Найти в Дзене
Живу, люблю, пишу...

"Однажды в сибирской глубинке". Рассказ

История основана на реальных событиях, произошедших в восьмидесятые годы прошлого столетия.

Лидия Воронцова рано овдовела. Муж умер, когда ей было всего тридцать. Осталась она одна с двумя сыновьями. Десятилетним Олегом и шестилетним Колькой.

По мужу Лида не сильно-то горевала, ни одной слезинки на похоронах не проронила. Жили они с Петром плохо. Он выпивал, а пьяным мог и руки распускать, скандалил и изменял жене, даже не скрывая этого.

А потом попал в неприятную историю. Избили его так, что долго лежал в больнице и уже не оправился. Поговаривали, что спутался он с какой-то приезжей девицей, и про их связь узнал её муж. Вот он-то и решил судьбу Петра. Но виноватых в избиении, которое привело к гибели молодого мужчины, так и не нашли. А, может быть, и не особо искали.

Лидия, как было сказано выше, вовсе не была убита горем. Все соки из неё выжал Пётр своими выходками, все нервы истрепал. Даже сыновья как будто были обрадованы смертью отца.

- Хорошо, что папка не будет больше пьяным приходить и кричать на нас,- сказал Олег.

- И не будет ругаться, если мы шумим! – поддержал брата маленький Коля.

А Лида с грустью осознала, что ничего хорошего Пётр своим детям не оставил, никаких светлых воспоминаний. И ей мужа добрым словом не вспомнить. Разве что самое начало их отношений. Когда она потеряла голову от молодого и весёлого речника.

Ей почему-то с самого детства моряки нравились. И когда они с Петром познакомились, и она узнала, что он работает помощником капитана на буксире, сердечко радостно забилось.

Не моряк, конечно, но речник – тоже неплохо. Да и откуда моряку-то взяться, если моря поблизости нет. А вот река есть, и не одна. Их сибирский посёлок стоял на слиянии двух рек: Витима и Мамы.

Фото из личного архива. То самое место, где сливаются две сибирские реки: Витим и Мама.
Фото из личного архива. То самое место, где сливаются две сибирские реки: Витим и Мама.

Лида тогда влюбилась так, что жизни без своего Пети не представляла. Не послушала родителей, которые говорили, что не нужно торопиться с замужеством. Повстречаться подольше, узнать друг друга получше, а там уже и свадебку можно сыграть. Но по уши влюблённая дочь поступила по-своему.

Расписались Лида с Петром, квартиру им дали, молодая женщина вскоре забеременела и подарила мужу первенца.

Но счастье было недолгим. Почти сразу же, как они стали семьёй, Пётр показал весь свой тяжёлый норов. Сколько слёз выплакала Лида за годы их совместной жизни, а когда мужа не стало, она скорее облечение почувствовала, чем горечь утраты.

Внешность у Лиды была яркая. Смуглая кожа и чёрные волосы, доставшиеся ей от матери, в роду у которой были цыгане. Большие карие глаза и точёная фигурка, почти совсем не изменившаяся после того, как Лида выносила и родила двоих детей.

Мужчины засматривались на молодую женщину, но она не спешила никому отвечать взаимностью. После семейной жизни с изрядно потрепавшим ей нервы Петром, она наслаждалась свободой и спокойствием, воцарившемся дома.

В материальном плане у Лиды всё было неплохо. Она не бедствовала, потому что ей хорошо помогали родители, жалели дочь. Сама она после окончания школы не захотела уезжать из посёлка в большой город, где можно было бы получить профессию.

Работала сначала продавцом, потом отец пристроил её в цех по переработке слюды. Их район славился богатейшими слюдяными месторождениями, а на слюду в то время ещё был большой спрос.

У Капитолины Ивановны, Лидиной мамы, был младший брат Виктор. Разница у них с сестрой была огромная, Виктор был всего на пару лет старше Лиды. Поэтому с племянницей он общался чаще, чем с сестрой, дружили они с детства.

К тому времени у Виктора уже была семья: жена Клара и двое детей, сын и дочка. Работал Виктор шофёром, часто бывал в разъездах. Человеком он был общительным, быстро находил общий язык с людьми и потому имел много друзей, хороших знакомых.

И любил Виктор, когда все вокруг него счастливы, а если у кого-то из друзей или родни что-то не ладилось в жизни, он, если мог, пытался это исправить. Вот и жизнь овдовевшей Лиды не давала ему покоя, очень хотелось Виктору, как он сам выражался, замуж её пристроить. И хорошо пристроить, найти ей мужа работящего, непьющего и доброго. Горюшка она и так уже вдоволь нахлебалась.

- Чего тебе одной маяться, племяшка? – говорил мужчина Лидии. – Пацанам отец нужен! И тебе мужская рука в доме не помешает, не всё же бате у тебя краны чинить, да мебель ремонтировать, у него своих забот хватает. Муж тебе нужен.

