Начало декабря. В школе, где я работаю, раздали листовки с рекламой моего кружка по ментальной арифметике.
Месяц я занималась с уютной группой из 5 человек, но маловато народу посчитало начальство.
Реклама сработала. Сразу пришли 9 человек, и до сих пор добавляются новенькие, что сильно осложняет мою работу.
Среди новеньких был Вадим (имя изменено). Спокойный, вдумчивый третьеклассник.
На первом занятии Вадим задавал много вопросов и очень старался, но как и все новички испытывал трудности с мелкой моторикой.
Ментальная арифметика очень проста и интуитивно понятна на вид. Это как русские счеты, например. Даже взяв в руки счеты в первый раз, вы сможете на них посчитать. С первым десятком точно справитесь.
В ментальной арифметике счет до 4 аналогичен счету на русских счетах - это простое перебирание бусинок. Но размер! На абакусе очень мелкие бусинки. Плюс специфические движения рук, которые на начальном этапе кажутся лишними, но от правильной техники зависит скорость счета в будущем.
Итак, на первых занятиях голове легко, а рукам трудно. И вот Вадим отчаянно сражался с бусинками, пытаясь их приручить.
Ребенку занятие понравилось, ходить будет. Мама поджидала меня в коридоре:
– Ну как он? Вы знаете, у меня такой сложный мальчик. Он очень требователен. Мы уже столько кружков перепробовали, но ему нигде не нравится. Давайте, он пока походит через раз, чтоб сильно не уставал.
– Право Ваше, но мы уже занимаемся месяц, а Вадим только присоединился. Я придержу материал и подтяну новеньких, чтоб выровнять детей, но посещая раз в неделю Вадим отстанет и от новой части группы, - предупредила я маму.
На следующее занятие Вадим пришел по графику. А потом пропустил по семейным обстоятельствам.
А там и сложная для головы тема подоспела. И тут пришлось и голову напрячь, и руки состыковать. Сложно. Тем более, что техника еще не отработана, нет автоматизма. Смотрит Вадим, а вся группа уже вперед ушла. Дети шустрее его решают. Не понравилось ему это.
Я заметила. Объяснила ему, что надо тренироваться. Дала задание на дом, чтоб пальчики поработали. Если что-то не получается, то можно мне написать и спросить. Ок, все понял вроде.
Перед следующим занятием мама пишет:
– Вадим не хочет ходить. У него не получается.
– Да получается! Хорошо получается. На уровень третьего занятия просто отлично получается!
Звоню маме и объясняю, что нельзя сравнивать ребенка после 3 занятия с теми, кто уже 12 занятий посетил. Конечно, Вадим отстает. Но он же хочет на соревнования? Я вспомнила, что еще во время "рекламной акции" обратила на Вадима внимание - у него глаза загорелись при слове "соревнования". А для спорстменов необходимо уметь преодолевать себя. Я вижу в нем потенциал, усвоение программы идет в рамках нормы...
– Да-да, я все поняла, - говорит мама и обещает поговорить с Вадимом.
Больше в декабре Вадим не пришел. Заболел.
А в январе мама написала, что Вадим заниматься не будет. Не хочет. А заставлять она не будет. С мальчиками надо мягко обращаться.
Вот так. Мне как педагогу немного обидно. Способный мальчишка.
А как мама я своим дочкам всегда говорю, что мы смотрим результат после первого занятия, через месяц и через год. На первом занятии ребенок оценивает атмосферу в целом и готов ли он работать с педагогом.
А следующая оценка через месяц. Вот отходи месяц, а потом можешь бросить. Во-первых, через месяц будет виден хоть какой-то результат. За месяц мы увидим разные занятия, разное настроение и педвгога, и группы. За месяц я смогу оценить методику и обстановку в школе/клубе в целом.
Бросать после первой же трудной темы - это зло. Ребенок привыкает убегать от сложностей. Я вижу свою задачу, как родитителя помочь/уговорить/заставить продолжить хотя бы до следующей отсечки. Проходи месяц - потом решишь. Ребенок пройдет трудный период и снова радостно побежит на занятия. А опыт победы над трудностями и своим нехотением останется.
Но у меня девочки. С ними я могу твердо обговаривать условия. А с мальчиками мягко надо ...