Авария на японской АЭС «Фукусима-1» стала для европейских зеленых настоящим подарком — это происшествие позволило им внести атомную энергетику в разряд вредящих окружающей среде, после чего некоторые страны Европы решили отказаться от нее в пользу более «чистых» солнечных панелей и ветряных генераторов.
Больше десяти лет все шло просто замечательно — за это время зеленые многих сумели убедить в своей правоте, а развитием атомных технологий в мире всерьез занимались лишь несколько стран. Но вот грянул энергетический кризис, и мирный атом показал свои сильные стороны — он способен давать энергию в любое время суток и при любой погоде.
США и Европа, долгие годы не уделявшие атомной энергетике должного внимания и финансирующие ее по остаточному принципу, вдруг спохватились и осознали, что не настолько она и грязная. Причем одним из первых отличилось зеленое правительство Германии — оно решило не останавливать работу трех своих АЭС и продлить их эксплуатацию до весны 2023 года.
И, судя по всему, это решение далеко не окончательное:
Я бы не спешил с закрытием, пусть экспертная комиссия изучит возможность продления срока службы наших АЭС. В транспортном секторе мы ничего не сможем сделать для защиты климата с помощью электромобилей, если будем использовать для зарядки угольную электроэнергию, - заявил министр транспорта Германии Фолькер Виссинг.
Бельгия тоже решила повременить с закрытием двух собственных АЭС — их работа будет продлена до 2035 года. При этом обе электростанции уже давно превысили сроки эксплуатации и являются довольно проблемными — мелкие аварии на них случаются регулярно, и местные жители невесело шутят, что жилье в окрестностях этих АЭС скоро очень сильно подешевеет.
Тем же самым занимается и правительство Японии — авария на «Фукусиме» больше не является поводом для отказа от атомной энергетики, поэтому число работающих реакторов к лету этого года должно быть увеличено с 10 до 17 установок.
Интересная ситуация складывается во Франции, некогда считавшейся одним из лидеров в сфере мирного атома — ее реакторы уже давно технически устарели, а работа 14 из них до сих пор остановлена для ремонта, на который могут уйти годы. И все эти проблемы возникли далеко не вчера:
Стратегия, одобренная правительством, заключалась в том, чтобы отложить реинвестирование и преобразование системы. Но чем дольше длятся задержки с финансированием, тем больше навыков теряется, накапливаются технические проблемы и возникает эффект снежного кома, - специалист по ядерной энергетике парижского центра NegaWatt Ив Мариньяк.
И ведь с ним не поспоришь — французские атомщики превращают строительство каждого нового реактора в настоящий долгострой. При этом переносятся не только сроки сдачи в эксплуатацию, но и проектные сметы, в чем прекрасно смогли убедиться их европейские заказчики.
Самым ярким примером такого строительства является АЭС «Олкилуото-3», которую французская EDF должна была закончить в далеком 2009 году. С тех пор стоимость проекта выросла в 3 раза, а для его завершения привлечены 1400 (!!!) субподрядчиков из 27 стран мира. Общими усилиями они вроде бы справились — многострадальную АЭС должны ввести в эксплуатацию весной этого года, хотя тут возможны любые сюрпризы.
Поменяла свою позицию относительно мирного атома и Польша — к 2043 году ее правительство руками американцев планирует построить сразу шесть АЭС, первая из которых должна начать свою работу уже в 2033 году. Все мы помним, как еще два года назад Варшава критиковала Минск за ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС, но мы же понимаем, что это другое :)
Если же перейти на сухой язык цифр, то объем инвестиций в атомную энергетику в прошлом году стал рекордным и достиг 49 миллиардов долларов. При этом почти половина этих средств приходится на страны США и Европы, которые сейчас вынуждены наверстывать свое отставание в этой отрасли. Так от кого же они за эти годы так сильно отстали?
Как вы уже догадались, речь идет о коварной России, которая все эти годы продолжала развивать свою атомную энергетику и добилась в этом огромных успехов. Кроме Росатома больше никто в мире не способен предложить своим заказчикам весь спектр услуг - от строительства АЭС до переработки отработанного топлива. Во многом благодаря этому российские специалисты сейчас работают над введением в строй сразу 23 реакторов в Европе, Азии и Африке, а общий портфель заказов Росатома превышает 200 миллиардов долларов.
С обогащением урана все тоже очень интересно — в России для этого используются центрифуги восьмого и девятого поколения, в то время как в тех же Соединенных Штатах вынуждены пользоваться устаревшими аппаратами третьего поколения. Поэтому не стоит удивляться, что доля Росатома в поставках низкообогащенного урана в США достигает 50%, а во Францию — и вовсе 80%.
Не обладают американцы и технологиями коммерческого производства высокопробного урана HALEU, без которого их новый проект реактора на быстрых нейтронах так и останется на бумаге. Такой вид топлива в нужных им количествах производит лишь российская компания TENEX, а ее американскому конкуренту Centrus Energy для выхода на коммерческие темпы обогащения потребуется не менее пяти лет.
С переработкой отработанного урана у Запада тоже огромные проблемы, поэтому те же французы вынуждены отправлять свое топливо на переработку в Россию, где расположен единственный в мире завод, способный утилизировать уран с французских АЭС. А если Брюссель все таки введет санкции против российской атомной отрасли, то где французы будут закапывать свои ядерные отходы?
Предлагаю использовать для этих целей площадь перед штаб-квартирой Еврокомиссии — прошлым летом на ней прекрасно смотрелся навоз от бельгийских и голландских фермеров, думаю, для ядерных отходов местечко там тоже найдется :)