Пётр Ильич Чайковский – всемирно известный русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это - десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Андрей Вадимович Макаревич (внесен Минюстом России в реестр иноагентов – прим. авт.) - Советский и российский рок-музыкант, певец, поэт, бард, композитор, художник, продюсер, телеведущий, актёр; народный артист Российской Федерации. Основатель, лидер и единственный бессменный участник рок-группы «Машина времени».
Чайковский - исколесил всю Европу, был желанным гостем во Франции, а в Англии и вовсе был возведён в степень почётного доктора Кембриджского университета, во время поездки в Швейцарию писал близким:
«Среди этих величественно прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её равнин, лугов, рощей…».
Макаревич – осел в Израиле, имеет гражданство этой страны, ездил по Европе достаточно много, правда узнаваем разве что в кругу русскоговорящей аудитории, по большей части выходцев из СССР.
О новом доме говорит с воодушевлением:
«Когда ты из категории туриста переходишь в категорию гражданина, немножко под другим углом все начинаешь видеть, узнаешь массу каких-то вещей, которые бы ты никогда не узнал, если бы ты здесь погостил и уехал. Это в любом случае очень интересно.
Не всё из этого позитивное. Но ничего. Это нормально. Это ни плохо, ни хорошо. Ты просто погружаешься в жизнь, которая несколько отличается от той, к которой ты привык.
Я очень люблю Тель-Авив. Я очень люблю Яффо. Поэтому здесь выставка находится прямо в одном из таких мест ─ старый яффский порт.
Это безумно красиво. И это тоже содержит мощнейшую какую-то древнюю энергетику тысячелетнюю. Это очень здорово…».
Чайковский о России и русских: «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи, русскую старину и историю.
Напрасно я пытался бы объяснить эту влюблённость теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюблённый человек любит не за них, а потому… что не может не любить.
Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают всё русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобства и комфорта меньше.
Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязь то, что для меня несказанно дорого и свято».
Макаревич о том же: «… я с трудом сейчас себе представляю свою жизнь в России. Этот народ уже не спасти <…>
Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах: они завтра едут дальше. Можно не заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времен татарского ига. <…>
Всё. Достали. Господа холуи, проходимцы, приспособленцы и просто идиоты! Не смейте меня учить любить Родину! Научить любить нельзя. Заставить любить нельзя. Неужели это непонятно? Ту Россию, которую я любил и буду любить, меня учить любить не надо.
А то чудовище, которое вы пытаетесь родить, калеча и уродуя мою страну, вы меня полюбить не заставите. И гореть вам в аду, клоуны».
Чайковский имея мировое призванье заявил, что стремится жить и творить вне городской суеты и только в России. Вот как объяснял свое рвение 47-летний композитор: «Чем ближе подвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе».
- Дополнение от автора: не желая постоянно жить в Москве или Петербурге и не имея средств для покупки собственного жилья, Чайковский искал для аренды дом в уединённом тихом месте под Москвой, чтобы после утомительных гастрольных поездок иметь возможность полностью отдавать себя творчеству.
«Не имея средств покупки собственного жилья» - и это при мировой известности»!!! А Родину все равно любил и не стеснялся ее. Любил, творил — вот что он написал, после того, как все же нашел себе жилье неподалёку от Клина:
«Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придёт, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам!…
Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры».
Макаревич - Наверное, стопроцентным израильтянином я себя буду ощущать, когда я легко начну говорить на иврите, и, главное, ─ понимать, что говорят мне.
Сейчас я что-то говорить могу, но вот с обратной связью сложнее. Вообще говоря, там, где мне есть, что делать, я себя чувствую превосходно. <…> Мне совершенно неважно, Россия, Израиль, Америка или Австралия. <…>
У евреев очень хорошо с чувством юмора. Но есть некоторые вещи, над которыми евреи шутить могут, а вот люди другой национальности ─ нет. Потому что в этом случае это для них будет обидно. Сами над собой они в этой ситуации могут посмеяться. Я это понимаю очень хорошо.
Люди такие, какие они есть. И чему-то они, я надеюсь, обучаются в процессе соприкосновения с новой реальностью. Но быть деликатным, внимательным и любознательным никому не вредно.
Вместо эпилога… Два композитора, два гражданина, два патриота.