Найти тему

Разбойничий или рождественский? Как устроен вертеп

Оглавление

В Петербурге на Казанской площади в предрождественские дни устанавливают особенную композицию. Сегодня горожанам она кажется привычной, хотя впервые появилась на Невском проспекте не так давно, в 2017 году. А вот как традиция, существует в России с XVII века. Рассказываем, что такое вертеп и как он устроен.

Что такое вертеп?

Вертеп – это кукольная композиция, которая изображает сцену рождения Иисуса. Старославянское слово «вертеп» понималось в значении «пещера» - укрытие в скале, небольшой загон, где пастухи держали скот. Согласно Священному писанию Дева Мария и праведный Иосиф явились в Вифлеем по приказанию римлян на перепись, но им нигде не нашлось места. Мария и Иосиф остановились на ночлег в загоне для скота, где и родился младенец Иисус.

-2

Вертеп - это модель вифлеемской пещеры, в которой представлены все участники события. Поначалу традиция ставить вертепы в домах, храмах и на улицах существовала у католиков, но очень быстро распространилась за пределы католического мира. Первая популярность в России к вертепам приходит в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I. Алексей Михайлович страстно любил уличные театральные представления и поощрял их развитие.

Вертеп у Казанского собора - статичная конструкция, которая представляет собой лишь одну из частей более объемной и динамической композиции.

Как был устроен вертеп?

Первоначально вертеп представлял из себя простой деревянный ящик с прорезями для рук, открытый с одной стороны для зрителя. Высота короба могла достигать 2-х метров. Внутри было два этажа. Верхний этаж – небо, нижний – земля, в центре отверстие – ад. Маленькая модель мироздания, где разыгрывался настоящий спектакль.

-3

Верхний ярус, или «пещера», «небо», оклеивался голубой бумагой со звездочками, туда же помещались фигурки Марии, Иосифа, младенца и домашних животных. Постепенно количество участников верхней сцены увеличивалось, и сегодня там могут быть представлены даже фигурки местных жителей.

-4

В нижнем ярусе, «земля», показывали сценки злодеяний и наказания царя Ирода, а иногда бытовые сценки комического характера. Для того, чтобы действо было более реалистичным, мастера прибегали к маленьким хитростям. Например, чтобы волхвы во время представления вставали на колени перед младенцем, деревяшки, из которых их делали, были короче драпировок одежд. А чтобы голова Ирода в нужный момент слетала с плеч, фигурку царя изготавливали из двух деталей и сажали на небольшой штырь. Потянув за штырь, кукловод эффектно совершал казнь, и голова летела долой.

-5

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг него расставлялись лавки, зажигались свечи. Представление начиналось.

Вертеп мог быть статичным, динамическим или даже живым с участием людей. Постепенно сценки нижнего яруса, мирские действа, стали занимать все большее внимание, чем события яруса горнего. Со временем, там стали показывать сатирические сцены, приправленные острым народным юмором. Зачастую такие представления сопровождались ненормативной лексикой и непристойными сценами. Именно тогда слово "вертеп" получило негативный оттенок.

Чуть позже из нижних ярусов вертепов сформировались кукольные театры, а верхняя композиция продолжает жить как современный вертеп.