Найти тему
ПетроПрогноз: история+

«Боги Армагеддона. Иногда они возвращаются». (Часть 2. Предисловие, окончание)

Оглавление
Обложка книги Захарии Ситчина (из открытого доступа)
Обложка книги Захарии Ситчина (из открытого доступа)

Первую часть смотрите здесь: "«Боги Армагеддона. Иногда они возвращаются». Часть 1". Но эту вторую часть можно читать и независимо от 1-й части, и ниже мы напоминаем кратко самое необходимое из 1-й части.

В 1-й части нашего сериала[1] посвящённого изучению последней книги Захарии Ситчина «Боги Армагеддона. Иногда они возвращаются»[2] мы начали комментировать предисловие самого Ситчина к этой его книге (он назвал это «Предисловие прошлого и будущего») и остановились на следующем тексте:

«Четыре тысячи лет назад Ближний Восток видел бога и его сына, которые обещали рай на Земле. Более трёх тысячелетий назад царь и народ Египта жаждали наступления мессианской эры. Две тысячи лет назад народ Иудеи вопрошал, действительно ли к ним пришёл мессия, и загадка тех событий до сих пор не даёт нам покоя. Может быть, пророчества исполняются?»

В 1-й части[1] мы разобрались с началом этого текста («Четыре тысячи лет назад Ближний Восток видел бога и его сына, которые обещали рай на Земле.») Мы предположили, что, скорее всего, Ситчин писал здесь о трёх откровениях (видениях) Бога-Творца (у Ситчина — Всевышнего) Аврааму. По Ситчину[3], Авраам — сын Терху (Терху, Террах, Фаррах, Фарра — отец Авраама по Книге Бытия) жреца-оракула храма-зиккурата в Уре. Первые два откровения от Всевышнего (в Уре и затем в Харране), по Ситчину, получил ещё не сам Авраам, а глава ануннаков Энлиль, и он выбрал Фарру и его семейство для спасения от будущей катастрофы, от последствий ядерной войны (между кланами ануннаков), которые погубили множество людей в Месопотамии и восточнее (в Иране, Индии, Китае).

Маршрут. Авраам, Сарра и Фарра с семейством покидают Ур (изображение из открытых источников "Библия онлайн")
Маршрут. Авраам, Сарра и Фарра с семейством покидают Ур (изображение из открытых источников "Библия онлайн")

Третье откровение Всевышнего было дано Авраам и Сарре (ануннаки к этому времени уже покинули Землю) в Ханаане (в Хевроне, близ дубравы Мамре). Это произошло, видимо, ближе к 2000 году до н.э., — как раз примерно 4 000 лет назад от 2006 года н.э., когда Ситчин писал эти строки. Впрочем, данные о возрасте Авраама из 16-18-й глав Книги Бытия позволит уточнить датировку этого Откровения: из 16-й главы известно, что Аврааму было 86 лет, когда Агарь родила ему сына (Измаила), и из 17 и 18 глав известно, что Бог явился ему близ дубравы Мамре через 13 лет после рождения Измаила, — то есть Аврааму было тогда 99 лет (Сарре — 89). Согласно хронологии Септуагинты, Авраам родился в 2115 году до н.э., — следовательно, явление трёх мужей близ дубравы Мамре (Откровение Триединого Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа) произошло в 2016 году до н.э.. Насколько я помню сейчас ситчинскую хронологию ануннаков, именно в 2016 году до н.э. все ануннаки покинули Землю.

«Четыре тысячи лет назад…» (продолжение)

В дополнение к сказанному в 1-й части нашего сериала[1] приведём здесь библейское описание этой встречи Триединого Бога с Авраамом [Быт.18:1-18]

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.
Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их.

