Найти в Дзене
Борис Гуляев

На пути к дыханию вакуума (1983 г.). Часть 1

Текст, который предлагается вашему вниманию, был написан весной-летом 2004 года, как одна из глав книги «Дыхание вакуума». Глава называется «Год великого перелома». Тогда с января 1983 прошло более двадцати одного года. Восстановить полностью, в деталях ход моей мысли того периода было практически невозможно. Попытался дать лишь контуры этого движения. И здесь я мог опираться только на бумаги, сохранившиеся с той поры. Это, прежде всего, выписки из читаной литературы и записи своих мыслей. Мысли, догадки, суждения появлялись как результат взаимодействия двух течений: потока книжной, журнальной информации и движения собственных раздумий. А читать приходилось очень много, не пропускал ни одного дня. Сделанные выписки этого года дают весьма слабое представление об огромном потоке информации, прошедшем через моё сознание. Спасала меня от излишнего засорения мозгов моя плохая память. Но на свою интуицию, на свою избирательность, на своё умение различать и видеть главное пожаловаться не могу (да простит меня читатель за нескромность). Моя работа, как сейчас вижу, напоминала во многом работу старателя на золотых приисках. Чтобы намыть один грамм золота, старатель пропускает через свои руки тонны речного песка. Драгоценные крупицы мыслей, догадок, гипотез других авторов, экспериментальные, исследовательские данные не ускользали от моего взгляда, собирались, переосмысливались, органично вплетались в собственные раздумья, и, в конце концов, кристаллизовались в стройную систему представлений.

* * *

Если судить по выпискам из прочитанного первых месяцев 1983 года, то движение в науке я начал отнюдь не с теории относительности Эйнштейна, а с вопросов, касающихся мира атомов, элементарных частиц и полей. Вступая в науку, я всё-таки имел общие представления об основных разделах физики. Если с теорией относительности, как законченной, цельной теоретической конструкцией, была какая-то ясность, то о теории элементарных частиц этого сказать было нельзя. Мои регулярные визиты в читальный зал областной библиотеки, журнальные знакомства с последними научными изысканиями физиков-экспериментаторов давали обильную пищу для размышлений. Поиски учёными «действительно элементарных» частиц на основе кварковых моделей приводили к невероятному результату: количество «элементарных» частиц росло год от года и перевалило за несколько сотен. Увеличивая на ускорителях энергию сталкивающихся протонных пучков, увеличивалось количество частиц-резонансов, чудовищно возрастали их «массы».

Законченной теории элементарных частиц не было и нет до сих пор. Тем-то она и привлекательна, заманчива возможностью научных спекуляций, изобретения и измышления гипотез. Так что ничего удивительного, что свой первый взор я обратил именно на эту тему. Тем более, привлекательность этой темы увеличивала не созданная ещё единая теория поля. Последние сорок лет жизни Эйнштейн посвятил единой теории, однако довольно безуспешно. Соединить в единой теории элементарные частицы и поля – предел мечтаний физика-теоретика.

Главная исходная идея моих рассуждений была удивительно проста: протон – не ничтожно малая твёрдая крупица материи, несущая электрический заряд, а протон – это динамический процесс в материальной среде, особого рода незатухающее (или медленно затухающее) колебание. Эта мысль казалась мне совершенно естественной. Стоя на позициях диалектического материализма, только таким путём можно понять и объяснить неисчерпаемость элементарной частицы, множественность рождения в реакциях столкновения резонансов, сложность понимания явлений на микроуровне. Кварковая гипотеза представлялась мне тогда довольно искусственной, привнесённой извне, не способной дать простые и ясные ответы. Взгляд же на частицу, как колебательный процесс, ставил сразу два важных вопроса: о материальной среде и о роде колебания.

Впервые идея о частице материи, протоне, как неком колебании, пришла мне в голову уже в феврале 1983 года. Это была счастливая мысль, она стала моей путеводной звездой, моим маяком, направляющим движение поиска. Приведу здесь её в том первозданном виде.

