Найти тему
Новости Татарстана

Миф о городе Башкорт является проявлением башкирского национализма

Город как явление считается важным достижением любого народа. Город - это концентрация культурных, интеллектуальных, материальных, в общем, цивилизационных достижений любого народа и сегодня. А уж в историческом прошлом значимость наличия развитого города у того или иного народа можно сравнить, пожалуй, с обладанием космической ракетой. Предки татарского народа на поприще строительства, возведения, развития и сохранения городов в своих государствах знатно преуспели. Хотя в истории татарского народа есть немало очень трагических страниц. Первое, что приходит на ум, - это разрушение города Болгар войсками Тамерлана в конце XIV века и взятие Казани Иваном Грозным в 1552 году.

Понимая историческую важность обладания тем или иным городом, башкирские историки на поприще мифологизации и придумывания своего города, к сожалению, изрядно постарались. Грезы о некоем граде Башкорт на территории современной Уфы (у археологов это место называется как «Уфа-II») не дают покоя башкирским сказочникам уже несколько десятков лет. Более того, их фантазии и сегодня живут в виде всяких полу- и околонаучных конференций и симпозиумов.

Например, 3-4 декабря 2022 года в Уфе прошла научно-практическая конференция «Кочевые цивилизации средневековой Евразии», под которой имеются в виду Вторые Мажитовские чтения.

Чтобы вы понимали - башкирский историк и археолог , в честь которого и названы эти чтения, как раз является основоположником вот этого псевдонаучного мифа. Причем миф о граде Башкорт Нияз Мажитов не просто так разгонял. Делал он это как бы в отместку на то, как широко, громко и заметно отметили татары и весь Татарстан 1000-летие Казани.

Раз у татар есть тысячелетняя Казань, значит, и мы найдем башкирский полуторатысячелетний город Башкорт, решили в руководстве Башкортостана в начале 2000-х годов. И под это дело вооружились историком и археологом Мажитовым. Его активность в этом направлении как раз началась после 2006 года.

В поддержку мифа о древнем городе Башкорт сегодня выступает, к слову, российский историк и один из авторов экспозиции крупнейшего в мире музея Чингисхана . С ним было опубликовано небольшое интервью перед Мажитовскими чтениями, в котором он тешит грезы башкирских фальсификаторов тем, что, видите ли, находит град Башкорт на средневековой карте, называемой Каталонский атлас, составленной в 1375 году.

-2

Мы вынуждены очень внимательно прочитать это его интервью по двум причинам. Во-первых, Юрченко уже давно известен в сообществе историков как исследователь, специализирующийся на карте Каталонский атлас. Увы, но Юрченко манипулирует, можно сказать, жонглирует некоторой информацией. Раньше, ещё до частых посещений Уфы, он был более-менее объективен в своих высказываниях и в научных статьях касательно града Башкорт. Но, видимо, со временем сам начал дрейфовать в их сторону сочинительства и фантазерства.

Во-вторых, карту Каталонский атлас мы сами можем найти в интернете и внимательно разглядеть. Поэтому для нас важно зафиксировать, чего такого напридумывал Юрченко, рассказывая о граде Башкорт, чего ни я, ни вы, уважаемые читатели, сами собственными глазами на карте не увидите.

«На месте слияния рек Белой и Уфы стоял город. Картограф (нарисовавший как раз эту карту Каталонский атлас) Авраам Крескес указал не страну башкир, а именно город Pascherti (Башкорт). Этим же значком на карте обозначены сотни городов», - утверждает ученый.

Запомним, Юрченко нам сообщает, что есть некий город, который на латинском назван как Пашерти, который почему-то Юрченко переводит как Башкорт. Хотя вы сами на слух можете видеть, какая фонетическая пропасть между словом Пашерти и Башкорт. И Юрченко вещает, что город находится на месте слияния рек Белой и Уфы. Это тоже запомним.