И сказал Господь:

"Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом все, что сказал о нем."[Быт.18:17-18]

Авраам поклоняется Трём Ангелам под Мамврийским дубом — мозаика собора Монреале. XII век (из статьи Википедии «Авраам», Авторство: Sibeaster. Собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9498905)
Авраам поклоняется Трём Ангелам под Мамврийским дубом — мозаика собора Монреале. XII век (из статьи Википедии «Авраам», Авторство: Sibeaster. Собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9498905)

Это (отсылка к Откровению у дубравы Мамре), напомним, наша интерпретация слов Ситчина «Четыре тысячи лет назад Ближний Восток видел бога и его сына, которые обещали рай на Земле». В этой интерпретации, как мы показали ранее, речь идёт о двух эпохальных событиях 2016 года до н.э. Во-первых, о ядерной катастрофе в Месопотамии и регионах восточнее её вследствие войны между кланами шумерских богов-ануннаков, и о последовавшей за этим эвакуацией практически всех ануннаков с Земли (кроме Мардука, оставшегося в Вавилоне, и Нанны\Сина в Харране). Во-вторых, в том же 2016 году библейский Авраам получил главное Откровение свыше, от Триединого Бога, близ дубравы Мамре в Хевроне, — о будущем рождении Саррой сына, и о том, что «от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.»

Рисунок Мамврийского дуба по фотографии 1862 года (Фото из Википедии, статья "Мамврийский дуб").
Рисунок Мамврийского дуба по фотографии 1862 года (Фото из Википедии, статья "Мамврийский дуб").

Таким образом, отсылка Ситчина к событиям, имевшим место «4 000 лет назад» точно соответствует названию и сути его книги «Боги Армагеддона. Иногда они возвращаются», — особенно если учесть, что в феврале 2019 года стало известно, что металлические подпорки, удерживавшие самую старую сухую часть того самого дуба Авраама в Хевроне от падения, прогнили, и этот ствол Мамврийского дуба рухнул.[4] Того самого дуба на краю дубравы Мамре, где, по Книге Бытия, в 2016 году до н.э. Аврааму явились три мужа, три ангела, Триединый Бог.

Упавший 9.02.2019 ствол дуба (Фото из "НГ-Религии" 19.02.2019 )
Упавший 9.02.2019 ствол дуба (Фото из "НГ-Религии" 19.02.2019 )

«Более трёх тысячелетий назад…»

Теперь попробуем установить, к каким историческим событиям относится следующая фраза Ситчина: «Более трёх тысячелетий назад царь и народ Египта жаждали наступления мессианской эры.

Скорее всего Ситчин имеет здесь в виду предысторию и начало истории Исхода евреев из Египта. Научная хронология Исхода до сих пор не установлена, и ко времени написания Ситчиным «Богов Армагеддона» гипотетические рамки Исхода оставались очень широкими: от XVдо XI века до н.э.

Предысторией Исхода некоторые историки считают (вслед за Зигмундом Фрейдом) «атоническую революцию» фараона Эхнатона в Египте, который заменил прежних пантеон египетских богов (во главе с Амоном) первой в истории человечества монотеистической религией Атона (бога Солнца), и запретил поклонение всем другим богам (и даже упоминания о них). Долгое время (вплоть до конца XXвека) широкая публика (и часть египтологов) считала атонизм Эхнатона близким современному пониманию монотеизма (с мессианскими мотивами всех аврамических религий), — и, вероятно, при написании «Богов Армагеддона» Ситчин думал так же, как большинство. К тому же Ситчин наверняка знал о том, что именно во времена Эхнатона имел место пик могущества культа солнечного бога Мардука-Ра в Вавилонском царстве, и влияние Вавилона на Египет также усилилось в те времена.[5]

Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями (из статьи Википедии «Эхнатон», Авторство: Jean-Pierre Dalbéra from Paris, France. jdalbera.free.fr/thebes_2002_web/musee_caire/index1.htm la salle d'Akhenaton (1356-1340 av J.C.) (Musée du Caire), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24673852)
Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями (из статьи Википедии «Эхнатон», Авторство: Jean-Pierre Dalbéra from Paris, France. jdalbera.free.fr/thebes_2002_web/musee_caire/index1.htm la salle d'Akhenaton (1356-1340 av J.C.) (Musée du Caire), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24673852)