«К вопросу о множественности элементарных частиц. Понять причину обилия известных на сегодняшний день элементарных частиц поможет один несложный опыт. В абсолютно тёмной комнате имеется колеблющийся маятник. Допустим, колебания его незатухающие. Будем через равные промежутки времени, соответствующие частоте колебания маятника, освещать комнату светом на долю секунды, в течение которой мы смогли бы успеть зафиксировать положение маятника. В итоге получим, что при каждой вспышке света маятник занимает одинаковое положение, соответствующее, допустим, точке А на синусоиде. Увеличим частоту освещения ровно в два раза. В результате мы обнаружим новое, противоположное первому, положение маятника, что на синусоиде соответствует точке А1. Теперь прекратим освещение на некоторое время, и вновь начнём опыт. Понятно, что положение маятника во время первой вспышки света будет определяться случайностью, допустим, в точке В. Увеличив также частоту освещения в два раза, мы получим новое положение маятника в точке В1. Изменяя частоту освещения, частоту колебания маятника, нарушая периодичность, увеличивая или уменьшая длину маятника, мы получим бесконечное множество фиксированных точек. Подобную колеблющуюся природу имеет и атом, и потому количество извлекаемых элементарных частиц, при условии, если все атомы от наилегчайшего водорода и до трансурановых будут использованы, будет стремиться к бесконечности».

Обратите внимание, тогда я допустил очень странное предположение, что тяжелые трансурановые атомы подобны по своей колебательной природе протону, атому водорода, только с амплитудами колебания в девяносто, в сто раз превосходящими атом водорода. Хотя я знал, что атом – сложное образование, состоящее из ядра (протоны и нейтроны) и электронных оболочек. Но я умышленно сделал такое упрощение в надежде на то, что последующее развитие идеи выведет меня к существующим воззрениям.

Итак, взгляд на частицу как колебательный процесс, ставил, о чём сказано выше, сразу два важных вопроса: о материальной среде и о природе колебания. О чём бы я ни читал, о чём бы ни размышлял, эти два вопроса постоянно оставались в центре внимания. Любые, пусть даже ничтожные, суждения, встречающиеся в текстах научных работ, подтверждающие мою мысль, брались на заметку, не всегда записывались, но задерживались сознанием. Тогда же включились, по-видимому, механизмы подсознательной работы мозга.

Разумеется, материальная среда должна быть единой, охватывающей и объединяющей всё мироздание. Форма колебательного процесса, которую я пытался отождествить с протоном, также должна быть если не единой, то основополагающей, первичной, из которой выводились бы все прочие формы движения и колебания. Меня совсем не пугало и не смущало, что эту единую среду нужно было наделить совершенно фантастическими свойствами и качествами. Форма и принцип колебательного движения в ней должны быть диалектичными, простыми, конкретными. Диалектичными – значит в цельности своей содержащими противоречие, источник движения и развития. От минимума исходных посылок к максимуму, к многообразию форм и явлений.

Характеристики единой материальной среды и форма колебательного движения в ней стали к весне 1983 года целью моих поисков.

К этому же периоду относится запись первых собственных размышлений о природе гравитации. Хотя это будет отступлением от темы, но всё же я процитирую их. Тем более что тогда шло обдумывание не одного конкретного вопроса, а одновременно нескольких.

«К вопросу о гравитации. Гравитационные поля и взаимодействия возникают там и тогда, где начинается объединение единичных атомов или молекул газа в тела. Ни до объединения, ни после окончательного ядерного «распада» атомов, понятие гравитации неприемлемо. Гравитационное поле тела есть совокупный результат волновых свойств каждого атома. Следовательно, чем большее объединение атомов в теле, т. е. чем больше масса этого тела, тем больше его гравитационный потенциал.

Гравитационные взаимодействия в макромире возможны и реально наблюдаемы в случае чрезвычайной разности масс взаимодействующих тел, т. е. когда гравитационный потенциал одного тела намного превосходит потенциал другого.

