Найти тему

Когда и как психолог может оскорблять и унижать клиента?

Большинство обывателей слабо представляют себе, что есть психологическое консультирование и как психолог должен себя вести на нем. Весь этот процесс кажется таинственным, неясным, а может даже и пугающим.

Но наверняка каждый бы смутился, если бы уловил от психолога негатив в свою сторону, например, оскорбление, передразнивание или сарказм. Ведь вроде как человек, которому ты платишь за услугу, должен быть максимально корректен с тобой и вежлив.

Но на практике встречались разные случаи и в сегодняшней статье мы разберем, может ли быть уместна грубость психолога на консультации.

Дело в том, что все сказанное психологом должно быть направлено, то есть специалист должен отслеживать, что и для чего делает. Каждый вопрос следует задавать так, чтобы он продвигал клиента к его целям, каждая фраза брошена так, чтобы вызвать определенную реакцию и направить мысли в нужное русло, а также помочь ему самостоятельно принять решение. Может ли в этом случае и грубость выступить в качестве того инструмента, который помогает осуществить все ранее перечисленное?

В истории находились психологи, который использовали это в качестве основного метода! Ранее я уже делала статью про Фрэнка Фарелли, который является автором книги по “провокационной терапии”, можно почитать тут. Хоть его подход и является спорным и многими осуждается, я почерпнула в нем полезные мысли для себя.

Наверняка у каждого в жизни были тяжелые периоды, в которые приходилось несладко, но после преодоления этого этапа мы ощутили, что стали сильнее, что этот отрезок пути нас чему-то научил! Очень много полезных и мудрых мыслей закладываются с нашу голову только после переживания каких-либо негативных эмоций.

-2

Если напрячься можно вспомнить много детских сказок, в которых ребята осознавали пагубность своего поведения только после того, как “получали по голове” или путем высмеивания их действий. Примером тому “Вредные советы” Остера. А что насчет взрослых?

В своей книге Фрэнк Фарелли выдвинул интересный термин “Конструктивный гнев на себя”. Часто ненависть к себе не заканчивается ничем хорошем. Это скорее тот феномен, с которым психологи борются. Однако Фарелли нашел позитивную сторону столь сильной эмоции. Он писал:

“Мы стремимся вызвать гнев, который можно в целом охарактеризовать, как «Достаточно, хватит!», или «Так я дальше не могу!», или «Хватит, сыт по горло своими действиями, я должен изменить свою жизнь». Подобное раздражение приводит пациента к желанию «взяться за ум».

Наверняка у каждого в голове, в какой-то момент возникали такие мысли, когда уже настолько надоел прежний образ жизни, что появляются силы что-то изменить.

Так вот психолог на сеансе может подтолкнуть клиента к подобным рассуждениям. Вопрос, какими методами он это сделает…

Фарелли в своей книги описывал достаточно радикальные, грубые диалоги. Но можно постараться оставаться в рамках существующих правил и тактично поставить клиента лицом к лицу с последствиями своего нынешнего образа жизни.

Очень часто люди не осознают, как откладывают свою жизнь “на потом”, не берут во внимание последствия пагубных привычек, думая, что они их обойдут, застревают в роли пассивной жертвы, не желая двигаться вперед.

А когда появляются силы выйти из неприятного нам положения? Только когда мы начинаем по-настоящему понимать, насколько жизнь коротка, насколько близко к нам “кара” за нездоровый образ жизни и т.п. осознавать это больно, горько, но лишь это помогает нам собраться и направить жизненные силы в нужное русло!

Поэтому, если на сеансе у психолога вам вдруг стало больно, страшно, подумайте, возможно, эти чувства не безосновательны? Возможно именно они станут для вас важным жизненным ресурсом и помогут поддерживать себя в тонусе?

Что вы по этому поводу думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях…

Всем психологического здоровья!