Возможно, Ситчин находился также под влиянием гипотезы Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». В статье Википедии «Исход» читаем:

«Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» (1939) высказал мнение, что культ Атона (атонизм) при фараоне XVIII династии Эхнатоне наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно в тот период, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай). Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала атонизма в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта[19]. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 года до н. э.
На сегодняшний день догадка Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа[20]

Поясним здесь, что труд Манефона «История Египта» (известного египетского историка III века до н.э.) не сохранился, но у Иосифа Флавия эта история (об Осарфисе, который, возглавив «другой народ», взял себе имя Моисей), — эта история изложена у Иосифа Флавия довольно чётко в его книге «Против Апиона» (Кн. I. Гл. 26), со ссылкой на «Историю Египта» Манефона. Мог ли Захария Ситчин иметь в виду именно эту историю, весьма неточно изложив её одной фразой ««Более трёх тысячелетий назад царь и народ Египта жаждали наступления мессианской эры»? Учитывая всё ранее сказанное в этом разделе, вполне мог.

Для тех читателей, которые интересуются современными гипотезами хронологии Исхода дадим здесь цитату о наиболее вероятной на сегодня т.н. «поздней версии» из упомянутой выше статьи Википедии «Исход»

«Наиболее поздняя датировка относит события исхода к периоду упадка бронзового века и началу железного, между 1250 и 1050 годами до н. э. Сторонники этой гипотезы указывают на то, что к этому времени Египет пришёл в состояние упадка и постепенно утратил контроль над Ханааном. Слабость египетской администрации и границ облегчили бы возможность бегства рабам из Азии. С другой стороны, Ханаан погружался в хаос, что облегчило бы возможность переселения на его территорию беженцев из Египта.
Однако, как следует из стелы Мернептаха, Израиль уже существовал в Ханаане в этот период. Поэтому сторонники поздней датировки предполагают, что гипотетические беженцы из Египта присоединились к формирующемуся племенному союзу[17]

Ссылка [17] в конце этой цитаты, это книга философа Макдермотта (McDermott J.) «Reading the Pentateuch: A Historical Introduction». (Макдермотт Дж. «Чтение Пятикнижия. Историческое введение») — Paulist Press, 2002. — 250 p). Судя по году публикации (2002), Ситчин мог знать об этой книге ещё до написания своих «Богов Армагеддона». Но, видимо, Ситчин эту книгу не читал (иначе он не стал бы связывать хронологию Исхода с историей атонической революции Эхнатона.

«Две тысячи лет назад народ Иудеи вопрошал, действительно ли к ним пришёл мессия…»

Полностью эта фраза у Ситчина такова: «Две тысячи лет назад народ Иудеи вопрошал, действительно ли к ним пришёл мессия, и загадка тех событий до сих пор не даёт нам покоя. Может быть, пророчества исполняются?»

Ну, тут, собственно, наши комментарии не требуются. И мы можем продолжить изложение дальнейшего текста «Предисловия о прошлом и будущем» Ситчина:

Окончание «Предисловия о прошлом и будущем» Захарии Ситчина

Цитирую по книге Ситчина "Боги Армагеддона. Иногда они возвращаются"[2]

«Мы столкнёмся с невероятными ответами, будем разгадывать древние загадки и расшифровывать происхождение и значение некоторых символов — Креста, Рыб и Чаши.
Мы расскажем о той роли, которую играли в исторических событиях связанные с космосом места, и покажем, как Прошлое, Настоящее и Будущее соединились в Иерусалиме, месте «связи небо — земля». Мы поразмышляем о том, почему текущее столетие, двадцать первый век нашей эры, так похоже на двадцать первый век до нашей эры. Неужели история повторяется и ей суждено повториться вновь? И всем управляют Мессианские Часы? Значит, время пришло?
Больше двух тысяч лет назад ветхозаветный пророк Даниил всё время спрашивал у ангелов: «Когда?» Когда наступит конец света, конец времени? Более трёх столетий назад знаменитый учёный сэр Исаак Ньютон, раскрывший тайны движения небесных тел,
написал трактат о ветхозаветной Книге Даниила и об Откровении Иоанна, входящем в состав Нового Завета; его недавно найденные рукописи с вычислением даты конца света ждут — вместе с новейшими предсказаниями — тщательного анализа.

