Текст: Вячеслав Кудряшов
Фото: Игорь Левакин, Владимир Володарский
Журнал "ОХОТА" номер 12 (2022)
Голос служит визиткой представителей древнейшей и многочисленной группы охотничьих пород — гончих и, конечно же, неисчерпаемым предметом для споров и различных обсуждений. Ясно одно: красивые породные голоса гончих являются неотъемлемой эстетической составляющей культурной и спортивной охоты с гончими. Голоса гончих возбуждают, заставляют плакать суровых мужчин и радоваться отчаявшихся неудачников, превращают участников охоты в непосредственных детей, очаровывают оцепенением в морозы и любую непогоду. Полные впечатлений после охоты, ее участники и во снах продолжают слышать голоса собак как наяву. Вот какую колдовскую силищу имеет пение гончих в разрыве своих эмоций при преследовании зверя!
Немного истории
Гончие русские, англо-русские, англо-франко-русские, английские и французские были довольно дорогим удовольствием до 1917 г., и владеть ими могли только люди с достатком. Щенков от собак с голосами выменивали за крепостных. Простой люд в те времена мог иметь в основном только выбраковку по голосам и злобе. А в период войн и всеобщего развала чуть не растеряли такое достояние, как ГОЛОС, смешав «Шаляпиных» в общей массе с различными собаками для охот. И только на энтузиастах и эстетах держится сохранение этого достояния, так как даже Великая Отечественная война и развал СССР не смогли уничтожить любовь к самой красивой и спортивной охоте, а в ней — к «волшебной музыке гона».
Собачий балаган
Каких только аллегорий и названий не выдумано для этих стонов, плачей, заливов и заревов и всех собачьих балаганов! И это неспроста! Приятно при встрече с грибниками или лесниками услышать вот такое: «Гудела как паровоз», или «Шишки с сосен падали…», или «Я так напугалась страшных звуков, что проплакала весь час…», или «Так я и не понял, то ли цыгане загуляли…». А вот то, что услышал на охоте с одиночкой: «Одну не слышал, а вот три орали, будто в капкан попали». И подобные случаи многочисленны и у каждого гончатника индивидуальны. Какие еще собаки могут похвастаться такими эпитетами в свой адрес?!
Причина проблемы
Но! Во все времена любители охоты с гончими разделялись на любителей театра этой охоты, готовых всю страну пересечь в погоне за голосами и их сохранением, и на обычных добытчиков, которым важен только зверь, а голос гончей ему безразличен. И именно с их позволения затаскивались в разведение безголосые собаки, вплоть до представителей других пород (лайка или борзая). Вот мы и имеем сегодня в наследственности наших гончих совершенно нестабильную передачу красивых голосов и все чаще выращиваем породных собак с беспородными голосами. Почему-то на выставках собак мы жестко бракуем «какое-то пятнышко» или искривленный гон, а за отсутствие зуба мы смело ставим крест на собаке. Все это сформированные стереотипы, которые влияют в системе отбора на сознание экспертов. Так почему же мы допускаем в разведение беспородные голоса? Почему мы «визитную карточку» гончих обесцениваем своей невежественностью?!
Голос пока не имеет определения
Отбор по голосам происходит согласно ориентировочной шкале оценок в правилах испытаний, которые именно у гончих самые необъективные среди всех охотничьих пород. Голос — это единственный элемент, который не имеет определения в действующих и предыдущих (государственных) правилах испытаний. Имеют определение все элементы работы гончих, кроме голоса. Я много изучал труды наставников прошлых лет, окунулся в историю правил испытаний. Будучи музыкантом и имея достаточный опыт охот с гончими, обладающими различными по красоте, доносчивости, музыкальности и манере отдачи голосами, я попробую разобраться и определить, что такое голос гончих, его породность, сила (доносчивость), манера отдачи и каковы их взаимосвязи, что есть фигурность и музыкальность голосов. Ведь ошибки в оценках голосов и в ту и в другую сторону приносят вред на десятилетия и превращают труд заводчиков в пепел.
Итак, приступим. Голоса гончих необходимо рассматривать раздельно по силе, музыкальности и верности их отдачи по следу (правдивости).
