📆 06.03.2022
📖 Гал 1:1-2
👤 Петлин Сергей
Сегодня мы возвращаемся в Новый Завет. Я очень благодарен брату Диме, что он взял на себя ответственность проповедовать на книгу Исход. Я бы не смог, но по благодати мы имеем такого брата в церкви, который тщательно и последовательно объясняет нам, как Бог выстраивал взаимоотношения с избранным Им народом. Благодаря проповеди на Ветхий Завет мы видим целостность Божьего откровения и богодухновенность всего Писания. Невозможно глубоко понимать Евангелие без изучения Ветхого Завета. Надеюсь, вы тоже благодарны Богу за дар нашей церкви в виде брата, взявшего смелость проповедовать на Исход. И, как я уже сказал, мы возвращаемся в Новый Завет.
Какое-то время назад мы тщательно изучали Послание к Римлянам, где Господь через апостола Павла очень подробно и ясно объяснял нам суть Евангельской вести. Изучая Послание к Римлянам, мы утвердились, что Евангелие – это весть от Бога, в которой открывается праведность Божья, которая не зависит от закона. Праведность Божья принадлежит Христу и даруется всем, кто возлагает свое упование на искупительное дело Христа.
Праведность Христа даруется всем верующим в Него благодаря Его активной праведности (Он прожил на земле праведную жизнь, исполнив всю волю Божью) и благодаря Его пассивной праведности (Он добровольно отдал Себя Самого на смерть, приняв на Себя наказание за грех, чтобы удовлетворить Божье правосудие). В результате произошедшего на Голгофе всем, возложившим упование на Христа, даруется Его праведность, благодаря которой верующий в Него имеет мир с Богом.
Потом мы не менее подробно изучали Послание к Евреям, где Бог через неизвестного нам автора разъяснял, почему Евангелие действенно и сегодня. Мы наслаждались созерцанием превосходства Христа над ангелами и людьми. Наше сердце находило покой в Евангелии, потому что мы видели из Послания к Евреям, как Сын Божий, второе Лицо Божественной Троицы, продолжает Свой искупительный труд в ходатайственном служении небесного Первосвященника, будучи всегда жив, чтобы спасать приходящих к Нему. Он есть и совершенная Жертва, которая находится в небесной скинии, и совершенный Первосвященник, который на основании совершенного Им подвига (Ис.53:11) ходатайствует о всех возложивших свое упование на Него.
Хронологически, сначала было написано Послание к Галатам - 50 год, потом Послание к Римлянам - 58 год, а после - Послание к Евреям – 68 год. Но логически, я думаю, мы расставили порядок верно: сначала суть Евангелия – Послание к Римлянам, потом действенность Евангелия – Послание к Евреям, и защита Евангелия – Послание к Галатам.
Послание к Галатам написано южным галатам, потомкам языческих племен – галлов, нападавших на Рим в IV-III веке до рождения Христа. Остатки этих племен осели на территории, которую принято называть Южная Галатия. Примерно в 46-47 годах по рождению Христа на этой территории через служение Павла и Варнавы в нескольких городах этой области были основаны церкви. Из книги Деяний мы узнаем, что этими городами были: Антиохия Песидийская, Листра, Икония, Дервия. Именно этим церквам и было адресовано в первую очередь Послание к Галатам.
Послание к Галатам, как и все остальные послания, не было написано на ровном месте. В церквах, которые были основаны Павлом, со временем христиане начали искажать Евангелие, изложенное апостолом в Послании к Римлянам (хотя это послание было написано позже, но устно Павел проповедовал Галатам то же самое, что мы сегодня читаем в Послании к Римлянам). Причиной искажения Евангелия послужили люди, которых принято называть иудействующие. Иудействующие – это люди, которые уверовали во Христа, при этом оставшись преданными закону Моисея. В своем учении они старались примирить закон Моисея и благодать Христа, искренне веря, что при этом они не отказываются от Христа. В результате их деятельности христианство в Галатии начало сливаться и растворяться в иудаизме.
Джон Филлипс справедливо отмечает, что «Письмо было направлено не только на то, чтобы заставить замолчать иудаистов, но и на то, чтобы раз и навсегда определить, что же такое христианство на самом деле». Истинное христианство связано не с церковными преданиями, не с христианскими традициями, не с религиозными обрядами, а с Евангелием. В Галатии происходило нападение именно на Евангелие.