-------------------------

Гравитация и элемент А. Вольта. Медные и цинковые пластины выступают в этом опыте в качестве тяжелых гравитационных масс, а проводящая среда и носители тока, как тела с меньшей гравитационной массой. (??)

-------------------------

Пример гравитационного взаимодействия между телами в быту. Пыль пристаёт к телам (шкафы, стены, лампы и т. д.). Обильно пристаёт к электрооборудованию. Движение воздушных масс придаёт пыли достаточное ускорение. При длительном же покое воздушных масс в комнате, вся пыль и все частички пристанут или осядут на тела.

-----------------------------

Опыт с расчёской. Сильно натирая или ударяя расчёску, мы замечаем, что при поднесении её к ворсинкам клетчатки или маленьким клочкам бумаги, ворсинки и бумага начинают притягиваться к расчёске. По истечении некоторого времени эффект тяготения исчезает. Как объяснить это с точки зрения гравитации? По всей видимости, при ударе или натирании расчёски мы изменяем её гравитационный потенциал (иначе – «наэлектризовываем»). Эффект тяготения увеличивается. Лёгкие тела (ворсинки и клочки бумаги) притягиваются расчёской. С течением времени гравитационный потенциал уменьшается и возвращается к прежней величине. (??) »

Конечно, наивно, смешно, но ведь это были первые самостоятельные размышления о природе гравитации. До понимания действительной природы гравитации (апрель 1984 г.) оставалось ещё более года. В первом фрагменте записи видно, что ход мысли был в верном направлении, будущее подтвердит.

Однако вернёмся к атому. В ту пору для меня элементарная частица и атом были тождественными понятиями. Во всяком случае, записи тех лет говорят об этом.

Весь 1983 год можно условно разбить на три периода: одномерный (с начала весны до лета); двухмерный (с лета до ноября); трёхмерный (с ноября и далее). Одномерный период означает, что единую (пока гипотетическую) среду (пространство) я отождествил с одномерной струной бесконечной протяженности, а атом – с деформацией, изгибом, прогибом этой струны в локальной области, но деформацией не статичной, а вызывающей колебательный процесс, от которого в оба конца бесконечной струны уходят волны. Двухмерный период означает, что единую среду я отождествил с двухмерной плоскостью, а атом – с деформацией, прогибом плоскости в локальной области, но также динамическим, колебательным образованием. Трёхмерный период – то же самое, но для трёхмерного пространства (объёма).

Приведу здесь, по возможности в хронологическом порядке, сохранившиеся записи моих первых размышлений «одномерного» периода. Записи разрозненны, но логически связаны.

«Атом – есть замкнутое на себя осциллирующее пространство. Человек случайно научился влиять пространством на пространство атома, извлекая из этого энергию (движение проводника в магнитном поле). Влияние пространства одного вида атома на пространство другого атома тоже порождает энергию (батареи, аккумуляторы, клетки мозга).

-----------------------------

Что будет, если капельку воды сжимать до бесконечности? При определённом давлении начнётся нагрев. По мере роста давления температура всё возрастает и достигает такой, при которой начнётся синтез атомов водорода с кислородом, образуя атомы фтора. С ещё большим увеличением давления, следовательно, и температуры, будет происходить синтез атомов фтора с получением атомов хлора, и т. д., пока не образуется один атом, эквивалентный по массе первоначальному количеству атомов водорода и кислорода. Если же давление продолжать увеличивать, то вероятным итогом этого эксперимента будет гигантский взрыв. Попытка потеснить пространство единичного атома чревата катастрофой.

-----------------------------

Беспричинных движений не бывает. Всякому движению ищите объяснение. (!!)

-----------------------------

Струна колеблется между местом равновесия благодаря креплению её в двух точках на уровне равновесия. А атом?? Где эти точки «крепления»? Если атом действительно осциллятор, то одной из его крайностей колебания является плюс-бесконечность, другой – минус-бесконечность. (??)

