Валерий Золотухин — инвестор, эксперт по привлечению капитала и внебиржевых инвестиций, автор книги «Акционер: большие деньги на маленьких компаниях», основатель компании IMPACT.
Чем следует руководствоваться при выборе компании для прямых инвестиций?
Человеческий фактор напрямую влияет на работу маленьких компаний. В моем Телеграмм-канале проводилось интервью с известным инвестором, бизнесменом и фаундером Валерием Золотухиным. Мой гость отмечает, что для него очень важно прежде всего работать с «людьми», а не размер итоговой финансовой прибыли. Золотухин привёл отличный пример работы со своим деловым партнером — Федором Овчинниковым, основателем сети ресторанов быстрого питания «Додо Пицца».
Узнать интересные детали об особенностях бизнес-модели данной компании вы сможете посмотрев полное интервью в моем Телеграмм-канале. Ниже я расскажу кратко пересказ нашего интервью.
Современный тренд американского франчайзинга
Общаясь с Валерием, я вспомнил интересный факт из американского франчайзинга. Сегодня «за океаном» все более актуальным среди инфлюэнсеров или просто медийных личностей является выпуск продукции под своим личным брендом. Парадоксально, что многие инфлюэнсеры зарабатывают больше на продаже брендированных товаров, чем от социальных сетей.
Мой гость навел еще один пример с китайским блогером Остином Ли Цзяци, который за 12-ти часовой стрим продал товаров на сумму $1,7 млрд.! Если интересно узнать детали этого нашумевшего кейса, предлагаю перейти по ссылке на новость. Эти явления в бизнесе остаются не до конца изученными, в частности остаются открытыми вопросы: «Как формируется доверие клиентов?», «Как конвертируется доверие в деньги?» и т.д.
Влияние личного бренда на бизнес
Бытует отличная поговорка: «Доверие заслуживается годами, а теряется в один миг», которая отлично описывает всю сущность личного бренда в бизнесе. Валерий привел в пример не нуждающегося в представлении Илона Маска, который сумел создать самый мощный личный бренд в мире. Оценки акций компании Tesla и ее продажи прямо зависимы от уровня узнаваемости ее основателя.
Сегодня есть намного лучше, комфортнее и дешевле автомобили других марок: Porsche, китайские автоконцерны Leaf, JAC, Electric Xpeng, Geely и другие, владельцы которых неизвестны. Фактически, это бренды без привязки к какой-либо личности или персоне. Естественно, симпатия к предпринимателю и личности формируют повышенный спрос и интерес к продукту.
Здесь я вспомнил пример с Virgin Galactic. Акции компании Virgin Galactic во времена пандемии имели самую высокую стоимость на бирже. В чём секрет? В личном бренде Ричарда Брэнсон. Многие покупали акции Virgin Galactic лишь по тому, что знали Ричарда Брэнсон. Однако без должного качества продукта, в частности после нескольких неудачных запусков космических кораблей Virgin Galactic, акции компании на фондовых биржах обвалились. Это яркий пример того, что личный бренд может раскрутить бизнес, но в основе его должен быть продукт и бизнес, а не только бренд.
Почему решил проинвестировать Dodo Brands?
Валерий Золотухин утверждает, что основная причина, по которой он выбрал Dodo Brands состоит именно в масштабе личности руководителя. Мой гость поделился небольшим секретом, что часто заказывает Dodo-пиццу и это стало еще одним поводом для инвестиций.
Компания удваивала доход на протяжении семи лет подряд. Секрет успеха достаточно простой: личный бренд подкреплен высоким качеством товара. Устойчивость бизнеса и его стабильная работа на протяжении многих лет также является важным показателем. Естественно, все это совокупно и мотивировало Валерия инвестировать в Dodo Brands.
Как правильно оценивать доход компании. Феномен Telegram
Каждую компанию можно необходимо оценивать по таким критериям:
- Выручка
- Активы
- Долг
- Прибыль
- Темпы роста
- Нематериальные активы
Довольно нестандартным критерием является последний в списке. Валерий привел отличный пример с Telegram, у которого сегодня есть огромный долг свыше миллиарда долларов. По всем «цифрам» компания чуть-ли не банкрот, а в реальности Telegram имеет более качественный ресурс, чем деньги — миллиардную аудиторию. Мой гость убеждает, что наличие всего одного активного пользователя мессенджера оценивается в $50. Простая математика : 500 млн юзеров х 50$, даёт понять, что ориентировочная капитализация компании Telegram 25 млрд $. У Дурова при этом осталось 2/3 акций = 18 млрд$ его личное состояние.
3 отличительные способности для масштабирования бизнеса
Мои постоянные читатели помнят, что предыдущие гости много раз делали акцент на значимости масштаба личности для компании. Валерий также утверждает, что амбиции фаундера влияют на рост бизнеса и выделил 3 отличительные способности для масштабирования бизнеса:
- Емкость ниши, которую желает занять предприниматель.
- Быстрый онбординг клиентов.
- Социальный капитал фаундера.
