📆 03.04.2022
📖 Гал 1:17-2:10
👤 Петлин Сергей
Недавний социальный опрос показал, что более половины россиян (52 процента) доверяют методам народной медицины. Список болезней, от которых можно исцелиться, не обращаясь к специалистам, не ограничивается банальной простудой. В каталоге болезней газеты «Вестник ЗОЖ» насчитывается более сотни недугов, которые предлагается излечить с помощью «сомнительных» лечебных средств и методов народного врачевания. Некоторые методы предполагают лечение травами, а некоторые выглядят более чем странно, тем не менее, они принимаются людьми наравне с прочими предлагаемыми способами лечения. Например, желтуху (гепатит) советуют лечить добавлением вшей в выпечку или же поеданием этих паразитов в чистом виде.Эпилепсия, по утверждению народных целителей, отступит навсегда от комбинации пырея ползучего, детской мочи и жженых квасцов (речь идет о присыпке для наружного применения, которая используется в медицине, в основном — в дерматологии, состоящая из обезвоженных алюминиевых квасцов, двойных сернокислых солей алюминия и пр.).
Почему люди готовы прибегать к таким, мягко говоря, странным средствам? Возможно, потому что невысока цена на лечение, также не надо тратить время на диагностику, не надо исследовать, как это работает, достаточно довериться разговорам, что кому-то какое-либо средство помогло. Так же нередко к таким способам лечения людей подвигает отчаяние. Им кажется, что они испробовали все традиционные методы, от которых не было пользы. Совокупность всех этих факторов влияет на решение людейдовериться иногда даже опасным для здоровья методам.
Нечто подобное зачастую происходит с Евангелием Благодати Божьей. Некоторым людям кажется, что Евангелие не дает ожидаемый эффект. Кто-то долгое время не может избавиться тайного греха и начинает думать, что Евангелие не имеет силы, поэтому нужно прибегнуть к рекомендациям «специалиста», который, как говорят, дает дельные советы, а не учит не имеющему для них практической ценности богословию. Другие – достаточно давно в церкви, но так и не могут испытать того чувства, которое убедило бы их, что они спасены. Поэтому они ищут что-то, что точно даст им гарантии их спасения. Третьи устали от того, что они так и не избавились от чувства вины, поэтому перестали искать прощения в Евангелии, а начинают присматриваться к методикам, которые учат, как простить себя и тем самым избавиться от угнетающих мыслей. И в это время приходят «народные целители», которые под маской «высокой духовности» и предлагают простой путь решения возникших проблем. Например, такие «специалисты» предлагают обремененным душам один из видов инкаутера (Инкаутер - особая встреча с Богом через созданную обстановку и методы), или испытать чудесную силу помазания через излияние, как они обещают, Духа. Другие советуют обратиться к исцеляющей силе мощей, через которые снизойдет благодать, или приобрести индульгенцию, в которой даже стоит печать, что у имеющего ее на десять миллиардов лет сокращается срок пребывания в чистилище. А кто-то настаивает на необходимости обратиться к древним корням христианства – к отцам, чтобы точно быть уверенным, что спасен, так как принадлежишь правильной религии. И таких предложений множество, но все они говорят об одном: Евангелия недостаточно для спасения, но есть то, что точно поможет его приобрести.
Галаты жили у истоков христианской веры. Поэтому им были еще неведомы многие из известных нам скопившихся за всю историю церкви предложений, методов и средств, отвергающих Евангелие и предлагающих ложные основания уверенности в спасении. Они столкнулись только с одной разновидностьюотвержения Евангелия, которую можно назвать возвращением к корням (к религии отцов). Лжеучителя предлагали вернуться к истокам Закона и не верить Павлу. То есть эти люди призывали галат положиться на то, что, по их убеждению, гарантировало спасение со времен Авраама. «Если не обрежетесь, как Авраам, не можете спастись», – утверждали они. Причина, по которой Галаты стали их слушать, – та же, по которой люди внимают лжеучителям сегодня. Они стали сомневаться в Евангелии или вообще не верили в силу Благой Вести для спасения грешников.