Сила
Силу голосов необходимо определять с учетом их породности, звучности, доносчивости и манеры отдачи. Породность голосов гончих по своей звучности, чистоте, мелодичности и красоте звуков не имеет ничего общего с лаем других представителей собачьего рода. Звучность и доносчивость голосов зависят от их полетности. Манера отдачи голоса гончей определяется динамичностью (доносчивость, напряжение и ритм).
Музыкальность
Музыкальность голоса определяется его красотой и фигурностью. По красоте голоса гончих отличаются певучестью, тональным диапазоном и характером (эмоциональной окраской). По фигурности голоса гончих отличаются своим многоголосьем и тембральностью (окраска звука) и бывают однотонные, двоящиеся, многотонные (аккордом), с гнусью (плач, стон), с заливом, с заревом.
Верность
При оценке верности (правдивости) отдачи голоса необходимо различать специфику его отдачи. Гончие отдают голос в добор, на подъеме или по зрячему и горячему следам — именно его и необходимо считать основным.
Певучие и ритмичные
Однозначно, что приоритетом должны пользоваться длинные певучие и «большие» голоса. И в то же время нельзя забывать о ритмичной отдаче даже длинных певучих голосов. Паузы между отдельными «взбрехами» или фигурами должны быть как можно короче; если паузы продолжительны — гончая редкоскалая.
Оценка голоса
Голоса слабые, с редкой отдачей или хриповатые, сухие, отрывистые, непородные должны оцениваться низко и являться контрориентиром. Высоко должны цениться за природную редкость голоса, продолжительно дезориентирующие на местности или создающие восприятие абсолютной заполненности пространства.
Таково мое видение описания голоса гончих, и у меня готов проект изменений правил испытаний в разделе «Голос». Я не претендую на его исключительность, но надеюсь, что мое видение будет разделено практиками — любителями палитры голосов гончих.
Национальное достояние России
Отечественные породы гончих — русская гончая, русская пегая гончая — это национальное достояние России. И «визитную карточку» этого достояния нам необходимо сохранить и улучшить. Сейчас, в XXI веке, охота с гончими — как историческое и культурное наследие, как эстетическая и спортивная охота — нежелательна в большинстве угодий по причине общей потребительской ментальности и популярности охот с гастрономическими интересами. Но я верю, что людская охотничья деградация закончится и такую красивую охоту обязательно станут развивать, а новые поколения охотников будут чтить традиции, изучать культуру охоты, соблюдать этику и наслаждаться голосами гончих: будь то пение солистов (одиночек) или собачьего хора (стаи).
Качественное звуковое сопровождение
Нельзя сказать, что голоса утрачены. В отечественных гончих породах они сохраняются и развиваются по-разному. У русских пегих гончих сегодня на лицо большой стремительный прорыв, но среди них все больше появляется «ревущих голосов» с интервалами в отдаче, что свойственно западным породам гончих, поэтому расценки 9–3, 9–4 являются уже не новостью. Даже возникла эталонная расценка 10–5. У русских гончих голоса не стали хуже, но сильных музыкальных голосов почему-то стало меньше — вот над чем надо работать! Значительно поднялся средний бал расценок голосов в породе эстонских гончих. Я думаю, что, с поднятием утраченной культуры охот со сборными единицами (смычки, стаи), общая масса охотников и экспертов по-иному будет относиться к качественному звуковому сопровождению работ гончих.
Поддержать развитие отечественных пород гончих
Для сохранения и развития гончих с красивыми породными голосами необходимо деликатное обращение с таким достоянием, как голос. Конечно же, нужны питомники или солидные «заводы» собак, современный «генетический банк» данных производителей с выдающимися голосами, мероприятия, собирающие голосистых гончих, осторожная выбраковка порочных голосов. Надеюсь, что период коммерциализации пород гончих в нашей стране подходит к концу и наконец-то появятся настоящие меценаты, которые поддержат все благие дела в пользу развития отечественных пород гончих.
Желаю каждому охотнику удачно побывать на охоте с гончими и «подрожать на лазу» от напора собачьего хора!