Николо-Перервинская обитель накануне Рождества: впечатления

Пахло настоящим Рождеством, люблю посещать святые места… Вокруг снега полно, что еще больше придавало рождественской магии.  Район охраняли не только доблестные полицейские, но и дружинники; самосвал перегородил дорогу, чтобы ничья нездоровая голова не посмела ворваться на территорию Николо – Перервинского монастыря. Пожалуй, главная жемчужина района Печатники, чьи широкие, поднебесного цвета, главы куполов видны даже из окна моей квартиры в соседнем районе.

Николо – Перервинский монастырь
Николо – Перервинский монастырь

По преданию, монастырь был основан во времена Куликовской битвы, на берегу Москвы-реки, на возвышенности, откуда открывались потрясающие виды, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, этакий тихий уголок в суетливом море житейских головоломок. До революции он был небольшим мужским монастырём, а сейчас это маленькое православное государство, с 1995 года имеет статус Патриаршего подворья.

Перервинским он назван не просто так, название получено от близлежащей местности – «перерва». Здесь Москва-река делает петлю, и однажды перешеек между сближенными частями излучины был прорван вешними водами. Отсюда и пошло название перерва — «промой, новое русло». Ещё в средневековых источниках данная территория к юго-востоку от Москвы того времени звалась Перерва, то есть там, где прерывается Москва-река. А ведь первоначально монастырь именовался «Никола Старый». Есть версия, что название монастыря изменилось на нынешнее после пророческих слов митрополита Платона: «Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Прови́дению, которое печётся о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперёд по тому пути, на который ты так успешно ступила».

Было морозно и солнечно, вход в обитель осуществлялся через ворота белоснежной надвратной церкви Толгской иконы Божией Матери в стиле барокко. Ее построили в 1733 году при игумене Варлааме. Через три десятка лет, в 1768 году, церковь отошла в приход села Сабурова, став приходской, и только в начале Х I Х века вновь стала монастырской. В 1785-1786 гг. храм был оштукатурен и впервые расписан. Под церковью находилось сначала двое ворот. В одни из них, названные «водяными» (отсюда ходили за водой на Москва-реку), мы с сыном и зашли, они построены в конце XVII века и до сих пор работают. Другим повезло меньше - их заложили, получилось своеобразна палатка, в которую по свидетельству начала XIX века, клали покойников. Это сейчас церковь белая с красными окошками, а ранее она была вся выкрашена в красный.

Ворота надвратной церкви Толгской иконы Божией Матери
Ворота надвратной церкви Толгской иконы Божией Матери
Ворота надвратной церкви Толгской иконы Божией Матери
Ворота надвратной церкви Толгской иконы Божией Матери

А дальше ждала красота! Снег аккуратно убран, тишина, людей практически нет, прямо - рождественская инсталляция: внутри картина рождения христа, фигуры ягнят, ангелочки свисали с еловых веток, а как стемнело включили гирлянды и горела ярко вифлеемская звезда.

Рождественская инсталляция
Рождественская инсталляция
Территория монастыря
Территория монастыря

Здесь же с 2008 года установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), основавшего монастырскую семинарию в 1775 году и написавшего первую научную работу «Краткая церковная российская история». Она издана в двух частях в Москве в 1805 году. Она стала первой по времени систематическим курсом русской церковной истории, в котором впервые был отражён критический подход к источникам и историческому преданию. Автором памятника выступил скульптор Анатолий Бичуков. Надпись на постаменте гласит: «Митрополиту Платону от благодарной Перервы».

Памятник митрополиту Платону
Памятник митрополиту Платону

Обитель с одной стороны (которая выходит на шоссе) защищает забор, а с трех других - новые и старые семинарские корпуса, в которых устроены - духовная семинария, православная гимназия, воскресная школа, библиотека, музей Ватной игрушки и, конечно, же трапезная. Мы с сыном поспешили туда заглянуть после всех дел. Сбитень, ватрушка со смородиной и пирожок с картошкой стали по истине наслаждением.

И все же стоит отметить, что среди туристов монастырь не так популярен, как скажем, Новодевичий, в силу своей отдаленности, но здесь уютно, умиротворенно, а две основные православные доминанты обители делают это место особо прекрасным и красивым.

