Найти тему
that is the question

Умерла Инна Чурикова. Уходит эпоха великих актеров

Оглавление

Королева умерла. Да здравствует Королева! «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад»… жили и работали такие актеры, они играли в таких театрах, снимались в кино у таких режиссеров, их любили такие зрители… «И все они умерли... умерли...».

Кто остался в Ленкоме от того звездного состава? Вы помните этот состав? Леонид Броневой, Евгений Леонов, Елена Фадеева, Олег Янковский, Николай Караченцев, Александр Абдулов, Инна Чурикова. И мастер – Марк Захаров. В 80-е там работало «Рок-ателье» Криса Кельми. «Юнону и Авось», «Звезду и смерть Хоакино Мурьеты» с этой потрясающей музыкой смотрели все москвичи. По 3 раза.

И все они умерли. Из тех, кого очень люблю, остались Елена Шанина, Александр Збруев и Александр Сирин. Того Ленкома уже нет.

«Тучи на Борском» (1960) – первая роль в кино. Чуриковой – 17.
«Тучи на Борском» (1960) – первая роль в кино. Чуриковой – 17.

Инна Чурикова не была красавицей, но она была актрисой от бога. Как-то так получилось (не знаю почему), что актрисы-красотки и актрисы от бога – это разные люди (за редким исключением). Гениальная Раневская была некрасивой. Но она так играла, что сентиментальная пьеса превращалась в шекспировскую трагедию, и рыдали – ладно бы все в зале и за кулисами – партнеры на сцене, которым по роли было не положено.

Из такого лица можно сделать и красавицу, и характерную героиню.
Из такого лица можно сделать и красавицу, и характерную героиню.

Чурикову бог создал актрисой и все предусмотрел: она не была красивой, но не была и евзрачной. У нее было интересное, запоминающееся лицо и выразительная мимика. При желании ее можно было сделать очень даже привлекательной, а при желании – обычной женщиной, каких полно на остановках в часы пик.

Инна Чурикова – Орлеанская дева, фильм «Начало» (1970)
Инна Чурикова – Орлеанская дева, фильм «Начало» (1970)

Она владела даром комического и – драматического: трагическим даром владеет очень мало кто, хотя берутся многие, подлинной трагической актрисой была Фаина Раневская, возможно, еще Серафима Бирман. Режиссеры это знают и с этим работают. Поэтому Чурикова играла не Жанну д’Арк, а простую девчонку, которая играет Жанну. Но драматизм Инны Чуриковой – это очень высокий и сильный драматизм. Она с легкостью делала то, что современным красоткам и не снилось.

Героини Чуриковой своей сверхэмоциональностью не соответствовали идеологическому канону, хотя формально придраться было не к чему. И если бы этого канона не существовало, какие роли она могла бы сыграть! Какие фильмы мог бы снять Глеб Панфилов, да и весь наш кинематограф был бы другим – более ярким, более глубоким.
Инна Чурикова – Якобина фон Мюнхгаузен, жена барона, фильм «Тот самый Мюнхаузен» (1979)
Инна Чурикова – Якобина фон Мюнхгаузен, жена барона, фильм «Тот самый Мюнхаузен» (1979)

Игра Инны Чуриковой производила сильнейшее впечатление. Ее Таня Теткина («В огне брода нет») так потрясла жюри кинофеста в Локарно (1969), что помимо «Золотого леопарда» фильму члены жюри скинулись на подарок актрисе. Об этом эпизоде Инна Михайловна вспомнила полтора года назад на премьере в том же Локарно «Ивана Денисовича». А в 1990-м на каннской премьере фильма «Мать» публика пятнадцать минут аплодировала Панфилову и Чуриковой.

Она владела залом, зрителем по ту сторону экрана, была интересна, на ее месте трудно было представить другую. Она обладала сильной харизмой, и в ней было то неуловимое, что не имеет названия и за неимением называется тайной. Тайной таланта, небесного дара стать другой, жить жизнью другого человека, думать его головой, чувствовать его сердцем, перевоплощаться, как сказал бы Станиславский.

Инна Чурикова – Гертруда, Александр Збруев – Клавдий, Олег Янковский – Гамлет, 1986, Ленком (реж. Глеб Панфилов)
Инна Чурикова – Гертруда, Александр Збруев – Клавдий, Олег Янковский – Гамлет, 1986, Ленком (реж. Глеб Панфилов)
Чуриковой очень повезло с партнерами и режиссерами. Особенно с Тарковским: он ставил в Ленкоме «Гамлета» и взял актрису на роль Офелии. Это было огромное счастье – играть у гениального режиссера. Актриса старалась не упустить ни одного слова мастера. Позже она играла в спектакле своего мужа Гертруду. Обе трактовки были необычными.
Жанне д'Арк всегда 18.
Жанне д'Арк всегда 18.

Описывать, как актер играет, – дело критиков. Дело зрителей – следить за любимой актрисой, удивляться и восхищаться: «Как она это делает?». Дело зрителей – плакать, когда любимая актриса больше ничего не сыграет. Зато можно пересматривать сыгранные роли, нам повезло. Было время, когда не было ни инета, ни кинематографа, а только театр, и работы актеров были рисунком на песке. Но и тогда можно было пересматривать в своем внутреннем кинотеатре.

«Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были».

Наши любимые актеры уходят в Вечность, но их роли остаются с нами. В каждой из них – частица души наших кумиров,их послание нам.

Нравится ли вам, друзья, Инна Чурикова? Какие ее театральные и кинороли запомнились вам?

-8

©Автор: Marina Rimina

Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь в соцсетях с друзьями и подписывайтесь.

До новых встреч, друзья! Всем здоровья и удач!