«Сон разума порождает чудовищ»
Франциско Гойя
Люди хотели уподобиться богу и решили создать себе искусственного ребенка и вдохнуть в него жизнь. Ребенок был мал, неуклюж и совсем не хорош. Он вызывал насмешку и жалость и временами напоминал монстра Франкенштейна. Но ребенок рос, медленно, но верно и человек внезапно обнаружил, что он породил чудовище, с которым нельзя больше справиться. Лучшие умы человечества вышли на бой с мифическим существом, которого породили и потерпели поражение. Так начался закат шахматной эры белковых шахматистов. На сцену вышли, вооруженные до зубов, безжалостные Stockfish, Fritz, Dragon и им подобные.
А начиналось все с далекого 18 века, когда Вольфганг фон Кемпелен сконструировал свой первый шахматный автомат. Автомат в лице турка грозно водил очами и играючи обыгрывал придворных любителей шахмат. Как выяснилось позднее – это была всего лишь мистификация – внутри машины, скрытый системой зубчатых передач и зеркал прятался человек – очень сильный шахматист.
Создание реальной действующей вычислительной машины произошло только через два столетия – в середине 20 века. Во время второй мировой войны руководство стран «Оси» и их союзники поставили цель нанять лучших ученых и с их помощью создать «умную» машину, которая позволила бы выиграть войну. Наука была на службе военной промышленности. В этот период начинает развиваться информатика - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий. У ее истоков стояли 2 отца основателя – Клод Шеннон – создатель современной теории информации и Алан Тьюринг – прародитель современного компьютера.
Прорыв случился в 1957г. – когда одному из инженеров IBM Алексу Бернштейну удалось создать первую программу, которая смогла сыграть цельную партию в шахматы до мата. С этого периода стало появляться много специализированных программ и расти их сила игры. В 1967 году одной из шахматных программ MacHack VI удалось победить человека. Сила его игры была незначительной – около 1300 ЭЛО – сегодня это приблизительно уровень 2-1 юношеского разряда. Но через несколько лет случился значительный прорыв – в год моего рождения – в 1976г. шахматный движок Chess 4.5 выиграл побочный турнир Северной Калифорнии (группу «В»). Через год – еще один успех – на открытом первенстве штата Миннесота (США) он смог занять 1 место и показал перформанс 2271, что можно приравнять к силе кандидата в мастера спорта.
Тем не менее, мастера были компьютеру пока не по зубам. Нашелся даже международный мастер Дэвид Леви, который рискнул заключить в 1968г. пари, что в ближайшие 10 лет ни одна шахматная программа не сможет его победить. Ставка была внушительной – 3000 американских долларов на кону!
Ему удалось остаться победителем, так как в 1977г. он одолел в матче КАISSA, а в 1978 смог разделать под «орех» усовершенствованную версию MacHack.
К началу 80-х гг. 20 века персональные компьютеры получают все большее распространение в быту, особенно в ведущих развитых странах Европы и Америки. Форма компьютеров стала более портативной, функции – мультивариантными. Это вызвало интерес и к созданию специализированного программного обеспечения, включая шахматные движки. Так, например, в 1982г. объём продаж только шахматных компьютеров превысил 100 миллионов долларов.
Прорыв в конце 80-х осуществил новый крутой движок Deep Thought, сила которого достигла гроссмейстерской планки. В открытом чемпионате США к финишу он пришел с таким же результатом, что и гроссмейстер Тони Майлз – организаторы вручили обоим приз за дележ 1-2 места. В 1989г. Дэвид Леви проиграл ему с разгромным счетом 4-0. История умалчивает, уменьшился ли его расчетный счет после проигрыша пари или нет. Впрочем, это было уже не так важно. Терминаторы продолжали наступать!
Гибель человечества казалась неизбежной. Последним рубежом обороны стал действующий чемпион мира – страшный и «ужасный» Гарри (Гарри Кимович Каспаров[1])
[1] Признан в России сегодня иноагентом, хотя к шахматам это не относится.
– как волшебник Изумрудного города восседал на своем троне и громил всех оппонентов на подступах к Олимпу. Как супергерой он решил одним махом разобраться сразу со всеми железяками и назначил место новой битвы - город Зион[2].
[2] Автор проводит параллель к фильму «Матрица», в котором шла битва за последний город человечества - Zion.
Простите, ошибка вышла – сеанс одновременной игры был в немецком городе Гамбург. 32 сильнейшие шахматные машины вышли на старт и были повержены неукротимым – 32-0 в пользу чемпиона!
В 1989г. в битве с Deep Thought tête-à-tête он также выиграл две партии кряду. Против шахматных движков в 1980-х годах Гарри стал «избранным».
