Ошибка выжившего - одно из многих когнитивных искажений, наиболее популярные из которых мы с вами разберём. Она заключается в формировании суждений на основе ограниченной группы, "выжившего" с одновременным игнорированием "убитых". Её принцип хорошо иллюстрирует первый случай её наблюдения. В годы Второй мировой войны была задача укрепить самолёты. Тогда конструкторы собрали все самолёты, которые были в боях и отметил на макете все места попаданий снарядов. На основе этого выделили места наиболее частых попаданий и их укрепили дополнительными листами брони.
В результате количество самолётов, возвращающихся с вылетов, резко уменьшилось.
Это произошло, потому что инженеры оценивали повреждения успешно долетевших до аэродрома самолётов. На других местах не было повреждений, потому что с ними (хвостовое оперение, кабина пилота, двигатель и так далее) самолёты не долетали.
Так очень часто бывает в жизни. Особенно часто жертвами этой ошибки становятся участники различных инфоцыганских тренингов. 50% наших учеников увеличили доход уже через 3 месяца. А остальные? А те 50 на сколько увеличили? Но инженеры хотя бы видели самолёты и могли сами сделать вывод на основе увиденного. Вам сказали про эти "самолёты" и вы поверили в надежде тоже попасть в те 50% счастливчиков.
Не попадёте. Скорее всего их не было никогда. Если вам дают информацию в ограниченном виде - это автоматом повод задуматься и как минимум изучить конкурентов, а лучше сразу отказаться от этого варианта.
Но, допустим, вы знаете этих счастливчиков. Допустим, вы решили открыть бизнес и подумали "если остальные справились, то и справлюсь".
Не справитесь. По крайней мере с такой логикой риск провала резко возрастает. Что стало причиной неудач остальных? Сколько их было? Как долго они работали? В чём принципиальное отличие от успешных?
На ошибках учатся
Владельцы магазинов, которые вы видите на улице, учились на ошибках и делали выводы.
Когда вы хотите что-то сделать, потому что "вон у него получилось", вы не учитываете опыт всех тех, у кого не получилось. Таких обычно больше.
Соответственно. Перед принятием решения нужно подумать, как добыть данные о "сбитых самолётах". Например, статистика по причинам закрытия бизнеса в 1й год. Либо найти "самолёты, долетевшие на честном слове". Чего не делает владелец одинокой точки шаурмы, что делает владелец сети? Найти максимум таких отличий, а потом их с кем-нибудь обсудить.
Если материал был полезен, подписывайтесь на канал и включайте уведомления, чтобы не пропустить следующие статьи.