Найти в Дзене
Moscow Meltdown

Ретроспектива: STRATOVARIUS - Fright Night (1989)

Автор: Николай Чувиков

Парадокс, но Тимо Толкки, считающийся самым известным и важным участником Stratovarius (правда, он ушёл из группы ещё в 2008-ом... но об этом мы поговорим позже) не является её основателем. Да, без шуток: история этого культового коллектива началась ещё за год до того, как Тимо вошёл в её состав. Всё пошло с команды под названием Black Water, которую собрали в 1984 году Туомо Лассила (также Cartes Art Machine, Conquet и Timo Tolkki's Avalon), Стаффан Стрелман, и Джон Виерве (также Five Fifteen и Monsterbore) - правда при этом некоторые источники и люди в музыкальном бизнесе утверждают, что название "Stratovarius" (гитара "Стратокастер" соединённая с фамилией "Страдивари") использовалось музыкантами с самого начала и не было никакого Black Water. Другие источники говорят о том, что нынешнее наименование группы появилось в головах у её участников лишь в 1985-ом, а ещё одни с пеной у рта доказывают, что его придумал сам Тимо Толкки, когда стал участником коллектива в Декабре того же года. Чёрт знает что!! - и кому мне верить?!

Как бы там ни было, но некоторые песни, которые впоследствии вошли на дебютный альбом группы "Fright Night" были написаны ещё без Толкки. Речь идёт о таких треках как "Black Night", "Witch-Hunt" и  "Night Screamer". Однако когда Тимо откликнулся на газетное объявление и заменил на должности гитариста Стаффана, он тут же развёл бурную деятельность, зарекомендовав себя не только как композитор, но и как лидер группы. В итоге он также стал и вокалистом - пусть даже его голос и нельзя назвать очень выразительным. Перу Толкки принадлежат такие песни с дебютного альбома как "False Messiah" и  "Darkness", а  "Future Shock" и "Fright Night" были написаны им на пару с Лассилой. Если верить интервью самого Тимо, то до его прихода в Stratovarius группа в основном ориентировалась на тяжёлый рок и не претендовала на металлическое звучание. Он же убедил остальных участников группы не только утяжелиться, но и добавить в музыку элементы нео-классики, что в итоге стало одной из отличительных особенностей коллектива. Правда, скажем честно, на "Fright Night" эти элементы не особенно-то и заметны...

Далее последовали долгие годы шлифования саунда и чехарда музыкантов: в итоге бас-гитару взяд в руки Юрки Лентонен, а за клавишные встал Антти Иконен (он продержался в группе аж до середины девяностых). "Fright Night" вышел в свет в 1989 году, и... никто не оценил его по-достоинству. До наших дней эту запись называют чуть ли самой слабой у группы, критики утверждают, что музыканты на ней играют вразнобой, а композиционный уровень находится где-то на уровне детского саунда. Надо ли говорить, что ваш покорный слуга не согласен с подобными утверждениями.

Да, "Fright Night" - альбом отнюдь не идеальный. Более того, я даже не знаю, могу ли я назвать его хорошим. Однако на нём есть целая рассыпь весёлых и задорных хитов, которые ныне может и звучат наивно, но вполне могут похвастаться как оригинальными гитарными риффами, так и выразительной мелодикой, достаточно нетипичной для тогдашней финской металл-сцены. Речь идёт о таких песнях как "Future Shock", "False Messiah", "Witch-Hunt" и заглавной композиции - это ни в коем случае не краеугольные камни европейского пауэра, но просто добротные песни, исполненные музыкантами с должными статью и любовью к своему песенному материалу. Даже вокал Тимо здесь очень даже неплох - в нём чувствуется молодая энергия, и он определённо старается звучать выразительно. Кстати, инструментал "Fire Dance" тоже очень даже ничего - на нём как раз заметны скромные мазки будущего нео-классического саунда.

Однако, да - не обошлось и без искренне проходных песен: "Black Night" звучит невыразительно и вторично,  "Night Screamer" быстро забывается и кажется исключительно проходным номером, а "Darkness" надоедает уже на уровне первого куплета.

В последнее время я обнаружил, что "Fright Night" начал пользоваться популярностью у любителей классического саунда пауэр-метала - когда жанр ещё не зарос опухолью из синтетических клавиш и не принял на себя сомнительный облик диско-метала. Я более чем рад этому факту - альбом заслуживает большего внимания. Однако песни с него Stratovarius не исполняли на своих концертах даже в середине девяностых годов: некоторые поклонники группы связывают это с тем фактом, что Тимо очень ревностно относится к своему творчеству и является жутким идеалистом, а потому он просто не хотел играть песни, которыми был сам недоволен. Молодец, конечно, но... но я бы хотел послушать "Future Shock" и "Witch-Hunt" вживую - может быть даже с вокалом Тимо Котипелто (ээээм... об этом тоже позже поговорим). Чёрт, я бы даже согласился на перезапись этих сокрытых хитов прошлого с современным составом группы. Только вот реальность такова, что Stratovarius чуть ли не сами хоронят свои ранние альбомы...

И это не может не расстраивать.

Приобрести мою книгу "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести здесь:
Лабиринт:
https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929269/
"Буквоед":
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

Читайте мои книги на Целлюлозе:
https://zelluloza.ru/search/details/120365/

P.S.: Я не шучу насчёт недооценённости! Этого альбома даже на Яндекс Музыке нет... Хотя есть все остальные, включая последний. Что же - слушайте его у нас в группе в VK: https://vk.com/moscowmeltdown

#stratovarius #fightnight #powermetal #heavymetal #Финляндия