромленная в 1990-х, но сохранившая в подполье сетевую структуру, она продолжает вооруженные акции в отдаленных горных и лесных районах. Особенность «Сендеро луминосо» – приверженность не столько марксизму, сколько индейскому расизму: повстанцы-сендеристы боролись за изгнание «белых» из Перу. Гражданская война 1980–1990-х гг. унесла десятки тысяч жизней и нанесла перуанскому обществу огромный материальный и моральный урон.
Бывший президент Кастильо исповедует марксизм в более мягкой форме, чем сендеристы, и не замечен в расистских взглядах. Более того, в 1990-х он состоял в отрядах крестьянской самообороны, созданных правительством для борьбы с сендеристами. Но в движении «Свободное Перу», выдвинувшем Кастильо в президенты, помимо разнообразных левых и не очень левых группировок состоят многие сендеристы.
Район нынешнего мятежа – это территория, на которой происходило восстание сендеристов. В Университете Аякучо еще в 1970-е гг. профессор Абимаэль Гусман («председатель Гонсало») вовлекал студентов в подпольную «Сендеро луминосо». Студенты вдохновлялись идеями Мао Цзэдуна и практикой Пол Пота, в свою очередь убеждая крестьян-индейцев, что пришло время сбросить в море потомков конкистадоров. Теперь Арекипа – один из центров мятежа. Тяжелые столкновения произошли в Уаманге – одном из центров сендеризма в 1990-е. Другой центр – Куско, древняя столица империи инков Тауантинсуйу, где силен индейский расизм, в том числе и в ультралевом (сендеристском) варианте. Случайно ли это? Вряд ли. Уже после начала бунта в Аякучо полиция арестовала некоего Росио Леандро Мельгара – лидера региональной группировки «Народный фронт обороны Аякучо», а фактически «товарища Куси», руководителя подпольных структур «Сендеро луминосо».
Еще одним центром противостояния стал департамент Пуно. Расположенный вдоль границы с Боливией, он населен индейцами-аймара, обитающими преимущественно в этой стране (большинство индейцев Перу относятся к народу кечуа). Аймара составляют костяк боливийского Движения к социализму (МАС), тоже не чуждого индейскому расизму и социалистическим принципам, хотя и далеко не настолько радикальным, как полпотовщина «Сендеро луминосо».
9 января в Пуно попытался въехать Эво Моралес – бывший президент Боливии и лидер МАС, принадлежащий к народу аймара. Он собирался поддержать выступления сторонников Кастильо. Перуанская полиция его не пустила, но Моралес, его боливийские сторонники и перуанские симпатизанты устроили грандиозный скандал. Границы между Перу и Боливией открыты, боливийские и перуанские аймара свободно посещают друг друга, так что слова перуанского премьер-министра Отаролы об «иностранных интересах», скорее всего, относятся именно к боливийцам, а не к американским, российским или китайским агентам. Тем более что лидеры аймара в перуанском Пуно грозят начать поход на столицу Перу Лиму: вряд ли они бы решились на столь агрессивные заявления, не надеясь на поддержку извне. Более того, в Пуно звучат слова об отделении Южного Перу от Северного. Бедное Южное Перу теоретически может иметь какие-то перспективы, только объединившись с Боливией, традиционное название которой – Верхнее Перу.
Впрочем, затеи перуанских сендеристов и аймарских националистов могут быть какими угодно, но реализация их вряд ли возможна. Мятежники многочисленны, имеют серьезную опору в индейском Южном и Юго-Восточном Перу, но шансов развязать полномасштабную гражданскую войну, захватить власть в Перу или отколоть от него южные регионы у них немного. Прежде всего потому, что не индейская часть населения страны, а это более половины всего населения, будет яростно сопротивляться. Как сопротивлялась в 1980–1990-е гг., когда главной силой, боровшейся с сендеристами, стала крестьянская милиция. В составе которой, кстати, были не только «белые», но и множество индейцев. Перуанские индейцы в большинстве своем не поддерживают индейский расизм и не хотят кровавых зачисток страны от «расово неполноценных» соотечественников.
В 1970-е гг.
В Университете Аякучо еще профессор Абимаэль Гусман («председатель Гонсало») вовлекал студентов в подпольную «Сендеро луминосо». Студенты вдохновлялись идеями Мао Цзэдуна и практикой Пол Пота, в свою очередь убеждая крестьян-индейцев, что пришло время сбросить в море потомков конкистадоров
Подпольной сети «Сендеро луминосо» будет трудно развязать новую гражданскую войну по ряду причин. Первая – травматическая память большинства перуанцев, включая индейцев, об ужасах гражданской войны, в которой они винят в основном сендеристов. Вторая – многочисленные и хорошо подготовленные силовые структуры, воевать с которыми при помощи мачете и коктейлей Молотова неэффективно. Третье – сохранившиеся со времен гражданской войны крестьянские милиции, сотрудничающие с армией и полицией. И наконец, четвертое: помощь восстанию извне вряд ли будет серьезной. Иностранные державы – как латиноамериканские, так и более далекие – вмешиваться в перуанские события не будут (разве что окажут помощь действующему правительству). А потенциальные союзники мятежников (боливийское МАС и, возможно, Венесуэла) слишком слабы, чтобы сыграть значительную роль в противостоянии Юга и Севера Перу.
Нынешнее протестное движение в Перу раздроблено и ничем не напоминает единое «Сендеро луминосо», слепо подчинявшееся указаниям единовластного лидера – «председателя Гонсало». Сегодня вместо единой структуры и одного вождя – десятки партий и групп и множество не очень доверяющих друг другу вождей.
На стороне перуанских мятежников крайняя усталость перуанцев (не только индейцев и не только на Юге) от неспособности любых режимов – правых, левых и средних – решать насущные социально-экономические проблемы страны. Если левые правительства – от генерала Веласко Альварадо в 1970-е до недавно свергнутого Педро Кастильо – не могли улучшить жизнь бедняков из-за некомпетентности и нехватки средств, то правые вместо свободного рынка выстраивали дикий капитализм и господство олигархии. Поэтому в Перу никак не получается ликвидировать ультралевые движения типа «Сендеро луминосо» и оно в разных обличьях все время возрождается, словно Феникс из пепла.