- Да где же взять-то такого, который и мне мужем хорошим будет, и детям моим отца заменит? – отвечала Лида. - После Петьки как-то страшновато даже думать о том, чтобы снова в ЗАГС с кем-то идти…

Но Виктор не оставлял своей затеи познакомить Лиду с хорошим человеком, и однажды зашёл к ней вечером на чай, а заодно и поговорить.

- Есть у меня один приятель. Василием зовут. Очень толковый мужик, руки золотые, характер тоже! Работящий. Ты с ним, Лидуха, будешь как за каменной стеной. Ему, бедолаге, не везёт с бабами. Первая жена гулящая оказалась, разошёлся он с ней. А вторая заболела и умерла. И вот уже несколько лет Васька один. А недавно признался мне, что очень уж ему семьи хочется. Говорит, что, если хорошая и верная жена ему достанется, да деток родит, он на руках её будет носить, пылинки сдувать.

- Что же он никого не нашёл-то до сих пор, если такой золотой, как ты говоришь? – поинтересовалась Лида. – Видимо, есть в нём всё-таки какая-то гнильца?

- Ничего гнилого в нём не замечал, - слегка обиделся Виктор. – Ты бы познакомилась с человеком, пообщалась, а потом уже выводы делала.

- И где же мне с ним познакомиться?

- У моего Женьки день рождения в субботу, Клара стол накроет. Вот ты и приходи к нам со своими пацанами, а я Василия приглашу. Глядишь, и понравитесь друг другу. Может, что и сложится у вас. Хотя скажу тебе по секрету, что он тебя уже заприметил, понравилась ты ему очень. Как узнал, что ты моя родственница, так теперь и не отстаёт. Познакомь меня с Лидой, да познакомь…

- А он знает, что у меня двое детей?

- Знает, конечно. За это не переживай. Васька детей любит, он твоих парней не обидит, вырастит как родных. И совместных ещё нарожаете. С таким мужиком не страшно и футбольную команду нарожать.

- Да погоди ты, Витька, я его ещё в глаза не видела, а ты меня уже рожать заставляешь.

- Вот и приходи в субботу, сама на него посмотришь, признакомишься.

- Ладно, - не особо охотно согласилась Лидия. – Придём с мальчишками к Женьке на день рождения, посмотрю я на этого твоего золотого человека…

- Вот и ладушки, - обрадовался Виктор…

***

- Ой, дочка, хоть бы у вас всё сложилось с этим Василием, - сказала Капитолина Ивановна, когда дочь поделилась с ней своими планами.

- Не знаю, мама, посмотреть ещё нужно на него. Может, он страшный, как обезьяна…

- Лидушка, да ты больно-то не привередничай. С лица воды не пить. Петька твой вон какой красавец был, а толку-то? Много ты с ним счастья видела? Мыкалась только. А ведь сколько мы с отцом тебе твердили, чтобы разводилась, а ты всё упрямилась. Стыдно, видите ли, быть разведёнкой с двумя детьми… А с пьяницей и гулякой жить не стыдно?

- Мама, не начинай! Не хочу это вспоминать…

- Не вспоминай, коли неприятно. Но когда знакомиться с Василием будешь, помни, что не каждый мужик возьмёт в жёны вдову с детьми. Хоть ты и красавица у меня, но всё же…

- Мама, хватит!

- Ладно, не буду, дочка. Давай в магазин сходим, там ткани новые привезли. Выберешь себе что-нибудь на платье или на юбочку. До субботы ещё есть время, сошьёшь себе обновку.

- Зачем, мама? Есть у меня, что надеть. Не буду я специально наряжаться, ещё чего! – фыркнула Лида.

- Ну, как знаешь, дочка. Ты только уж сразу этого Василия не отталкивай, даже если не понравится с первого взгляда. Присмотрись, пообщайся. Мне твой отец тоже не больно-то понравился в первую встречу, а потом ничего, разглядела я в нём хорошего человека. И полюбила. Так хочется, чтобы и ты мужа хорошего нашла…

Капитолине Ивановне, правда, очень уж хотелось, чтобы её дочь Лида снова вышла замуж и на этот раз удачно. Чтобы у внуков отец появился, с которого хотелось бы брать пример. Достойный мужчина. Не то, что Петька, от которого одни беды были, а хорошего и вспомнить нечего.

Конечно, отец Лиды, Степан Алексеевич, старался много времени проводить с мальчиками, брал их с собой на рыбалку, учил пользоваться различными, полезными в хозяйстве, инструментами. Но и он хотел, чтобы дочь встретила хорошего мужчину, а у него бы появился зять, с которым можно и в лес за грибами, и на речку с удочками, и в баньке попариться…

Продолжение здесь

-2