В ходе диалога мы пришли к выводу, что это далеко не полный список компонентов для масштабирования бизнеса. Также напомню читателям, что я предлагаю услуги консалтинга, по развитию бизнеса как маленьким фирмам, так и большим проектам. Если вы являетесь собственником it/hi-tech бизнеса, рекомендую оставить заявку на моем персональном сайте для получения консультации о вашем бизнесе и нашем возможном сотрудничестве.
Как можно загубить компанию?
По мнению Золотухина, главная причина всех бед руководителей компаний кроется в излишней эмоциональности. Довольно часто фаундеры принимают важные решения необдуманно, в следствии действия большого количества эмоций.
Важно верить в людей, с которыми ты работаешь. Валерий привел мне личный пример, как сомневался в способностях своего сотрудника, а тот в свою очередь оказался очень важным звеном работы компании.
Делайте выводы из любого опыта работа. Гость рассказал интересную историю о граноле (завтраки здорового питания) GranoLife. Валерий очень скептически отнесся к этому стартапу, а по факту Гранола вышла на годовую выручку больше 2м$, при этом Валерий мог купить долю в компании на самом начальном этапе, за очень небольшие деньги.
Быстрый онбординг - ключ к успешному масштабированию бизнеса.
В интервью с Валерием я словил крутой инсайт о влиянии онбординга (англ. onboarding — «введение, вхождение» — процесс адаптации клиента к новому продукту) на масштабирование компании.
В ходе диалога о масштабировании бизнеса мой гость сравнил опыт работы с двумя абсолютно разными компаниями, в которые он планировал инвестировать. Первая занималась производством систем климат-контроля. Валерий предложил сделать пилот со знакомыми отельерами, тем самым составить первоначальную оценку качества продукции. Руководители компании заявили, что на пилотный проект для их продукта потребуется не менее 6 месяцев. Естественно, это не устроило инвестора.
Диаметрально противоположная история о более успешном сотрудничестве с компанией для мультидоступа в Интернет. Ребята из MotionRay объединяли медленные каналы сети в один быстрый с помощью специального программного обеспечения. Своего рода из "ниток плели канат" связи. В процессе обсуждения, представители MotionRay заявили, что онбординг клиентов длиться не более одного дня. Валерию понравился подход этих ребят и он сразу же предложил им коллаборацию с «Додо Пицца». В итоге, уже через неделю 10 точек «ДодоПицца» были подключены к софту компании MotionRay.
Результат этой истории? Инвестиции со стороны Валерия в данный бизнес, о чём он рассказал на эфире и также подробнее в своём телеграмм-канале: -"Хочу рассказать о нашей последней инвестиции 300т$ (как освободятся деньги, думаем доинвестировать ещё 700т$) в которой можете принять участие и вы. Собрано уже 840т$ из раунда 2,5м$. Мне этот проект понравился по многим причинам - рост х10 по выручке и на 2023 год намечен похожий рост, валютная выручка, быстрый онбординг клиентов, подписная модель, нулевой “churn rate” (отвал клиентов), адекватная оценка, их взял на пилот крупнейший франчайзи Додо Пицца и доволен результатом, положительное заключение по ним мы получили и от других технических специалистов."
Печальная история из «Клуба 500»
В самый разгар пандемии Валерий Золотухин познакомился с одной из участниц «Клуба 500» (закрытое сообщество предпринимателей), которая запустила стартап «Beauty Uber». Девушка организовала сервис мастеров, которые выезжали на дом клиентов и выполняли различные бьюти-процедуры.
Темпы роста составляли по 30-40% ежемесячно. Всего за одно полугодие компания вышла на уровень выручки 4-4,5 млн. руб./месяц. Основная проблема падения столь на первый взгляд успешного бизнеса состояла в том, что бизнесвумен не могла сосредоточиться на одном деле. Дальше были долги и обман, которые привели к закрытию компании и внесение в «черный список» фаундера для инвесторов.
«Голубой» или «Алый» океан: что перспективнее?
Мне было интересно узнать у Валерия Золотухина, как фаундера с опытом запуска бизнеса в незнакомых нишах, так и на уже готовом, сформировавшемся рынке. Гость не задумываясь твердо ответил – «Голубой океан», то есть новые рынки с минимальной конкуренцией или вовсе ее отсутствием всегда будут перспективнее любой сферы из «Алого» океана.
Первый бизнес Валерия был основан на создании новых гаджетов, когда даже Apple еще не знал популярности. Второй стартап — кисломолочные закваски для приготовления домашнего йогурта. Оба продукта не были знакомы отечественному потребителю, но получили огромный спрос.
Ключевая проблема российских предпринимателей с выходом на иностранные рынки
Сегодня основная причина безуспешности выхода российского бизнеса на иностранные рынки состоит в отсутствии успешного опыта отечественных фаундеров. В США и Соединенном Королевстве предприниматели изначально направлены на мировой рынок. В России же, по мнению Валерия, бизнесмены мыслят в формате «осажденной крепости». Неблагоприятная среда развития предпринимательства и является первостепенной причиной отсутствием выхода большинства российских компаний на международную арену.
