А хотелось бы – не правда ли?
Поэтому многие из нас и обманывают самих себя, полагая, что они любят Бога искренно – как сказано в заповеди: «всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею…» (Мк. 12.30)
Увы – в большинстве случаев это самообман.
Давайте разберем, почему. И поможет нам в этом батюшка Серафим.
Любовь к Богу начинается со страха Божия. Тот, у кого этого страха нет, и никогда не было, никогда и не полюбит Бога по-настоящему.
Просто потому, что он не понимает, Кого собрался любить.
Это все равно, что ребенок будет относиться к папе, как любимой игрушке.
Игрушку люблю и папу люблю… Но папа – это не игрушка.
Так и в нашем случае. Страх Божий должен быть обязательно.
Но его еще и не так просто приобрести.
«Страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего, что в мире, сосредоточит все свои мысли и чувства в одном представлении о законе Божьем и весь погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного святым блаженства».
Это замечает батюшка Серафим.
Итак, чтобы приобрести страх Божий нужно переносить центр своего внимания из мира на Бога… А от мира – нужно отрекаться.
Да это как – нельзя сидеть между двух стульев.
Да – нужно выбрать один из них. И если ты выбираешь вместо этого мира мир Божий – от этого мира нужно отречься.
И батюшка Серафим объясняет, почему:
«Нельзя отречься от мира и прийти в состояние духовного созерцания, оставаясь в мире. Ибо доколе страсти не утишатся, нельзя стяжать мира душевного. Но страсти не утишатся, доколе нас окружают предметы, возбуждающие страсти».
Все понятно и закономерно.
Курильщик, желающий бросить курить, должен держаться подальше от сигарет, пьяница – бутылки, блудник – развратных женщин, наркоман – наркотиков…
От всего этого нужно «отречься», если ты реально хочешь избавиться от этих пагубных страстей.
Но и со всеми другими «зависимостями» действует тот же самый принцип «отречения». По-другому – никак.
Мало этого – нужно еще подвизаться в молитве.
Но как ты это будешь делать, находясь в окружении всего того, что возбуждало в тебе все греховное?
Ты просто не сможешь даже сосредоточить свое внимание на молитве.
И батюшка Серафим вновь и вновь говорит об отречении от мира:
«Чтобы прийти в совершенное бесстрастие и достигнуть совершенного безмолвия души, нужно много подвизаться в духовном размышлении и молитве. Но как возможно всецело и спокойно погружаться в созерцание Бога и поучиться в законе Его и всею душою возноситься к Нему в пламенной молитве, оставаясь среди неумолчного шума страстей, воюющих в мире? Мир во зле лежит».
Ну а теперь мы подходим к главному – к любви к Богу.
Восстановим всю цепочку рассуждений.
Итак, чтобы приобрести любовь к Богу, нужно сначала приобрести страх Божий, а чтобы его приобрести, нужно отречься от мира.
Все – другого пути нет!
Если ты не прошел этим путем, ты никогда не приобретешь любовь к Богу. Все твои претензии на нее будут простым самообманом.
Другими словами твоя любовь к Богу никогда не будет искренней.
И вот оно – ключевое заявления св. Серафима по этому поводу:
«Не освободясь от мира, душа не может любить Бога искренне. Ибо житейское, по словам преп. Антиоха, для нее есть как бы покрывало».
«Любовь под покрывалом» - вот что нас ждет в этом случае.
Это знаете, похоже на что?
Как молодые любовники убеждают самих себя и друг друга, что любят друг друга, а на самом деле ничего кроме секса им друг от друга не нужно.
Вот и нас ждет такая же любовь к Богу.
Мы будем думать, что любим Бога, а на самом деле эта любовь будет всего лишь «покрывалом» нашего эгоистического желания получить от Бога…
Далее по списку:
- здоровья,
- благополучия,
- счастья,
- преуспевания,
- защиты от бед и неприятностей…
Ну и так далее.
У каждого из нас найдется что-то свое под «покрывалом» мнимой любви к Богу.
А между тем как искренняя любовь к Богу ничего этого от него просить и тем более требовать не будет.
Искренней любви достаточно самого Бога.
Все так, как и в человеческой любви. Искренней любви нужен сам человек и ничего больше. От всего остального человек готов в любой момент отречься.
А если под «покрывалом» этой любви нам требуется еще что-то - наша любовь точно не будет искренней.
Задумаемся об этом: любит ли кто-то из нас Бога искренне?