Новые российские фильмы о Великой Отечественной войне порой очень противоречивы. На фоне удачных, атмосферных, качественных станков "Брестские крепости", "Утомленные солнцем", "Штрафбаты", "Служу Советскому Союзу". И хотя некоторые из новых «шедевров» не являются однозначным провалом, поскольку раскрываются важные вопросы войны, ранее не затрагивавшиеся из-за цензуры, авторы иногда явно перегибают палку. С другой стороны, многие картины просто используют тему прошлого, искажая события прошлых лет и разворовывая деньги. Но стоит отметить, что такие "неоднозначные" фильмы о войне штрафов и заключенных, несмотря на злых комиссаров и кровожадного Сталина, появились очень давно. И в этом плане были замечены не только российские кинематографисты, но и западные режиссеры. Одним из самых ярких примеров стала раскидистая клюква о якобы Сталинградской битве — картина 2001 года, выпущенная под громким названием «Враг у ворот». И вроде бы все получилось: у фильма был огромный бюджет в 80 миллионов долларов, режиссерское кресло занял француз Жан-Жак Анно – создатель таких фильмов, как «Семь лет в Тибете» и «Медведь», хороший актеры Джуд Лоу и Рон Перлман. Однако когда эту картину показали в России, ветераны были в шоке и требовали запретить «Врага…», дошли даже до Думы. Что вызвало такую реакцию у бывших фронтовиков и о чем на самом деле фильм «Враг у ворот»?
Фильм рассказывает о знаменитом советском снайпере Василии Зайцеве, уничтожившем, по некоторым данным, более двухсот вражеских солдат во время Сталинградской битвы. Но вы просто не верите тому, что происходит на экране. Несмотря на реалистичные декорации, картина больше похожа на своеобразный «комикс», основанный на далеких мотивах реальных событий. Красная Армия в фильме как бы делится на две части: небритые, ухоженные сотрудники НКВД и остальная солдатская масса, которых комиссары везут на фронт в закрытых вагонах, а потом несут пистолеты под машину вермахта. Стереотип «одна винтовка на двоих» получил на этом фото яркую визуализацию. И, конечно же, бездушные адские офицеры НКВД, стреляющие из автоматов по отступающим красноармейцам. Более того, местные орочьи комиссары совершенно не хотят стрелять во врага. Глядя на первую батальную сцену в фильме, можно проткнуть себе лоб рукой, если что-то знаешь о Сталинграде. Кстати, вся эта ерунда почему-то перекочевала и в игры, в первую очередь в Call of Duty, где миссии практически идентичны сюжету картинки.
Ладно, оставим бой в покое. Ведь на фото они с гулькиным носом. Яркая бойня в начале, несколько стычек на протяжении всего фильма. Похоже, создатели ленты слили весь рекламный бюджет и первую битву между Советами и немцами. Но с силой и мощью они попали в образ Красной Армии. Хитрый Хрущев (да, тот самый) вынуждает советского полководца покончить жизнь самоубийством. Потом он выстраивает комиссаров и начинает на них чихать, приговаривая что-то вроде: Мы сдали некоторые города Рейху, но это вам не Киев и не Одесса — здесь Сталинград. Например, город назван в честь вождя СССР, и только на этом основании его нужно сохранить любой ценой. Кроме того, псевдо-Хрущев спрашивает своих подчиненных, как защитить город. Практикуют кровожадность - один провозглашает необходимость расстрелять всех генералов отступающих частей вместе со штабом (!), другой говорит депортировать всех родственников дезертиров в ГУЛАГ. И тут один из политруков, Данилов, замечает, что неплохо было бы найти примеры героизма красноармейцев и дать их в массы. Ну то есть авторы картины считали, что до стрелка Василия Зайцева в Красной Армии не было ни одного героя, он спокойно отступал до самого Сталинграда. Плевать на массовые жертвы солдат и тружеников фронта, которые с первых часов войны отдавали свои силы для борьбы с врагом.
А как же образ главного героя? Если честно, мне он показался решительным человеком, который волею судьбы стал «суперзвездой». Кстати, я не преувеличиваю - политрук Данилов и Зайцев прямо говорят об этом о собственной известности и значимости. Джуд Лоу и его игра не вызывают много негативных эмоций, но и сочувствия. Почти из каждой сложной ситуации он вырывается благодаря очередному «роялю в кустах», его деятельность в качестве снайпера толком не раскрывается. Но много душевных терзаний и терзаний пополам с детскими воспоминаниями. Эд Харрис в роли немецкого антагониста Зайцев выглядит немного лучше, на мой взгляд, он гораздо больше похож на офицера Рейха, чем Лоу на солдата Красной Армии. Отдельно стоит сказать о сюжете. Он страдает интимностью, почти как поздний Сталинград Бондарчука. Нет смысла в глобальной борьбе, где погибли миллионы. Климата должного нет, персонажи перемещаются по "карте" где хотят и как хотят, умирают только по велению сюжета.
Фильм стоит посмотреть, если вы не открыты для такого рода «произведений». То есть, если вы уже более-менее разбираетесь в истории СССР и просто хотите посмотреть, как воспринимают русских и советских в западных странах. Если вам скучно холодным зимним вечером и вы хотите от души насладиться чьей-то неудавшейся (фильм не окупился, хахаха) трешовой работой, то это отличный вариант. Но, видимо, детям и ветеранам показывать его не стоит...