Здесь я поделился со своим гостем идеей о разрушении «оков местечковости». Если с рождения начать раздавать загранпаспорта, ребенок может начать путешествовать по миру узнавая много нового. Таким образом, граждане нашей страны смогут привозить домой новые идеи, знания и технологии.
Самая предпринимательская страна в мире и Европе
Для Валерия Золотухина Дубай и ОАЭ, в частности, является лучшим местом для создания и ведения бизнеса. Великобритания и некоторые другие европейские страны имеют очень специфические условия предпринимательства. Перспективными рынками «старой» Европы гость называет Португалию, Италию и Испанию.
Специфика бизнеса в Дубае. История о друге-инвесторе
Из беседы с Валерием я узнал много интересных историй о создании бизнеса за границей. Больше всего произвел на меня впечатление кейс с производством миниатюрных дронов в Дубае, которые запускают в небо, для иллюминации (составлении различных фигур в ночном небе из дронов с фонариками). Один хороший друг Золотухина привлек деньги в этот проект, от местных арабских инвесторов. Прежде всего они заинтересовались не сколько заработают, а как это сможет улучшить качество жизни в их стране, в чем собственно польза бизнеса для Дубая?
Простыми словами, местный рынок, его развитие, привлечение новых технологий и продуктов является основным аспектом ведения бизнеса в ОАЭ. Именно поэтому Валерий и живет в Дубае уже более полугода.
Германия и Нидерланды: как обстоят дела с бизнесом?
Европейский рынок отличается длительным периодом стагнации, что в свою очередь мало интересует таких неординарных личностей с интересными идеями, как мой гость. В Германии Валерию Золотухинупредлагали вложиться в проект «Get Faster» — сервис быстрой доставки, но за счет слабого развития рынка этот стартап быстро канул в лету.
В этих странах основное влияние имеют крупные инвесторы с многомиллионными капиталами. Для Германии актуальны свои тренды, которые могут даже с неизвестных проектов создавать мировые бренды.
Вопрос о «Фонде специальных ситуаций»
Не секрет, что в 2021 году Валерий стал инвестором «Фонда специальных ситуаций». Проект находиться на стадии сбора фонда, а те коммиты, которые собраны на сегодня недостаточно для деятельности предприятия.
Сейчас Золотухин вместе с партнерами ищет «якорных» инвесторов, чтобы дать ход фонду. Было предложение от «Альфа» банка, но оно не удовлетворило основателей. Это новый опыт для Валерия, в котором он желает получить новый опыт.
Нужен ли партнер для перехода из малого бизнеса в средний?
Партнерство с Андреем Басовым дало возможность Валерию Золотухину попробовать свои силы в среднем бизнесе. Мнение моего гостя однозначно — стоит выбрать надежного партнера при переходе в бизнес большего масштаба.
Опыт работы Басова в РВК в сочетании с потрясающим видением потенциала ведения бизнеса Золотухина позволяет предполагать, что у этого тандема большое будущее. Совет от гостя: не бойтесь работать с более успешными людьми, чем вы сами.
Моё мнение - привлечение в бизнес партнёра, который достиг большего чем Вы, рабочий и универсальный инструмент к переходу бизнеса на новый уровень.
Значимость работы над собой
В ходе диалога мне всегда интересно, как успешные люди самосовершенствуются? Валерий рассказал, что для него основная работа над собой состоит в осознанности выбора «правильных» людей. Тех, которые могут научить чего-то новому и готовыми работать в команде.
Важно научиться видеть лидеров в своих сотрудниках. Важно выстраивать не только ближний круг людей и партнеров, но, и чтобы этот круг продолжал выстраивать других.
Процент акций vs Влиятельный партнер
Мне стало интересно, а что, если Валерию какой-либо известный инвестор предложит стать партнером взамен на сокращение доли акций в компании. Что для него важнее? Гость не стал долго думать и четко обозначил, что работа с успешными людьми для него намного важнее количества акций. Новые знакомства, новый опыт работы и знания никогда не заменит денежный эквивалент, пусть он будет даже выраженный в акциях.
Особенно важным является сотрудничество с иностранными партнерами. Такой опыт работы позволит намного быстрее выйти на международную арену с минимальным количеством допущенных ошибок.
Книги по саморазвитию и масштабированию бизнеса
По старой-доброй традиции я попросил своего гостя порекомендовать книги по масштабированию бизнеса и саморазвитию. Лучшие по мнению Валерия пять книг:
- Герман Симон «Скрытые чемпионы – прорыв в Глобалию»
- Рид Хоффман «Блиц-масштабирование: как создать крупный бизнес со скоростью света»
- Дейл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
- Джефф Смарт, Рэнди Стрит «Кто?»
- Валерий Золотухин «Акционер: большие деньги на маленьких компаниях»
Рекомендации от Андрея Артищева:
- Крис Бэйли «Мой продуктивный год: как я проверил самые известные методики личной эффективности на себе»
- Норман Пил «Силы позитивного мышления»
- Дональд Трамп «Думай по-крупному и не тормози»