Здравствуйте уважаемые читатели моего канала. Сегодня, как и обещал, я хочу рассказать вам историю создания конного памятника Петру Великому работы Карло Растрелли, который установлен перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге.
В своей предыдущей статье , я уже писал, что итальянский архитектор, скульптор, бронзолитейщик, чеканщик и ювелир Бартоломео Карло Растрелли вместе с сыном, семнадцатилетним Бартоломео Франческо Растрелли, будущим знаменитым архитектором, прибыли в Петербург 24 марта 1716 года п личному приглашению Петра I. Работа над будущим монументом была начата ещё при жизни первого русского императора, а первые эскизы датируются 1716 - 1717 годами. Уже в них ясно прослеживается образная концепция монумента. Петр Первый представлен в одеянии римских императоров и увенчан лавровым венком победителя. Восседая на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца, всадник как бы совершает триумфальный въезд в столицу. Важную роль должен был сыграть пьедестал, украшенный бронзовыми барельефами. Петр лично следил за работой мастера и вносил свои правки. Как известно в 1725 году первый русский император скончался, и работа над памятником была приостановлена.
Унаследовавшей русский трон Екатерине I было очевидно не до памятника венценосному супругу, её наследник Пётр II (Алексеевич) деда мягко говоря, недолюбливал, а у Анны Иоанновны для Растрелли нашлась гораздо более важная с её точки зрения работа.
С 1732 по 1741 годы Скульптор был занят работой над скульптурой самой императрицы «Анна Иоанновна с арапчонком»
Это уникальное произведение, являющееся редчайшим образцом коронационного парадного портрета в скульптуре, предназначалось для установки перед новым (Третьим) Зимним дворцом. Однако Анна Иоанновна скончалась в 1740 году, а восшедшая следом за ней на престол Елизавета Петровна, не сочла нужным осуществлять первоначальный замысел. Ныне эта скульптурная группа находится в государственном Русском музее.
Однако именно при Императрице Елизавете Растрелли смог вернуться к работе над памятником Петру Первому. Получив высочайшее соизволение, скульптор приступил к подготовительным работам. По его чертежам был построен большой «литейный амбар», а сам скульптор приступил к работе над восковой моделью для отливки. К сожалению, когда мастер – модель была готова и со дня на день должна была начаться отливка, Бартоломео Карло Растрелли скоропостижно скончался. Произошло это 18 ноября 1744 года. Закончить дело отца вызвался Франческо Растрелли, но поскольку он был весьма загружен работой над другими проектами, отливка была окончательно завершена только три года спустя.
Согласно генеральному плану строительства Санкт-Петербурга 1753 года предполагалось установить памятник на Васильевском острове, напротив здания Двенадцати коллегий, поскольку именно здесь планировалось устроить центральную городскую площадь. Однако в дальнейшем от этого плана отказались. Франческо Растрелли руководивший перестройкой большого Зимнего дворца предлагал создать перед дворцом большую площадь и «украсить её свободно стоящей круглой в плане колоннадой с конным монументом Петра I в центре». Этот проект, как известно то же не был осуществлен. Ну а потом наступила эпоха царствования Екатерины II, которой, как известно монумент работы Растрелли не понравился от слова совсем, и она заказала памятник Петру Великому французскому скульптору Фальконе.
52 года Петр Великий пребывал в том самом «литейном амбаре», где и был в свое время изготовлен. Причем, следует сказать, что после того, как в августе 1772 года, на Сенатской площади был торжественно открыт монумент работы Фальконе, растреллиевского Петра императрица подарила Светлейшему князю Потемкину, для того, чтобы он установил его перед своим Таврическим дворцом. Князь дар с благодарностью принял, но забрать так и не удосужился.
«Освободили» опальный монумент лишь во времена Павла I. Неизвестно чего в этом жесте было больше, почтения к великому прадеду или желания лишний раз досадить покойной матушке, но 3 марта 1799 года Павел приказал архитектору Винченцо Бренна установить памятник перед южным фасадом строящегося для него Михайловского замка.
Однако любой монумент, тем более такой грандиозный, нуждается в достойном пьедестале.
Считается, что автором пьедестала в стиле русского классицизма стал архитектор Федор Иванович Волков, но большинство историков искусства склонны считать, что также деятельное участие в работе принимали Венченцио Бренна и Михаил Иванович Козловский.
Гранитное тело пьедестала облицевали тивдийским светло-коричневым и рускольским серовато-белым мрамором, а цоколь вырезали из сердобольского гранита.
Бронзовые барельефы, изображающие эпизоды морского сражения при Гангуте
и битвы под Полтавой
были выполнены по эскизам Козловского его учениками: Теребеневым, Демут-Малиновским и Моисеевым.
На лицевом фасаде пьедестала надпись:
Ну а теперь давайте немного внимательнее рассмотрим сам памятник.
Современники Растрелли, и в первую очередь Ломоносов, воспринимали созданный им образ Петра Первого как олицетворение торжествующей, победоносной России.
Каждая деталь здесь имеет своё символическое значение. На ногах Петра подколенники в виде львиных полумасок
изображение головы льва украшает рукоять меча.
Это явное напоминание о подвигах Геракла, с которым современники сравнивали Петра Первого. Вся его одежда от античных доспехов до сандалий вызывают ассоциации с императорами Древнего Рима.
Властное и волевое лицо полно царственного спокойствия. Выразительно вылепленные глаза виртуозно прочеканенны в бронзе. На голове Петра лавровый венок, листья напоминают языки пламени, а выбившиеся из под венка пряди волос подчёркивают высокий лоб. Фигура царя монументальна: мощные плечи, крупные руки, широкая грудь под защитой тяжёлого кованного панциря.
Убедительно передав портретное сходство, скульптор красиво обобщил формы, сознательно уходя от натуралистических подробностей.
Примечательна и фигура коня. Ваятель вылепил не холёную породистую лошадь, пригодную только для парадов, а под стать великому всаднику богатырского коня. «Гордясь могучим седоком», конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по царски богат: виртуозно отчеканенный в бронзе чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка.
Несомненно, что монумент основателю нашего города работы великого Бартоломео Карло Растрелли является одним из главных украшений Санкт – Петербурга и если вы вдруг захотите
заказать уменьшенную копию этого монументального памятника, обращайтесь в
Творческую мастерскую Союза художников России под руководством Селиверстова Игоря.
На собственном литейном производстве мы идеально отольём в бронзе фигуру коня и всадника. На камнерезном производстве наши камнерезы вырежут из гранита и мрамора пьедестал. Наши мастера работали в Русском музее и Академии художеств России, создавая копии скульптур на высоком музейном уровне.