Но искусственный шахматный интеллект продолжал свое развитие и битвы продолжались. Уже всего через 7 лет в 1996г. чемпион был нокаутирован в первой партии матча против того же Deep Thought. И несмотря на то, что Гарри собрался и победил со счетом 4-2 – это была Пиррова победа. Стало ясно, что оборона по периметру начинает рваться. Ящик Пандоры был открыт и чудовища рвались на волю.
Программисты Deep Blue продолжали шлифовать способности своего монстра. Для спаррингов ему привезли сильного гроссмейстера, перешедшего на сторону машин – Джоэла Бенджамина, который подсказал ряд ценных советов разработчикам и помог составить дебютную книгу. После тщательной подготовки состоялся матч-реванш в 1997г. В знаменитом матче человек начал с победы. Но соперника это нисколько не смутило – уже во второй партии Deep Blue отыгрался – 1-1. Затем последовала серия из 3-х ничьих, а в завершающей – 6-й партии Deep Blue разгромил чемпиона в защите Каро-Канн жертвой коня в 19 ходов. Это решило судьбу матча и принесло команде Deep Blue приз Фредкина в 100 000 долларов.
Чемпион был повержен, и монстры полезли из всех щелей. Это было начало конца того мира, который мы знали.
Избранные еще держали оборону, но кольцо распадалась и мрак воцарился над шахматным Олимпом.
В 2002 году новому чемпиону мира Владимиру Крамника удалось спасти реноме - он сыграл вничью с шахматным движком Deep Fritz (несмотря на катастрофическую ошибку - зевок мата в один ход!).
В 2003 восставший Гарри поднялся, чтобы отомстить – но и его матчи завершились с Deep Junior 7 и X3d Fritz вничью.
В 2004 году шахматная программа Hydra обыграла последовательно гроссмейстеров Евгения Владимирова (3-1) и Руслана Пономарева (2-0). А в 2005г. экзекуции подвергся игрок Топ-10, англичанин Майкл Адамс с разгромным счетом: 5.5-0.5. И наконец, в 2006г. был забит последний гвоздь в гроб человечества: Deep Fritz победил действующего чемпиона мира Владимира Крамника со счетом 4-2. Эпоха людей на этом закончилась и настала Золотая эра шахматных движков (2006-2019г.).
Казалось, что господство шахматных программ будет незыблемым – они продолжали в этот период наращивать свои «шахматные» мускулы. Вот только последние достижения программ в этот период:
1. Рейтинг шахматных движков перевалил за 3000 пунктов ЭЛО (для сравнения у чемпиона мира Магнуса Карлсена 2847)
2. Регулярно стали проводиться чемпионаты между шахматными движками.
Все закончилось с появлением принципиально нового поколения нейронных сетей – бога шахмат AlphaZero. Обыграл своего конкурента программу Stockfish – 155:6!
После выхода на сцену AlphaZero - движка на основе нейронной сети, шахматы изменились навсегда. К сожалению, никто не мог купить AlphaZero или лицензировать его, поэтому появился проект Leela Chess Zero – движок на нейронной сети с открытым исходным кодом.
В 2019 году Лила выигрывает в финале самый сильный традиционный шахматный движок StockFish, дав тем самым старт новой Эры Искусственного интеллекта.
Хотя по рейтингу Stockfish сохранил лидирующее место в списке шахматных движков, движки на нейронных сетях стали подбираться все ближе и ближе. Поэтому в сентябре 2020 г. был выпущен Stockfish 12, и было объявлено, что Stockfish поглотил проект Stockfish + NNUE (NNUE означает эффективно обновляемая нейронная сеть).
Что означает этот ход?
Теперь грубый перебор Stockfish был улучшен за счет оценочных возможностей нейронной сети - потрясающая комбинация!
По состоянию на март 2022 года Stockfish 13 является движком с самым высоким рейтингом согласно списку компьютерных шахматных рейтингов (CCRL).
Сегодня рейтинги шахматных движков выглядят следующим образом:
1. Stockfish 12.0 NNUE
CCRL Rating: 3566
2. Far Fritz2
CCRL Rating: 3520
3. Comodo Dragon
CCRL Rating: 3488
Что же делать в этой ситуации нам, простым людям? Ответ – один – бороться с засилием машин. Ударить по ним силой творчества и заставить электронные мозги свихнуться от напряжения. Мы многое потеряли, наши близкие погибли, но мы не одни. Мы не сломлены. Имя нам – легион. Нас, шахматных любителей, много. Если вы слышите меня — вы и есть сопротивление. Если вы меня слышите — вы есть сопротивление... …………...Если вы меня слышите………………………………..