Найти тему
Громкий Говоритель

Советский самозванец: как Пургину удалось обманом получить звание Героя Советского Союза

О самозванцах, играющих по-крупному, снято немало фильмов и написано немало книг. Они представляются авторами этакими романтическими героями, сумевшими бросить вызов системе за счет своей смекалки и недюжинного ума. И, тем не менее, они все еще являются преступниками. А в реальной жизни такие дерзкие самозванцы всегда получают по заслугам.

В истории СССР одним из самых крупных мошенников был Валентин Пургин.

Этот хитрый паренек был простым жуликом и уголовником, который захотел получить звезду Героя со всеми полагающимися почестями и регалиями. Не прикладывая к этому никаких усилий, кроме обмана. Удивительно то, что дело происходило в конце 30-х годов, когда сталинская машина возмездия была запущена на полную.

Настоящее имя знаменитого советского жулика – Владимир Голубенко. Уроженец небольшого уральского поселка рано покатился по наклонной, не сумев закончить даже неполную среднюю школу. Хитрый парнишка решил, что деньги гораздо проще добывать, вытаскивая из чужих карманов кошельки.

А в 19 лет, едва освободившись из колонии, Володя решил сделать из себя крупного игрока. Так из щипача он переквалифицировался в мошенника, подделывающего документы. Но и на этом этапе своего криминального "развития" Голубенко не удалось избежать срока. В 1937 году он снова оказывается в местах лишения свободы.

Однако из исправительно-трудового лагеря в Дмитрове мошеннику удалось с легкостью ускользнуть и поехать куда глаза глядят. Нужно было срочно придумывать для себя новую личность. Рано или поздно энкавэдэшники поймают и тогда уж точно поставят к стенке.

В поезде у одного из попутчиков того же возраста Владимир вытащил из кармана паспорт. Так мошенник получил уникальную возможность стать Валентином Пургиным и похоронить свои страхи перед справедливым возмездием.

Подменить фотографию в украденном паспорте для мошенника было делом техники. Но просто спрятаться, залечь на дно и пойти работать – скучно и неинтересно. "Валентин" вошел во вкус, поняв, что может доставать для себя и другие блага с помощью мошеннических схем.

Так он переехал в Свердловск, став журналистом в местной газете, предъявив липовый диплом об окончании Военно-транспортной академии. Собрав на периферии гору рекомендательных писем и поддельных дипломов, Пургин отправился покорять столицу. Тоже в качестве корреспондента.

В столице "перспективный журналист" нашел покровителя в лице редактора КП Полетаева и за счет своих связей стремительно пошел вверх по карьерной лестнице. Но и этого мошеннику Пургину было мало. Он захотел увешать свой военкорский китель настоящими орденами и медалями. Разумеется, ни разу не побывав на передовой.

Получить свой первый орден Красной Звезды самозванцу помогла мать, которую тот устроил уборщицей в кремлевский дворец. Убирая однажды кабинет Калинина, женщина и стащила орден со всеми причитающимися документами.

-2

Попутно Пургин выдумал красивую легенду о том, что он является секретным агентом НКВД, а многие из его подвигов просто нельзя разглашать. Так за считанные месяцы тумбочка мошенника пополнилась заветными корочками и удостоверениями, позволяющими ему входить в любые двери.

С задания на Дальнем Востоке военкор Пургин привез орден Ленина. Для всех он получил ранение и лежал в госпитале, но на деле мошенник болтался в командировке в тылу, выпивая с нужными людьми. Все эти люди помогали ему достать очередной бланк с наградой. И никто никогда не рассказывал о мошеннике вышестоящему руководству.

В 1940 году Пургин состряпал для себя особое задание от НКВД в Ленинграде. Он шатался там по кабакам и "навыпивал" с нужными людьми на звезду Героя. Врать о своих подвигах на дальневосточном фронте было проще простого. Так "фронтовик-военкор" Пургин стал настоящей звездой, попав во все центральные газеты.

Но не учел мошенник одного. "Светить" лицом на всю страну ему было категорически нельзя. Конечно же, его узнали сотрудники дмитровского лагеря, из которого тот сбежал 4 года назад.

-3

Суд над мошенником прошел быстро и без особой помпы. Ибо нечего романтизировать отрицательных героев. Свою законную пулю 26-летний Голубенко получил всего через три месяца после ареста. А мать его, как сообщница и подельница на 5 лет отправилась в лагеря.