И Ветхий, и Новый Завет утверждают, что тайны будущего кроются в прошлом, что судьба Земли связана с Небом и что дела и судьбы человечества связаны с делами и
судьбами Бога и богов. Обращаясь к тому, что ещё не свершилось, мы переходим от истории к пророчеству; одно невозможно понять без другого, и мы поговорим и о том, и о другом. Помня об этом, опробуем взглянуть на будущее через линзу прошлого. Ответы должны вас удивить.

Захария Ситчин
Нью-Йорк, ноябрь 2006 г.»

Наш комментарий. Чего нет в книге и в предисловии

В этом «Предисловии о прошлом и будущем» кратко упомянуто многое, о чём Ситчин подробно рассказывает в последующих главах самой книги «Боги Армагеддона. Иногда они возвращаются». К сожалению, в книге почти ничего не сказано об одной из двух первых (наряду с иудаизмом) монотеистических религий, — о зороастризме, о его особой роли в истории монотеизма в связи с первым в хронологии этой истории чётким различением в зороастризме Добра и зла: Бога (Ахура-Мазды) и сатаны (Ахримана).

Символика Ахура-Мазды (из статьи Википедии «Ахурамазда», Авторство: Ajithvishwakumar. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53627792)
Символика Ахура-Мазды (из статьи Википедии «Ахурамазда», Авторство: Ajithvishwakumar. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53627792)

В 14-й главе «Богов Армагеддона» (где речь идёт о Книге пророка Даниила) мы найдём краткое упоминание о персах того времени (VII- VI веков до н.э.) и об Ахура-Мазде, но, на наш взгляд, Ситчин слишком мало места уделил этой теме в своей книге (и мы в своих комментариях к 14-й главе расскажем об этом подробнее). Здесь лишь кратко отметим, что в зороастризме (в Авесте) даны и меткие характеристики Ахримана: его стремление подчинить себе ментальный и материальный миры без и против Ахура-Мазды, его творческое бесплодие, — и, в связи с этим, его подражание Ахура-Мазде (обезьянничание, «сатана — обезьяна Бога), его ригидность и способность строить только жёсткие тоталитарные системы, и одновременно, — способность обольщать и прельщать людей, вовлекать их в свои сети.

Но об этом мы расскажем подробнее в комментариях к 14-й главе. А пока (в следующей статье нашего сериала) мы рассмотрим 1-ю главу «Богов Армагеддона».

***

Продолжение смотрите здесь: «Боги Армагеддона». XXI век до н.э. (Глава 1, часть 3 сериала по книге З.Ситчина)

Литература

1. «Боги Армагеддона. Иногда они возвращаются». Наши комментарии. Часть 1 \\ ПетроПрогноз, 2023

2. Sitchin Zachariah. «The End of Days: Armageddon and Prophecies of the Return», 2007, (Earth Chronicles volumes, last V.7). Ситчин З. «Боги Армагеддона» = The End of Days. — М.: Изд-во Эксмо, 2009.

3. Ситчин Захария. «Потерянная Книга Энки». — М., 2010

4. Килияс Росикос. Грозное и страшное знамение — В Хевроне упал Мамврийский дуб. Соборяне (9 февраля 2019) \\ ссылка 11 из статьи Википедии «Мамврийский дуб»

5. «Кто убил Тутанхамона и вырвал его сердце?» // ПетроПрогноз, 2022