Пока мы храним в своем разуме и своем сердце те истины, которые написаны в этом послании, мы так же как Павел храним Евангелие в своей жизни и жизни церкви. Если мы перестанем ценить значимость этого послания для церкви и лично для себя, мы не сохраним истину благовествования. Поэтому к этому посланию нам следует относиться так же, как к нему когда-то относился Лютер: «Послание к Галатам – это мое послание. Я как бы состою с ним в браке. Послание к Галатам – это моя Катерина [имя его жены]».
Галаты начали отворачиваться от истинного Евангелия и принимать ложное благовестие. Мы узнаем об этом из первой главы шестого и седьмого стихов: «6Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово». Нападения на Евангелие никогда не прекратятся на этой земле. И как бы нам ни казалось странным, но самые сильные и страшные нападения на Евангелие всегда происходят именно от тех, кто называет себя христианами. Я выражусь более точно. Нападение на Евангелие происходит прямо внутри и нашей церкви «Соло Гратия», среди ее членов. Потому что всякий член церкви, который не живет Евангелием, своим образом мыслей, своей реакцией на происходящие события, своим поведением размывает его суть. Помимо этого, каждый из нас читает разные книги, смотрит разные фильмы, слушает разные СМИ, внимает разным проповедям. Среди всего этого нередко привносятся идеи, которые атакуют и искажают Евангелие. И мы способны попасть под это влияние, если перестаем серьезно относиться к Посланию Галатам, которое призвано сохранить суть Евангельской вести.
Кто-то может сказать: «Так ли уж важны богословские формулировки из Послания к Галатам для спасения? Главное – верить в Иисуса». - Ответ на эти слова приводит нас к третьей составляющей из послания Галатам – предупреждение, которое говорит о том, насколько это послание важно и по сей день.
В-третьих, в Послании к Галатам есть очень серьезное предупреждение о двух опасностях.
Первая опасность заключается в том, что, отвергая евангельское учение, которое защищает Павел в Послании к Галатам, в церквах галатийских вообще перестали бы спасаться люди. Павел об этом очень ясно говорит в Гал.5:4: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати».
Когда в церкви размыто Евангелие, люди больше не спасаются. Без истинного Евангелия, несмотря на то, что члены церкви продолжают считать себя христианами, они остаются без Христа. Без истинного Евангелия, несмотря на то, что верующие продолжают говорить о благодати, они остаются без благодати. Это очень важно понять и растворить верой. Потому что церковь на земле существует для того, чтобы грешники обретали мир с Богом. Без верного учения об оправдании мир с Богом невозможен. И вот, что следует понимать: речь не идет о том, что церковь, которая приняла ложное Евангелие, не будет расти количественно. Церковь, которая поддалась размытому Евангелию, может увеличиваться численно, но она будет расти за счет неспасенных людей, потому что без истины благовествования люди не могут спасаться. А церковь, в которой люди не спасаются, теряет свое предназначение. Здесь важно уяснить, что чаще всего люди, пришедшие из язычества в церковь, спасаются после того, как становятся ее членами, хотя до того, как принять крещение, они соглашались со всеми доктринами. То есть, верить в Евангелие они начинают после того как дали интеллектуальное согласие. Поэтому в церкви, где не сохранилась истина благовествования, люди могут креститься, но не обретать спасение.
Вторая опасность состоит в том, что в церкви, которая не стоит на защите Евангелия, религиозные дела становятся важнее благодати, что неминуемо приведет к раздорам и ссорам, которые уничтожат ее: «13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. 14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Евр.5:13-15).
Как это происходит на практике? Мы можем по-настоящему любить друг друга только когда осознаем благодать Бога, явленную в нашем спасении. Если мы об этом забываем, то, читая книги и узнавая о том, как должны вести себя христиане, мы начинаем требовать от других исполнения этих правил. А если они не исполняют их, то мы сердимся и стараемся добиться от них слушания нашего мнения. Или сами обижаемся, если кто-то напоминает нам о том, как должны поступать христиане. Мы не можем обойтись в церкви без правил, без обрядов, без традиций, такое просто невозможно. Но когда Евангелие хранится и проповедуется, правила, обряды, традиции становятся благом и служат к созиданию общины. А когда Евангелие не защищается, тогда перечисленное выступает на первый план и перерастает в повод для обид, обвинений, ссор, сплетен, осуждений и т.д. Поэтому, когда мы читаем Послание к Галатам, создается такое впечатление, что Павел переживает о том, что он не успеет защитить Евангелие и христианская церковь погрузиться во тьму законничества или антиномизма.
Защиту учения об оправдании верой (которое есть суть Евангелия) в послании Галатам апостол строит из трех частей. Для наглядности нам лучше изобразить эти части в таблице.
Разъяснение сути Евангелия Благодати
(2:1-10);
- Оправданные верой во Христа являются сынами Авраама (3:1-9);
- Оправдание верой и закон не могут жить вместе (4:20-31).