В тексте, который мы сегодня с вами будем изучать, Павел напоминает галатам о том, как Евангелие с силой действует и в их время. Он делает это, чтобы утвердить своих адресатов в том, что они приняли от него Весть, которая исходит от Самого Бога, а не придумана человеком. Павел показывает, что то же самое Евангелие, которое галаты слышали от него, до них уже действовало Божьей силой в других местах.
В сегодняшнем тексте Павел напоминает о победоносном шествии Евангелия от Дамаска до Галатии. По мнению многих, к которым отношусь и я, Послание к Галатам является самым ранним посланием всего Нового Завета. Это послание написано примерно в 48 г. после рождения Иисуса Христа. Но даже ко времени написания мы можем видеть Божью силу в спасении грешников, через Евангелие Благодати, которое проповедовал Павел.
Откройте Послание к Галатам, где с 1-й главы 17-го стиха по 2-ю главу 10-й стих читаем:
(1 гл.) 17чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(2 гл.) 1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. 3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. 6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. 7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных - 8ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, - 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.».
Чтобы утвердиться в силе Божьей, которая действует через Евангелие, нам необходимо видеть, как Евангелие действовало в реальной истории и конкретных географических местах. Поэтому сегодня мы сделаем больший упор на хронологию событий, связанных с действием Евангелия, которое проповедовал Павел. Я понимаю, что некоторым будет сегодня трудно, но в дальнейшем вы сможете глубже понимать ценность Благовествования, которое Павел защищает в Послании к Галатам. И это поможет вам рассеять многие сомнения и больше доверять той Вести, которую проповедовал Павел. А также вы будете иметь убежденность, чтобы не поддаваться искушениям искать пользу для своей души в чем-то или в ком-то еще, кроме вести о Христе, в которой открывается праведность Божья через веру.
Итак, в прочитанном тексте мы можем увидеть шесть рубежей победоносного шествия Евангелия от Дамаска до Галатии.
Давайте коротко вспомним о том, что мы уже говорили (что будет первым рубежом):
ПЕВЫЙ РУБЕЖ:
Евангелие Благодати возвещается иудеям в Дамаске, Аравии и Иерусалиме.
В Гал.1:17-18 читаем: «17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать».
1. 33-34 гг. - Обращение Павла по дороге в Дамаск (Гал.1:15 и Деян.9:3-18).
Павел обратился ко Христу примерно через полгода – год после вознесения Христа. Это произошло, когда воскресший Христос остановил Павла по дороге в Дамаск, куда он шел, чтобы уничтожать учеников Христа. Мы читаем об этих событиях в Гал.1:15 и Деян.9:3-18.
2. 34-35 гг. Павел проповедует в Дамаске, Аравии, и снова в Дамаске (Гал.1:17 Деян.9:19-23).
Ранее мы говорили, что Павел сразу же после своего обращения начал проповедовать Евангелие, которым был спасен он сам. Евангелие теперь наполняло его сердце и разрушило цепи закона в его душе. С этой вестью он и пошел на территорию язычников, чтобы делиться ею в синагогах с теми евреями, которые находились далеко от Иерусалима, а значит и от тех дел, которые совершил Иисус для спасения. И мы говорили, что в Аравии его проповедь произвела большое возмущение среди преданных закону евреев, поэтому царь Арета приказал своему военачальнику схватить Павла. Несомненно, к таким действиям его подстрекали иудеи: «Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его» (Деян.9:23). Павел возвращается в Дамаск, но его и там хотели схватить, чтобы предать смерти. Поэтому он бежит из этого города. Его спускают в корзине со стены, и он идет в Иерусалим.
3. 38 г. Через три года после своего обращения Павел идет в Иерусалим (Гал.1:18; Деян.9:26-29).
В Иерусалим Павел пошел не для того, чтобы советоваться с апостолами в том, как правильно проповедовать, поэтому в Послании к Галатам он подчеркивает, что, пришедши в этот город, он не видел никого, кроме Петра и Иакова, брата Господнего. Чем же Павел занимался в Иерусалиме? В Деян.9:28-29 читаем: «28И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. 29Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его».
ВТОРОЙ РУБЕЖ:
Евангелие Благодати спасает грешников в Тарсе.
Гал.1:21-24: «21После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. 22Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - 24и прославляли за меня Бога».
4. 38 г. Павла провожают в Кесарию, а затем и в Тарс (Деян.9:30).