«Город Башкорт можно рассматривать как торговую факторию, максимально приближенную к зоне обмена мехов на серебро. Аналогичным образом в Золотой Орде функционировали торговые фактории генуэзцев и венецианцев в Крыму и на Дону», - продолжает спикер.

-3

Другими словами, Юрченко нам обещает, что при археологических раскопках на остатках этого города мы должны обнаружить следы регулярного пребывания в граде Башкорт генуэзцев, венецианцев или каких-нибудь других европейских купцов. Видите ли, по словам историка, Башкорт мыслится как ведущий город в торговле мехами из Югры. Запомним это, хотя забежим вперед и заявим, что реальные археологические находки с места раскопок предполагаемого города Башкорт на месте «Уфа-II» крайне скупы.

И вот ещё один прелюбопытнейший пассаж историка Юрченков.

По его словам, имеются и другие источники, требующие внимания башкирских историков. Например, есть испанский трактат XIV века, созданный по мотивам средневековых карт. Его автор является современником создателя Каталонского атласа.

«Город Башкорт включен в систему мировых торговых коммуникаций. У города есть название, над ним флаг с гербом Золотой Орды... Возможно, в испанском трактате XIV века о городе Башкорт и о торговом пути в Югру есть дополнительная информация. Необходимо проверять...».

Исследователь добавляет, что карту мира обязательно привезет, а также подскажет, как можно приобрести файлы с оригинала, чтобы сделать факсимиле, чтобы потом с опорой на эту карту можно было создать композицию в рамках Евразийского музея кочевых цивилизаций.

Тут Юрченко нам сообщает, что информация о городе Башкорт в средневековых картах подтверждается неким испанским трактатом XIV века, который создан по мотивам средневековых карт? То есть прям какой-то замкнутый круг получается. Мы получаем подтверждающую информацию из карт с ссылкой на этот трактат, который черпает информацию из тех же самых карт.

-4

Обратите внимание, что Юрченко говорит о наличии информации о граде Башкорт в этом трактате осторожно, начиная свое заявление словом «Возможно», а заканчивая высказывание словами «Необходимо проверять».

Но уже в следующих предложениях историк себя чувствует уверенно потому, что, видимо, запахло обещанными гонорарами и зарплатой за участие в подготовке Евразийского музея кочевых цивилизаций. Так, Юрченко расписывается в своей полной готовности найти что угодно в этом самом испанском трактате о граде Башкорт. Вы только посмотрите на эти слова «обязательно привезет, а также подскажет...».

Ну что же, давайте начнем знакомство с самой картой Каталонский атлас.

Итак, в целом Каталонский атлас - карта составная, из восьми частей. Для своего времени, то есть для 1375 года, эта карта считается вершиной каталонской школы картографии. Подготовлена она в Пальма-де-Майорка евреем Авраамом Крескесом с сыном Иегудой Крескесом по заказу арагонского короля Хуана I. Как дар французскому королю издавна хранится в Париже.

Интересующая нас область карты, где изображен город Пашерти, находится в верхнем краю справа. Рядом с городом нарисован человечек в зеленом одеянии и босоногий - это изображение золотоордынского хана Джанибека.

-5

О нем на карте написано следующее: «Государь этой северной земли, царство которого простирается от области Булгария до города Органцио. Государя зовут Ямбек, повелитель Сарры».

Речь о Джанибеке, хане Золотой Орды с 1342 по 1357 год. Сарра - Сарай, столица Орды в дельте Волги. Органцио - Ургенч, сейчас город в Узбекистане.

Интересующий нас городок записан на карте как Пашерти. Города вокруг хана Джанибека изображены в виде крепостей, и у каждого города есть древко, на котором флаг с царской тамгой. Даже соседние граду Пашерти, такие как Джонан и Сибур, имеют флаги с золотоордынской тамгой. То есть, дуслар-иптәшләр, составитель-картограф нам явно хочет дать понять, что города с ордынской тамгой имеют самое прямое отношение к золотоордынскому царю Джанибеку. Тогда как город Пашерти лишен такого атрибута. Быть может, всё дело в статусе города? Или этот город не так значим в империи Джучидов? А может, это не совсем город? Вопросов много. Но мы однозначно не видим над городом герб Золотой Орды, о чем нам говорит историк Юрченко.

