Найти тему
Александр Дедушка

Какая душа, по словам св. Серафима, не может любить Бога искренно? И что такое "покрывало" любви?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

А хотелось бы – не правда ли?

Поэтому многие из нас и обманывают самих себя, полагая, что они любят Бога искренно – как сказано в заповеди: «всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею…» (Мк. 12.30)

Увы – в большинстве случаев это самообман.

Давайте разберем, почему. И поможет нам в этом батюшка Серафим.

Любовь к Богу начинается со страха Божия. Тот, у кого этого страха нет, и никогда не было, никогда и не полюбит Бога по-настоящему.

Просто потому, что он не понимает, Кого собрался любить.

Это все равно, что ребенок будет относиться к папе, как любимой игрушке.

Игрушку люблю и папу люблю… Но папа – это не игрушка.

Так и в нашем случае. Страх Божий должен быть обязательно.

Но его еще и не так просто приобрести.

«Страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего, что в мире, сосредоточит все свои мысли и чувства в одном представлении о законе Божьем и весь погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного святым блаженства».

Это замечает батюшка Серафим.

Итак, чтобы приобрести страх Божий нужно переносить центр своего внимания из мира на Бога… А от мира – нужно отрекаться.

Да это как – нельзя сидеть между двух стульев.

Да – нужно выбрать один из них. И если ты выбираешь вместо этого мира мир Божий – от этого мира нужно отречься.

И батюшка Серафим объясняет, почему:

«Нельзя отречься от мира и прийти в состояние духовного созерцания, оставаясь в мире. Ибо доколе страсти не утишатся, нельзя стяжать мира душевного. Но страсти не утишатся, доколе нас окружают предметы, возбуждающие страсти».

Все понятно и закономерно.

Курильщик, желающий бросить курить, должен держаться подальше от сигарет, пьяница – бутылки, блудник – развратных женщин, наркоман – наркотиков…

От всего этого нужно «отречься», если ты реально хочешь избавиться от этих пагубных страстей.

Но и со всеми другими «зависимостями» действует тот же самый принцип «отречения». По-другому – никак.

Мало этого – нужно еще подвизаться в молитве.

Но как ты это будешь делать, находясь в окружении всего того, что возбуждало в тебе все греховное?

Ты просто не сможешь даже сосредоточить свое внимание на молитве.

И батюшка Серафим вновь и вновь говорит об отречении от мира:

«Чтобы прийти в совершенное бесстрастие и достигнуть совершенного безмолвия души, нужно много подвизаться в духовном размышлении и молитве. Но как возможно всецело и спокойно погружаться в созерцание Бога и поучиться в законе Его и всею душою возноситься к Нему в пламенной молитве, оставаясь среди неумолчного шума страстей, воюющих в мире? Мир во зле лежит».

Ну а теперь мы подходим к главному – к любви к Богу.

Восстановим всю цепочку рассуждений.

Итак, чтобы приобрести любовь к Богу, нужно сначала приобрести страх Божий, а чтобы его приобрести, нужно отречься от мира.

Все – другого пути нет!

Если ты не прошел этим путем, ты никогда не приобретешь любовь к Богу. Все твои претензии на нее будут простым самообманом.

Другими словами твоя любовь к Богу никогда не будет искренней.

И вот оно – ключевое заявления св. Серафима по этому поводу:

«Не освободясь от мира, душа не может любить Бога искренне. Ибо житейское, по словам преп. Антиоха, для нее есть как бы покрывало».

«Любовь под покрывалом» - вот что нас ждет в этом случае.

Это знаете, похоже на что?

Как молодые любовники убеждают самих себя и друг друга, что любят друг друга, а на самом деле ничего кроме секса им друг от друга не нужно.

Вот и нас ждет такая же любовь к Богу.

Мы будем думать, что любим Бога, а на самом деле эта любовь будет всего лишь «покрывалом» нашего эгоистического желания получить от Бога…

Далее по списку:

- здоровья,
- благополучия,
- счастья,
- преуспевания,
- защиты от бед и неприятностей…

Ну и так далее.

У каждого из нас найдется что-то свое под «покрывалом» мнимой любви к Богу.

А между тем как искренняя любовь к Богу ничего этого от него просить и тем более требовать не будет.

Искренней любви достаточно самого Бога.

Все так, как и в человеческой любви. Искренней любви нужен сам человек и ничего больше. От всего остального человек готов в любой момент отречься.

А если под «покрывалом» этой любви нам требуется еще что-то - наша любовь точно не будет искренней.

Задумаемся об этом: любит ли кто-то из нас Бога искренне?