------------------------------

Всякое тепловое движение атомов, молекул, частиц в газах, в жидкостях, в твёрдых телах есть претензия их на пространство. И наоборот: всякое изменение и влияние на пространство порождает претензию на движение (пример: динамо-машина). (??)

Взрыв атомной бомбы: деление тяжелого ядра урана на два более лёгких, при этом выделяется большое количество тепловой энергии, т. е. энергии движение продуктов реакции.

Магнит (диполь) – это тело с замкнутым на себя циркулирующим пространством.

------------------------------

Атом – осциллятор, сгусток «электромагнитных» волн. Вещество: плюс бесконечность – «магнитная» волна; минус-бесконечность – «электрическая» волна. Антивещество: плюс-бесконечность – «электрическая» волна; минус-бесконечность – «магнитная» волна.

------------------------------

Осциллирующее пространство атома: спокойное пространство; равновесное состояние. Деформация пространства в сторону минус-бесконечности; начало распространения «электрической» волны. Начало колебательного процесса по закону инерции; рождение «магнитной» волны. Затухающее осциллирующее колебание «электромагнитной» волны в атоме…

-------------------------------

1. Колебания струны.

2. Колебания тока в индукционно-ёмкостном контуре.

3. Вращающаяся рамка в магнитном поле.

-------------------------------

Электротехническая модель-аналогия атома-осциллятора: индукционно-ёмкостный контур.

Спаренные колебательные контуры: в фазе; в противофазе.

----------------------------

Как только атом остановился в своём (поступательном) движении в пространстве – он моментально прекратит существование, затухнет, как колеблющаяся струна. (??)

----------------------------

Хорошее понятие – вакуумная поляризация; иначе – пространственная.

-----------------------------

Затухание атома в единичной «открытой» вселенной (допущение).

Атом – распространяющееся поле.

Понятие – «движение пространства» не как течение его, а как колебание около положения равновесия, которое неизбежно порождает распространение сферических волн от места колебания.

-----------------------------

Графическая модель атома: 1. Серый фон – спокойное пространство; 2. Белый кружок – деформация пространства в сторону плюс-бесконечности; 3. Чёрный кружок – деформация пространства в сторону минус-бесконечности; 4. Смена белого и чёрного кружков – колебание пространства между уровнем покоя; 5. Концентрические окружности, расходящиеся от центрального круга – бегущие волны. По мере удаления от центра, чёрные и белые цвета окружностей стремятся к усреднённому серому цвету – амплитуда бегущей волны с расстоянием гаснет.

---------------------------

Осталось ответить на вопрос: как «отклеить» атом от пространства, чтобы он мог двигаться?

-----------------------------

Может быть, движение частиц (атомов) в пространстве можно объяснить возникшей асимметрией между амплитудной деформацией плюс-минус бесконечностей пространства атома (частицы)? «Магнитная» составляющая не соответствует «электрической» составляющей?

------------------------------

Различие атомных весов химических элементов обусловливается различной степенью деформации пространства, или, иначе, амплитудной деформацией, при условии, если атом является осциллирующим образованием. (??)

------------------------------

К природе атомов. Если исходить из пульсирующей природы атомов, то как можно объяснить устойчивость этих локальных образований на примере двухатомных молекул лёгких элементов: водорода, кислорода и других? Ответ кроется в самом вопросе. Устойчивость пульсирующих локальных единичных образований атомов объясняется их спаренностью в молекулу. Количество излучаемой безвозвратно энергии (пример: затухающие колебания маятник; при каждой фазе количество движения его на некоторую величину убывает) компенсируется количеством энергии, излучаемым вторым, спаренным атомом. Атомы пульсируют в согласованном, самоподдерживающем друг друга ритме. (??)

-------------------------------

При воздействии волновым полем с превосходящей величиной амплитуды на волновое поле атома с меньшей амплитудной деформацией пространства происходит увеличение скорости распространения волны атома и, как следствие, уменьшение амплитуды колебания, вытягивание волны по направлению к воздействующему полю (аналогия с атмосферным перемещением воздушных масс из области высокого давления в область низкого давления). (??)»