Далее Юрченко указывает, что якобы град Башкорт-Пашерти находится на месте слияния рек Белая и Уфа. Мы внимательно вглядываемся в эту карту и не обнаруживаем никаких надписей, которые бы говорили, что город Пашерти на месте слияния рек Белая и Уфа. На карте вообще никак не обозначены названия рек. И вообще, Пашерти находится очень далеко от места слияния двух рек. Да, своей проекцией река очень похожа на Волгу и Каму. Складывается ощущение, что Пашерти всё-таки располагается на Каме. И так кажется не только нам, но и... самому Юрченко, только не в 2022 году, а в 2018-м.

Историк Юрченко четыре года назад опубликовал статью «Город Башкорт в Каталонском атласе 1375 года: факты и интерпретация» в сборнике статей «Древние и средневековые общества Евразии: перекресток культур». Читаем его статью.

«В атласе вдоль реки Едил (Волга и ее приток Кама) изображены пять городов: Jornan, Ciutat de Marmorea, Pascherti, Fachatim, Sebur».

А что случилось? Почему это за четыре года город Пашерти у Юрченко переехал с берегов Камы и Волги на берега рек Белая и Уфа? Но мы знаем причину такого переобувания у историка - ему очень хочется поучаствовать в проекте главы Башкортостана Радия Хабирова с этим Музеем кочевых цивилизаций. Кстати говоря, в этой четырехлетней давности статье Юрченко мы не обнаружили никакого объяснения, с чего это вдруг под городом Пашерти нужно понимать башкирский город Башкорт. Почему между названиями Пашерти и Башкорт стоит знак равенства?

А что говорит археология о городе Башкорт? Обнаружены ли реальные материальные останки этого города? Отмечу, что башкирские псевдоисторики располагают град Башкорт на месте современной Уфы.

Эту проблему в свое время решил уфимский археолог . По этому поводу он написал статью «Четыре монеты как эквивалент наличия городов в Башкирии в эпоху Золотой Орды (ещё один пример современного археологического мифотворчества по материалам городища Уфа-II», опубликованную в журнале Золотоордынская цивилизация в 2012 году. Хотя Владимир Иванов мог бы и короче назвать свою статью «Никакого города Башкорт в средние века не было».

-6

Кратко и емко перескажем основные моменты этой статьи Иванова.

С 2006 года башкирский археолог Нияз Мажитов начал с научных трибун заявлять, что наличие большого башкирского города на территории Уфы под названием Башкорт в эпоху Золотой Орды - доказанный и установленный факт.

Мажитов объяснил, что во время археологических раскопок на месте под названием «Уфа-II» были обнаружены «несколько серебряных золотоордынских монет XIII-XIV веков, серебряные височные подвески в виде знака вопроса с сомкнутым кругом и железные наконечники стрел». И всё! Никаких следов бурной торговой активности, о котором толкует Юрченко, археологи на месте града Башкорт не обнаружили.

И тем не менее археолог Мажитов заявлял, что город этот выполнял функцию столицы некоего «древнего Башкортостана», что именно этот город посещали венгерские путешественники Юлиан в 30-х годах XIII века и Иоганка в 30-х годах XIV века. Мажитов настаивает, что значимость города была настолько большой, что его нарисовали на картах братьев Пиццигани, Меркатора. К слову, эти карты мы ещё посмотрим и сформулируем наше мнение, что же там на самом деле нарисовано.