- Оправдание верой дарует свободу жизни во Христе
(5:1-15);
- Оправдание верой – это жизнь Духа, а не плоти
(5:16-21);
- Оправдание верой, превозносит крест Христа, в практической христианской жизни (6:1-18).
Божественный Авторитет Евангелия Благодати (Гал.1:1-2:21).
- Избранный Апостол Евангелия Благодати (1:1-5), – Бог решил дать Евангелие через Павла, апостола благодати.
- Откровение Евангелия Благодати (1:6-12), – апостол Павел получил Евангелие через пророческое откровение.
- Превосходство Евангелия Благодати над Апостолами (1:13-24), – Павлу не надо было советоваться и сверяться с другими апостолами, так ли он проповедует
- Апостольское единство в Евангелии Благодати (2:1-10), – когда Павел сверился с апостолами, они протянули руку общения.
- Универсальное спасение в Евангелии Благодати (2:11-21), – и иудеи, и язычники оправдываются перед Богом одним путем.
- Оправданные верой во Христа являются сынами Авраама (3:1-9), – «кто сын Авраама?», - тот, кто принадлежит к числу спасенных.
- Оправданные верой наследуют благословение, обещанное потомкам Авраама (3:10-14), – сыны Авраама наследуют благословения, обещанные ему Богом.
- Закон не отменял оправдание верой (3:15-29), – закон не отменил обещания данные Аврааму.
- Оправдание верой отображает Христа (4:1-19), – освящение невозможно без учения об оправдании.
- Оправдание верой и закон не могут жить вместе (4:20-31), - никто не может спасаться и закон и верой одновременно.
Применение в жизни Евангелия Благодати (Гал.5:1-6:18).
- Оправдание верой дарует свободу жизни во Христе (5:1-15), – истинная христианская свобода возможна только оправданным верою.
- Оправдание верой – это жизнь Духа, а не плоти (5:16-21), то есть оправданные верой живут сверхъестественной жизнью.
- Оправдание верой превозносит крест Христа в практической христианской жизни (6:1-18), – тот, кто оправдан через веру, живет жизнью, которая превозносит крест Христа.
Проблемы, которые были в Галатии, не остались в первом веке, они преследуют христиан на протяжении всей истории церкви. Поэтому Послание к Галатам не потеряет своей актуальности никогда, поскольку нападение на Евангелие не закончится никогда, потому что: Первое, всегда будут лжеучителя, желающие примирить благодать и закон; Второе, плоть будет восставать на Евангелие.
Каждый христианин время от времени испытывает сомнения в своем спасении, поэтому становится открыт к тому, чтобы принять ложное основание для уверенности, основанное на делах, будь то крещение в правильной церкви, участие в евангелизациях, церковных служениях, социальной помощи нуждающимся и т.п. То есть все, что придает человеку ложную и краткосрочную уверенность в спасении, основанную на усилиях плоти, так или иначе нападает на Евангелие. Посмотрите, что об этом говорил Лютер: «…человеческая слабость и нищета таковы, что в муках совести и под страхом смерти мы не смотрим ни на что, кроме наших дел, заслуг и Закона».
Церковь всегда вовлечена в миссию. Все христиане имеют поручение от Христа –приобретать учеников для Него через проповедь Евангелия. Все, кто участвует в этой миссии церкви, всегда находятся в искушении сделать Евангелие удобным для принятия Его грешниками. Этим самым нападение на Евангелие происходит со стороны тех, кто искренне уверен, что исполняет миссию Христа. Например, на одном из англоязычных сайтов, в котором представлено множество комментариев на книги Библии, я недавно увидел баннер, призывающий поддержать миссию, которая трудится в Уганде. Эта миссия взяла на себя обязательство основывать по одной церкви в год в этой стране. Как вы думаете, что будет делать эта миссия, чтобы исполнить свои планы? Чем в первую очередь начнут жертвовать, если планы будут нарушаться? Верностью Евангелия или своей репутацией?
Нам важно хранить верность Евангелию, потому что Бог по-прежнему продолжает спасать грешников только через Евангелие. Когда Евангелие искажается, спасение грешников под угрозой, потому что ложное Евангелие способно плодить только ложных христиан.
Главный вопрос жизни для каждого человека по-прежнему остается тем же, что был со времен грехопадения: Как ты оправдаешься перед Богом? Если человек заблуждается в вопросе оправдания, то все его религиозные подвиги бесполезны и суетны, все его моральные совершенствования имеют только вид благочестия, вся его жизнь превращается в пустую череду событий, движущуюся к угасанию.