Забор монастыря
Забор монастыря
Новые и старые семинарские корпуса
Новые и старые семинарские корпуса
Территория монастыря
Территория монастыря

Первые документальные ведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Федоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. В царствование Алексея Михайловича, положение обители улучшилось. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери и Николая Чудотворца с колокольней. В 1674 году возводится ещё один каменный храм - в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передаётся часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная, в дальнейшем как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. После 1917 года монастырь был закрыт и только в 1991 году тут возобновляются службы.

Территория монастыря
Территория монастыря

Едва закончив трапезу, мы услышали безмятежные колокола, доносившиеся из с колокольни Никольского собора. Его золотые купола благостно переливались под игривыми лучами зимнего солнца. Скоро Рождество!

Никольский собор построен в 1700 году. До него здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Собор их всех объединил: в верхнем этаже разместился храм Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и благоукрашение — с 1696 - 1700 гг.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон — с северной и западной — выдаётся обширная и светлая паперть.

В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского — тёплый зимний храм, состоящий из трёх частей: алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посередине столпом.

Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, вызолоченный. В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 году вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан двухъярусный иконостас из итальянского мрамора в византийском стиле.

В северо-восточной стороне Николаевской церкви, над самым входом в неё, возвышается колокольня, почти такой же высоты, как и сам храм с куполом, — разделяющаяся на пять ярусов. В первом находится вход в церковь, во втором, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, была монастырская ризница, в третьем — небольшая, расписанная в 1767 году иконописью в сребропозлащённых клеймах церковь в честь Успения Божией Матери, в четвёртом в 1784 году были устроены боевые с четвертями часы, в пятом висят колокола, составляющие церковный звон.

Никольский собор
Никольский собор
Никольский собор
Никольский собор
Никольский собор
Никольский собор
Никольский собор
Никольский собор

За здравие родных и близких с сыном мы отправились в Иверский собор. Пожалуй, самый узнаваемый символ обители. Внутри божественно, тихо, намолено.

Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а также способствовала содержанию на Перерве духовных школ. И вот накануне трагических событий 1905 года, священномученик Владимир благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Казалось бы, зачем? Смутное время в России наступило, но этот величественный и благолепный дом Царице Небесной, в преддверии страшных гонений все же решено было построить, ведь Иверская икона Божией Матери, наряду с Феодоровской, Казанской и Владимирской, издавна заступалась за Святую Русь.

Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора, которое вылилось в истинное Торжество Православия.

Из часовни была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, - и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Громадные толпы богомольцев стояли по пути следования крестного хода и сопровождали процессию, которая двигалась медленно, в полном порядке. Иверский собор имеет несколько приделов: главный, правый, названный в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира и левый, названный в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня.

Два года спустя, 20 мая 1910 года, архимандриту Иоанникию было разрешено произвести вновь окраску куполов и кровли, по причине нависшей опасности порчи кровельного железа. Прежняя окраска глав на куполе белого цвета оказалась особенно неустойчивою, поэтому архимандрит Иоанникий просил разрешения окрасить главы в поднебесный цвет с матовыми звездочками, что и было исполнено. Такими небесными купола и остались...

Архитектором  вместительного храма стал Петр Алексеевич Виноградов. Красивый резной вызолоченный иконостас сооружен И. А. Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными.

Иверский собор
Иверский собор
Внутри Иверского собора
Внутри Иверского собора
Иверский собор
Иверский собор
Иверский собор
Иверский собор
Иверский собор
Иверский собор

Замерзили мы, нужно было отправляться домой. Закончить рассказ хочется знаменательными словами современника, благоговейно взиравшего на величественный храм: «Смотришь на все это - и невольно чувствуешь глубокую благодарность к благословившему соорудить этот собор..»

С благодарностью и любовью. С рождеством!

На этом всё.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на мой канал.

Кстати, у меня есть очерк о Музее Ватной игрушки, который функционирует здесь и о районе Печатники, где находится монастырь, а также рассказ о Николо-Угрешском монастыре в Рождество эпохи Ковида