Археолог Владимир Иванов подлавливает Нияза Мажитова на манипуляции письменными историческими источниками. Иванов напоминает, что, например, доминиканский монах Юлиан во время своего путешествия посетил такие города, как Штульвейссенбург, Фюнфкирхен, Белград, Ниш, Софию, Филиппополь и Адрианополь, Константинополь и Тмутаракань. Но почему-то в своих записях он после посещения городов Великого Болгара и после того, как направился дальше на Восток, никаких городов не увидел. Ну не называет Юлиан никакой город в местности мадьяр-венгров под названием Башкорт. Да даже Пашерти, Паскарти и так далее не фигурирует у него в записях.

Монах-путешественник и францисканец Вильгельм де Рубрук, съездивший в 1253 году в Монголию, тоже ни о каком городе Башкорт не сообщает и не пишет. Тут Иванов приводит цитату из записей де Рубрука.

«Проехав 12 дней от Этилии, мы нашли большую реку, именуемую Ягак; она течет с севера, из земли паскатир, и впадает в вышеупомянутое море. Язык паскатир и венгров – один и тот же; это – пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией. От этой земли к востоку, по упомянутой северной стороне, нет более никакого города. Поэтому Великая Булгария – последняя страна, имеющая город. Из этой земли паскатир вышли гунны, впоследствии венгры, а это, собственно, и есть Великая Булгария».

-7

Далее, когда Мажитов всё-таки зачитал реальные записи католических путешественников, которые не увидели града Башкорт, он написал статью, в которой отмел научную ценность записей этих европейских путешественников. Мол, видите ли, все эти европейские путешественники никуда на самом деле не выезжали, а писали свои записи в какой-нибудь ближайшей таверне и со слов каких-нибудь пьяных купцов.

Иванов как археолог делает очень глубокое и обширное погружение в массивы археологических находок, обнаруженных в городе Уфа-II-Башкорт. И его тезис краток - речь не может идти ни о каком городе, претендующем на столичность. С археологической точки зрения речь на самом деле идет об одноплощадочном городице-поселении.

«Допустим, что «городок Паскерти» на карте братьев Пицигани и может отождествляться с городищем Уфа-II или любым другим из более 20 чияликских поселений, известных сейчас на широкой территории от Урала до Восточного Закамья. Но тогда и говорить, и писать следует о том, что это было угорское население, вошедшее в качестве субстрата в состав формирующегося башкирского этноса».

Уфимский археолог резюмирует, что обращение к средневековым письменным источникам в надежде там найти упоминание града Башкорт бессмысленно. Если анализировать археологический материал с раскопок так называемого города Башкорт-Уфа-II, то они указывают, что эта местность наиболее интенсивно населенным пунктом была где-то в 500-сотых годах нашей эры. Это местечко представляло собой ординарное городище людей, которых археологи относят к бахмутинской культуре и которые более-менее были осёдлыми.

В VII-IX веках на месте Башкорт-Уфа-II всё ещё было поселение в виде небольшого городища археологической культуры людей, определяемых кушнаренковцами, караякуповцами. А их археологи, а также историки относят уже к древним угро-мадьярам. И их угро-мадьярскую культуру и язык как раз доказывают, об этом свидетельствуют записи средневековых европейских монахов-путешественников - Юлиана, де Рубрука, Иоганки.

Цитата из статьи Иванова:

«Что же касается периода Золотой Орды, то, опять-таки, судя по археологическому материалу, в это время городище Уфа-II представляло собой какое-то заурядное поселение, скорее всего – сезонное (типа кишлака) местных чияликских племен или (в лучшем случае) ставку какого-нибудь ордынского сборщика ясака.

Таким образом, нравится это или нет Н.А.Мажитову и «его компании», Виллем де Рубрук в своей книге «Путешествие в восточные страны», писавший о том, что «Великая Булгария – последняя страна, имеющая город», знал, о чем писал».

