Фильм Алексея Балабанова “Брат” стал поистине культовым у нас в стране и разлетелся на цитаты. Прежде всего культовым его делает то, что он с феноменальной скрупулёзностью показывает срез эпохи. Словно под микроскопом мы видим, как в омертвевшем теле копошатся личинки новой жизни. Так и в фильме показана умершая страна в которой рождалась новая жизнь и новые люди.
“Брат” - это монументальное изображение начала девяностых, без прикрас и соплей. Самое главное, в фильме показан принцип той эпохи - кто не выжил, тот и сдох и человек, человеку волк… Показано крушение традиционного общества, коим несомненно было советское общество и крушение традиционных ценностей таких, как любовь и семья. Нет больше любви, нет больше семьи, нет больше понятия брат, есть только оголтелая “братва”, бегающая с наганом по мрачному городу, который несмотря на все потрясения, выпавшие на его долю, как пел в своё время Шевчук, сохраняет спокойствие, даже во времена самых крутых перемен… Вот и Немец, в блистательном исполнении Юрия Кузнецова, говорит: Город - Сила, Город - страшная сила.
Вообще персонаж Кузнецова, на мой взгляд, является центральным во всём повествовании. Недаром Данила каждый раз, так или иначе, возвращается к нему. Немец для Данилы, как нравственный камертон, замеряет его моральное падение. В отношениях Данилы и Немца мы видим столкновения старого советского человека и нового российского, отца и сына, в конце концов настоящих братьев, несмотря на разницу в возрасте.
В концовке Немец не берёт деньги, потому что знает - деньги эти кровавые и он не может их взять, не потому что он немец и что для русского хорошо - то для немца смерть, а потому, что он просто пытается остаться человеком в этом сумрачном времени, которое так лихо стирает грани добра и зла. Данила говорит ему тогда:
- Вот ты говоришь, Город – сила, а здесь слабые все…
Немец отвечает ему:
- Город - страшная сила. Сильный приезжает, становится слабым… Вот и ты пропал.
Немец выносит приговор Даниле, потому что понимает, что тот превратился в убийцу. Победив Дракона, он сам стал Драконом.
Фильм “Брат” — это мрачная притча, поданная в виде незамысловатого боевичка, слепленного по американским лекалам. И кто-то справедливо может заметить, ну что там в этом “Брате”, типичный американский боевик категории Б? А разве наша тогдашняя действительность не была тем самым типичным боевиком категории Б? Так что, с формой, Балабанов не ошибся.
“Брат” – это страшная сказка о потерянном времени, потерянном для страны и людей. Недаром уже в следующей части “Брата” один из персонажей будет в сердцах восклицать:
- Что же случилось со страной? Ведь были же люди, как люди и в один момент превратились в кретинов – парадокс!