В книге Деяния Апостолов читаем о том, что в Иерусалиме иудеи опять хотят убить Павла за то, что он проповедует, вследствие чего: «Братия, узнав [о сем], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс» (Деян.9:30). Сравните эти слова (из книги Деяний), со сказанным в Гал.1:21: «После сего отошел я в страны Сирии и Киликии».
Чем Павел занимается в своем родном городе Тарсе? Чтобы быть уверенным в том, что Павел делал в родном городе, нужно будет заглянуть немного дальше от рассматриваемых нами событий, и тогда для многое прояснится.
Во время Иерусалимского собора было составлено письмо, адресованное конкретным церквам, содержащее в себе следующее: «…Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться» (Деян.15:23). Церковь в Антиохии, как адресат, нам понятна, потому что из-за событий, произошедших там, и был собран собор (мы скажем об этом чуть позже), а вот откуда взялась церковь в Киликии? Если мы посмотрим на маршрут первого миссионерского путешествия, то увидим, что Павел и Варнава не были в Киликии во время этого путешествия. И в книге Деяний не упоминается ни о ком, кто кроме Павла был в Киликии. Отсюда, мы можем сделать твердый вывод: Павел находился в своем родном городе Тарсе (расположенном в римской провинции Киликии), куда он был отправлен, после того, как его хотели убить в Иерусалиме (Деян.9:30). Киликия находилась рядом с Галатией, поэтому Павел упоминает ее в Гал.1:21.
Христиане из Галатии знали, что в Тарсе есть церковь, основанная через проповедь того же Евангелия, в которое уверовали и они. Потому что и в Киликии, и в Галатии проповедовал один и тот же апостол Павел. Но дело было даже не в Павле, а в той вести, которую он провозглашал. Павел был лишь глиняным сосудом, который Бог наполнил драгоценным Евангелием, как он сам об этом говорит в 2Кор.4:7; «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам».
ТРЕТИЙ РУБЕЖ:
Евангелие Благодати спасает грешников в Антиохии Сирийской (Гал.2:1-3).
В Гал.2:1-3 читаем:
«1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. 3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться».
В первом стихе сказано, что через четырнадцать лет Павел ходил в Иерусалим. Четырнадцать лет, о которых говорит Павел, – этовремя не после его первого посещения Иерусалима как христианина, а после обращения по дороге в Дамаск. Павел, как мы уже говорили, обратился в промежутке с конца 33-го по начало 34-го гг. То есть посещение Иерусалима, о котором идет речь в Гал.2:1-3, произошло через четырнадцать лет после его встречи со Христом.
В этот раз Павел идет в Иерусалим вместе с Варнавою и берет с собой Тита. Откуда взялся Тит? Чтобы понять это, нам необходимо отмотать стрелку времени на год назад от события, когда Павел во второй раз посещает в Иерусалим:
5. 46-47 гг. Через 13 лет после обращения Павла в Дамаске, Варнава приглашает его в Антиохию Сирийскую (Деян.11:25).
Пока Павел основывал церкви в Киликии и в Тарсе, произошло одно знаменательное событие. Бог, через Евангелие, без участия кого-то из апостолов, основывает церковь в Антиохии Сирийской. В Деян.11:20-21 читаем: «20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу». Узнав об этом, апостолы решили послать туда Варнаву. Варнава идет в Антиохию и проповедует в этом городе. Потом Варнава посещает Тарс и приглашает Павла совершать служение в Антиохии. Они вместе проповедуют там один год: «25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:25-26). Скорее всего, Тит был одним из обращенных через проповедь Евангелия в Антиохии Сирийской.
6. 47-48 гг. Через 14 лет после обращения, Павел идет в Иерусалим по причине откровения (Гал.2:1-2; Деян.11:27-30).
В Гал.2:2 Павел пишет: «Ходил же по откровению…». По какому откровению? Я предложу самую очевидную версию, которая, на мой взгляд, более всего согласуется со всей хронологией событий и описана в Библии. Когда Павел был в Антиохии, туда пришел пророк Агав и рассказал об откровении, данном ему от Бога: о предстоящем в Иудее голоде. Посмотрите, как это событие описано в книге Деяний:
«27В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. 28И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. 29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла» (Деян.11:27-30).
