Найти тему
Чтение с карандашом

Дюна, смерть без обновления

На днях наткнулась на материалы к новому фильму от Дени Вильнёва. Поняла, что таки самое время собраться с силами и довести до ума давно начатую статью посвященную одноимённой книге.

В конце концов для меня "Дюна" Френка Герберта стала одной из самых странных книг, которые когда-либо приходилось читать. И речь сейчас не о силе слова или жанре повествования. Напротив, это редкий случай, когда большая часть "элементов" книги входит в число любимых. При этом собранные вместе они начинают производить странное и неоднозначное впечатление.

Я люблю миф в любом его проявлении, люблю становление героя, люблю политические романы, люблю многоплановые произведения с большим количеством персонажей. Казалось бы где-где, а Дюне всего этого предостаточно ещё и написано с огромным мастерством, но всё время прочтения меня преследовало чувство, будто чего-то не хватает, что-то не так, неправильно.

Вопрос не в технических нюансах или описании военных действий. Для меня подобные вещи сильно вторичны и в хорошо написанной книге,а Дюна именно такова, я если и могу заметить такие вещи, то сильно постфактум.

Вопрос именно в морали и философии книги, в тоне, который задают герои. Поле Атрейдесе.

Спустя некоторое время после прочтения, когда все эмоции успели улечься, а нюансы ещё не начали забываться, стараясь ответить на свои вопросы, я попробовала представить персонажей истории в нашей с вами действительности. Все они оказались понятны, даже актуальны... кроме главного героя. Не потому что перед нами мальчик-муж, способный объединить разрозненные племена, живое пророчество и молодой бог, с этим всё в как раз хорошо - та самая мифологичность, которая очень красиво показана в фильме Вильнёва. О ней я уже пробовала писать ранее. Вопрос в решениях, которые принимает Пол и последствиях, следующими за таковыми.

С первых страниц понятно: перед нами Герой и Молодой Бог, персонаж мифа, пусть и заброшенный в футуристический антураж. Он по-определению не может быть таким как все. Тем более также с самого начала с ним сначала подозрение, а позже и знание будущего Предназначения.

Сила рока ведёт Пола вперёд с первой до последней страницы. При этом, помимо главного героя, мы повсюду видим маркеры коца эпохи.

У императора нет сына, лорды ищут способ посадить своего потомка на престол, орден Бене Гессерит переходит из ожидания в наступление, готовя почву для своего мессии. Да и в целом книгу переполняет чувство усталости и затхлости, предвестия необходимости перемен.

Должна произойти революция, изменяющая базовые принципы демонстрируемого общества. Наступить новая эпоха, диалектически отрицающая предыдущую.

Только ничего не происходит, более того я с трудом представляю как на момент завершения первого тома ситуацию можно повернуть так, дабы исправить итоговое положение дел. Фактически всё же случилось. Старое отменено, новое началось. Кроме того Пол уже пережил две инициации: из юноши в мужчину и из человека в бога. Более того обе они сомнительны с позиции символизма, в первую очередь так как случаются скорее как следствие воли главного героя, а не рока или обряда с надлежащим ему смысловым наполнением. Для мифа о Молодом Боге подобное критично. Для истории о смене эпохи тоже.

Первое перерождение Пол переживает в пустыне, согласно книге становясь ментатом, согласно фильму Вильнёва убивая человека способного стать ему другом. Не могу не отметить, что второе кажется мне гораздо более сильным шагом: за смертью следует возрождение и перерождение. Убивая врага, Пол символически убиваем и себя, того кем он был до сих пор, принимая новую роль и себя одновременно. Это классическая инициация.

Книжный переход мгновенен и выглядит почти как случайный. Жизнь героя также делится на до и после, но кому он уподобляется? Что обретает герой, в пространство чего он переходит? С позиции мифа - это важнейший вопрос: кем он был и кем стал.

Если бы становление ментатом символически отделило Пола-человека от Пола-бога, было бы понятно. Только для этого ещё слишком рано - это дело второй инициации, прохождения испытания водой, окончательного принятия судьбы и рока. Пока же Пол Атрейдес должен стать лишь Полом Муаддиб'ом.

Ещё больше у меня вопросов ко второй инициации, где непонятно почему она происходит в выбранный момент. Это единственный сюжетный элемент книги причины которого я не поняла и не увидела, а он ключевой!

Это перерождение должно было бы стать окончанием борьбы за власть одного из герцогов и появлением Мессии, началом джихада. Фактически же именно произошедшая, согласно желанию Пола, инициация позволяет ему остановить революцию, огранив её дворцовым переворотом, сместившим императорский дом, выпуская накопленную энергию в свисток и обесценивая свой же путь, демонстрируя смерть не несущую возрождения. При этом и выхода за пределы описываемого мифа тоже нет дабы говорить, что перед нами некто больший очередного Героя.

На момент написания статьи, я не прочитала только первый том и не горю желанием заглядывать дальше(пусть и стоило бы), слишком уж коробит описанная выше картинка, выхода из которой подобрать не получается. Для революции стычки на Арракисе мало, а силы реализовывать нечто большее - нет. У Пола нет армии, помимо отрядов фрименов, нет влияния и, самое главное, нет цели, нет Духа, сверхидеи на которой мог бы быть выстроен новый мир.