Найти тему
Юниверсал Моторс

История скутеров Vespa

Мотороллер для народа

В послевоенной Италии возник спрос на простой и доступный транспорт. Об автомобилях и больших мотоциклах не могло быть и речи, так как средний итальянец мог позволить себе только велосипед или мотороллер.

Более того, разрушенная экономика Италии и неутешительное состояние дорог препятствовали восстановлению автомобильного рынка. Так Энрико Пьяджо, владелец компании Piaggio & Co. решил оставить авиационную отрасль, чтобы удовлетворить потребность Италии в современном и доступном виде транспорта для широких масс. Разработка первого итальянского мотороллера MP-5 Paperino велась еще в 1943, но военное время внесло корректировки и деятельность проекта была приостановлена.

Мотороллер MP-5 Paperino
Мотороллер MP-5 Paperino

В 1946 году произошла судьбоносная для компании встреча - Энрико Пьяджо, знакомится с Коррадино Де Асканио, опытным авиационным инженером. Основываясь на своем опыте, он проектирует уникальную модель, не похожую на все существовавшие тогда мотоциклы.

Функцию рамы выполнял несущий штампованный кузов. Двухтактный двигатель с горизонтальным цилиндром, объемом 91 куб. см и мощностью 3,3 л.с. был спроектирован с трехступенчатой коробкой передач, которая переключалась рукояткой, установленной на руле.

Производство скутеров Vespa
Производство скутеров Vespa

Изначально мотороллер должен был называться Paperino, но Энрико Пьяджо при виде модели воскликнул: «Sembra una vespa!» - «Он похож на осу!». Так и появилось привычное для мопеда название. В 1948 году на мотороллеры начали устанавливать 125 кубовый мотор мощностью 4 л.с., а в 1953 году его мощность возросла до 4,5 л.с.

Vespa в кино

Поначалу новинка не вызывала ажиотажа, но спустя год количество проданных экземпляров достигло 60000. Лучше рекламой стал кинематограф. В фильме «Римские каникулы» 1953 года актриса Одри Хепберн вместе с Грегори Пеком катались на веспе по узким улочкам города. После выхода фильма количество продаж мотороллера значительно возросло.

Фильм "Римские каникулы"
Фильм "Римские каникулы"

1954 год ознаменовал появление новой модели – Vespa GS 150, с объемом движка 150 куб. см и мощностью 5,5 лошадей. Благодаря стильному дизайну и доступности, а также появлению в нужное время и в нужном месте Vespa стала первым успешным мотороллером в мире. Разумеется, подобный успех мечтали повторить и другие производители. Многие заводы приобрели лицензию на эту модную конструкцию. В 1957 оса просочилась и В СССР. Вятка ВП-150 – точная копия модели GS 150. За более чем 70 лет с конвейера сошло больше ста моделей весп.

Вятка ВП-150
Вятка ВП-150

Рассмотрим самые значимые модели в истории компании:

В истории веспы не обошлось без гоночных мотороллеров. В конце 40х - начале 50х Piaggio сражалась с компанией Innocenti за звание самого быстрого мопеда. Innocenti производили мотороллеры Lambretta. Инженеры из Piaggio не могли спокойно смотреть на доминирование соперника в скоростных заездах и в 1950 выпустили скутер Vespa Montlhery.

скутер Vespa Montlhery
скутер Vespa Montlhery

В том же году Vespa установила несколько рекордов, в том числе и в гонке на 100 миль, где средняя скорость скутера составила 129,7 км/ч. И 1000 км, где средняя скорость 124,3 км/ч. Однако на этом состязания не закончились. Уже в следующем году была представлена новая модель – Vespa Siluro. Этот скутер установил один из самых престижных рекордов, так называемый «летящий километр». Это расстояние она прошла за 21,4 секунды, а средняя скорость составила 171,1 км/ч.

Vespa Siluro
Vespa Siluro

К огромному сожалению компании, Innocenti установили новый рекорд. Средняя скорость их новой модели составила 201 км/ч. Увидев такие результаты Piaggio решили не тратить силы на гонку вооружений и сосредоточились на выпуске гражданских мотороллеров. В 1951 году веспа выиграла 9 золотых медалей в шестидневной гонке в Варезе среди гражданских мотоциклов и стала лучшим мотоциклом Италии.

В 1956 году появилась первая боевая модель - Vespa 150 TAP. Французы совместили итальянский скутер и 75-миллиметровое безоткатное орудие. Боевое крещение модель прошла на территории Индокитая, но особой эффективностью не блистала.

боевая модель Vespa 150 TAP
боевая модель Vespa 150 TAP

В 1960х мопеды Vespa тесно связаны с движением модов в Великобритании. Британская молодежь рассекала на скутерах от одного джаз-клуба к другому. Отличительной особенностью их скутеров стал особый тюнинг – установка как можно большего числа осветительных приборов на свой транспорт.

-8

В 1967 году выходит Vespa Primavera, способная разогнаться до 110 км/ч, а через полгода появляется её спортивная модификация Vespa Super Sport, объёмом движка в 100, 120 и 150 куб. см. Самой быстрой серийной моделью становится Vespa Rally 200, производившаяся с 1972 по 1979. При мощности движка в 12 л.с. она развивала скорость 116 км/ч.

В 1979 году произошло неслыханное: Vespa приняла участие в известной гонке Париж-Дакар. Из четырех мотороллеров Vespa P 200E до финиша дотянули всего 3. В следующем году компания вновь учувствовала в гонке.

-9

К 1980 году был реализован 10-миллионный мотороллер, а компания стала крупнейшим производителем техники в Европе.

Скутер Vespa Electrica из магазина Юниверсал Моторс
Скутер Vespa Electrica из магазина Юниверсал Моторс

В 2016 на выставке в Милане был представлен электрический концепт – Vespa Electrica с 4х киловаттным движком, а продажи стартовали в 2019. Vespa – культовая техника для каждого итальянца. Узнаваемый стиль и многолетняя история позволили компании закрепиться в умах миллионов