В Книге, которую я написал для церкви, и которую, надеюсь, мы издадим, проводится мысль о том, что самое главное дело, которое совершается Богом на земле, во все времена заключается в том, что Бог собирает Своих избранных. Сейчас мы живем во времена церкви, поэтому Бог сегодня созидает Свою церковь. Вкладывать свою жизнь в созидание церкви – значит заниматься самым главным делом во Вселенной.
События в мире всегда претендуют на то, чтобы затмить глаза христиан и увести их в сторону от главного дела на земле. Конечно, мы не можем не реагировать на происходящее, но мы не имеем права забывать о главном. Когда Евангелие размыто в умах христиан, тогда им невозможно не поддаться соблазну во время войны посвятить себя войне, а во время мира – посвятить себя комфорту. В то же время, христиане, которые верно хранят Евангельскую весть, всегда помнят, что самая большая нужда людей, в каких бы обстоятельствах люди ни находились, – это праведность Божья. Поэтому они могут, например, искренне плакать вместе с родителями, потерявшими ребенка, при этом напоминая своему сердцу о том, что родителям стоит переживать о своей неправедности перед Богом больше, чем о потере ребенка. Потому что пройдет время, и их страдания о ребенке если не забудутся, то обязательно притупятся и не будут такими тяжкими, в то время как страдания в геенне огненной не закончатся никогда и не притупятся никогда, потому что без праведности никто не увидит Бога. И поэтому, плача с родителями, которые не могут утешиться, христиане, хранящие в своем сердце верность Евангелию, внутренне молятся о том, как и в какое время сказать безутешным родителям, что на них открывается гнев Божий с неба, и что для них есть благая весть о Божьей праведности. И в этом нет никакого цинизма и жестокосердия, наоборот – сострадание и огромное милосердие. Неверующие этого не поймут никогда, поскольку все их надежды связаны только с этим проклятым и злым миром, который они тщетно стараются улучшить. Евангелие Божьей благодати постоянно напоминает этому миру, что он нуждается не в улучшении, а в искуплении. Мир этому не верит. Но спасенные христиане с терпением и любовью продолжают возвещать погибающим людям о праведности Божьей несмотря на то, что Евангелие Благодати никогда не может быть принято плотским человеком, потому что с человеческой логики, оно полностью состоит из парадоксов, которые такой человек воспринимает как противоречия.
Евангелие Благодати возвещает о том, что Бог стал Человеком, оставаясь Богом; Что безгрешный Сын Божий стал грехом на кресте; Что Он умер, но Он и воскрес; Что верующий в Него стал праведным, оставаясь грешным; Что грешник спасается через одну лишь веру, но не ту, которая одна; Что спасенный Христом живет во плоти, но не живет по плоти; Что верующий во Христа умер для греха, но призван умерщвлять грех; Что верующий чужд закону, но подзаконен Христу, но душевный человек не способен это принять.
Почему же мы продолжаем проповедовать то, что является безумием для невозрождённого человека? Почему бы не изменить или не сократить Евангелие до уровня: «Попроси прощения во имя Иисуса, и Бог обязательно простит тебя, ведь Он тебя уже любит»?» Это же звучит логично и может быть понято и даже принято душевным человеком. К тому же, в этих словах есть все, что напоминает Евангелие: есть Иисус, есть Бог, есть Божья любовь, даже есть просьба о прощении. Но чего же нет в этой вести? - Учения об оправдании, которое делает доносимую весть Евангелием. Почему мы не искажаем благовествование Христово, но проповедуем его так, как оно дано через Павла? - Потому что только Евангелие, в котором открывается праведность Божья, есть сила Божья ко спасению всякому верующему.
- Что Бог имеет мир с вами?
- Что Бог не стыдится называть вас Своими детьми?
- Что Бог доволен вами, доволен вашей жизнью?
Дима спросил в прошлое воскресение: «Растете ли вы во Христе?», - что вы ответили на этот вопрос? Расти во Христе – значит:
- Ваша уверенность в спасении укрепляется, а не ослабевает;
- Ваша любовь ко Христу возрастает, а не угасает;
- Ваша ревность по созиданию церкви так же возрастает по мере вашей любви ко Христу;
Все это может происходить только тогда, когда вы все глубже и глубже познаете Евангелие, в котором открывается праведность Божья, и растворяете верой то, что знаете.
Если что-то из перечисленного выше в вашей жизни отсутствует, значит Евангелие в вашей жизни полностью или в какой-то его части потерпело искажение. Позаботьтесь о том, чтобы истина благовествования сохранилась в вашем сердце в том виде, в котором ее проповедовал Павел.