Итак, мы разобрались с манипуляциями картой Каталонский атлас историком Александром Юрченко. Мы ознакомились с убедительными археологическими и источниковедческими доводами уфимского археолога Владимира Иванова, что никакого города Башкорт в Золотой Орде не было. Тогда перед нами встает вопрос: отчего же европейские картографы рисовали некий город Пашерти, Паскарти? И можно ли по расположению этого города на древних картах определить, что речь идет о башкирском городе Башкорт.

Итак, давайте взглянем на карту братьев Фрациска и Доминика Пиццигани, составленную в 1367-1373 годах. Крупным планом карта Пиццигани сохранилась не в очень хорошем состоянии. На интересующей нас области карты мы видим некий городок, который называется Паскари. Не Башкорт, и не Пашерти. А Паскари. И, судя по виду нарисованной реки, перед нами река Итиль-Волга и втекающая в неё Кама, уходящая строго на север. Но никак не река Белая или Уфа, о чем нам говорит историк Юрченко.

-8

Ладно, давайте взглянем на карту Меркатора, составленную в 1569 году. На карте нарисована некая область под названием Пашерти. Но, обратите внимание, что эта местность рядом с Пермью, на реке Вичора, то есть река Печора, что крайне сильно на севере находится дальше нынешних границ Пермского края, то есть это уже Республика Коми.

Например, карта Вильяма Блау, составленная в XVI веке. На интересующей нас области карты есть местечко Пашерти, которое всё так же находится на берегу реки Вечора-Печора, на севере Уральских горд, недалеко от места под названием Великая Пермь.

В общем, поиск конкретного места того или иного города исторического прошлого Волго-Уралья на западно-европейских картах — занятие крайне неблагодарное и рискованное. Точности в этих картах нет. Наши северо-восточные холодные территории особой ценности для европейских купцов не представляли. Ну подумаешь, что городок Пашерти-Паскари нарисован то на берегу одной реки, то на берегу другой реки. Редкий купец до неё доберется.

Но если башкирские историки норовят найти некий свой затерянный башкирский город, отождествленный с понятием Паскарти-Пашерти, но понимаемый как Башкорт, то тогда башкирским историкам придется согласиться с тем, что прародина башкир находится на севере, где-то на территории современного Пермского края и Республики Коми, и что на нынешней территории Башкортостана этнические башкиры - это на самом деле так же пришлый народ. Кстати, ранее мы публиковали о теории северного происхождения башкир.

Не стоит забывать данные о таком историко-культурном образовании, как Magna Hungaria («Магна Хунгария», то есть Великая Венгрия). Следы как раз этой историко-культурной общности и зафиксировали европейские монахи-путешественники Юлиан, Иоганка.

Почему мы очень внимательно отнеслись к историческому мифу о граде Башкорт и всем этим псевдоисторическим фентэзийным пляскам башкирских историков на этот счет?

Миф о городе «Башкорт» на самом деле является очень ярким и болезненным проявлением башкирского национализма, который, к нашему большому сожалению, направлен в первую очередь против татар, к попыткам их ассимиляции с использованием административного ресурса в Башкортостане.

Замысел творцов мифа о городе Башкорт - провозгласить, что в Башкортостане проживает только одна титульная и республикообразующая нация, то есть башкиры. Башкирские псевдоисторики заняты работой по созданию более глобального мифа, мол, на месте Башкортостана раньше был «древний Башкортостан», у которого в свою очередь была «древняя столица».

Отсюда напрашивается вывод - татарская треть населения республики на территории Башкортостана - пришлые, мигранты, переселенцы, кильмешәк халык, гости, кунаклар. И этой бессовестной работой башкирские историки, пристроенные в различных республиканских вузах и псевдообщественных структурах, занимаются на бюджетные деньги. То есть на деньги законопослушных татар Башкортостана, исправно платящих все местные налоги.

Отсюда вопрос: справедливо ли за счет татар Башкортостана заниматься псевдонаучными изысканиями и сочинять мифы, например, о городе Башкорт? Кажется, ответ очевиден.