Павел и Варнава идут с пожертвованиями от язычников для иерусалимской церкви и берут с собой обращенного из язычников брата с римским именем – Тита.
7. В Иерусалиме апостолы не принуждали обрезываться Тита (Гал.2:3).
В Гал.2:3 читаем: «Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться». Это очень важный момент для галат, поверивших, что для спасенияязычникам необходимо обрезываться. У апостолов даже мысли не возникло о том, чтобы обрезывать Тита. Они приняли его как брата во Христе, спасенного по Божьей благодати. Возможно, вам непонятна огромная значимость, которая заложена в этой фразе, но я попробую это проиллюстрировать:
Представьте себе: вы – те, кто живет в XVII веке. Вы уверовали в Евангелие в результате проповеди реформаторов, а потом начали сомневаться в его истинности, потому что попали под влияние православного священника, который уже почти убедил вас, что, если вы не креститесь в православной церкви, не можете спастись. Узнав об этом я говорю вам: «Вы знаете, когда я был у патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса, то не он не только не потребовал от меня креститься, но даже предложил разделить с ним евхаристию». Если вы хоть немного знакомы с православием, то вы знаете, что убежденный православный священник не предложит евхаристию тем, кого он считает сектантом. Как мой пример привел бы в недоумение желающих перейти в православие, так и фраза Павла: «апостолы не принуждали язычника обрезаться» должна была вызвать шок у тех, кто попал под влияние лжеучителей. Павел этими словами хотел подчеркнуть, что учение об обрезании никак не могло исходить от апостолов.
ЧЕТВЕРТЫЙ РУБЕЖ:
Евангелие Благодати вскрывает лжебратьев.
В Гал.2.4-5 читаем: «4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас».
8. Когда Павел, Варнава и Тит находились в Иерусалиме, на них оказывали давление лжебратья, чтобы они обрезали Тита, но они не уступили (Гал.2:4-5).
Павел и Варнава находятся в Иерусалиме, а вместе с ними и Тит. Иерусалимская церковь радуется их приходу, но не вся. Внутри церкви есть те, кто только снаружи кажется сторонниками учения о спасении только по благодати. Пока Павел с братьями не пришли в Иерусалим, эти люди (лжебратья) ничем не отличались от других христиан. Они приходили на богослужения, молились, слушали проповеди апостолов и Иакова, участвовали в хлебопреломлении по домам на вечерях любви. Они, возможно, даже приносили деньги к ногам апостолов, а после избрания семи диаконов отдавали их пресвитерам в церкви.
И вот, приходит Павел и приводит необрезанного Тита в церковь. Лжебратья приходят посмотреть на это отступление от их правил. «Как этот Тит может быть в церкви, будучи не обрезан?»,– спрашивали они. Через какое-то время их терпение заканчивается, и они подходят к Павлу и Варнаве и говорят: «Братья, у нас есть к вам вопрос: А почему вы не обрезываете Тита? Многие смущены этим. Еслибы Тит обрезался, это принесло бы церкви огромную радость, и все прославляли бы Бога».
Нам нужно понимать, что на тот момент лжеучителя еще не были вскрыты. Они еще не ставили условия перед Павлом, а просто просили обрезать Тита, руководствуясь как бы благими целями. Из-за этого еще труднее было противостоять их заблуждениям, потому что на тот момент у лжеучителей еще не было сформулировано ясное богословие, которое они бы озвучивали (они это сделают позже). Но, несмотря на их кажущуюся искренность, Павел смело называет этих людей лжебратьями, когда пишет послание к Галатам: «а вкравшимся лжебратиям…» (Гал.2:4). А до того момента, когда они были в Иерусалиме, еще не было ясно, кто они: братья или нет. Но проповедуемое Павлом Евангелие благодати вскрывало их подлинную сущность.
Вы никогда не узнаете, кто перед вами, пока не начнете ясно проповедовать Евангелие. Спасенные люди так же могут сомневаться в чем-то или не соглашаться сразу со всеми вашими утверждениями. Но спасенные не будут придумывать доктрины, которые отвергают спасение по Божьей благодати. Спасенные всегда будут учить доктрине спасения по благодати, без каких-либо дополнительных условий.