Когда нам говорят, что Пушкин – это наше всё, то лично у меня (не сочтите за крамолу) тут же в воображении возникают образы ещё нескольких личностей, от литературы, разумеется. И одна из этих личностей – Антон Павлович Чехов.
Сегодня я не планировал пересказывать биографию Антона Павловича. Она известна каждому школьнику: родился в Таганроге, жил в Москве, (одно время вот в этом доме с башенкой, в Малом Головином переулке),
посетил Сахалин, лечился в Ялте, умер в Баденвайлере (Германия).
Цель несколько иная.
Итак, Чехов.
Антон Павлович для русской литературы (и для русского театра, и для русского кино) является мощной опорной конструкцией, которая держит целый небоскрёб (как сказал, а?). Чего не подумаешь, постояв недолго рядом с памятником в Камергерском переулке, чуть наискосок от МХАТа. Вот взгляните.
Снимал я это ночью и на телефон, поэтому снимок получился так себе. Но тем не менее. Что мы видим? Уставшего, страдающего человека, который, как бы из-за спин Станиславского и Немировича –Данченко с грустью смотрит на вечно шумную и деловую Тверскую улицу.
Вот ещё один ракурс, собственно с мостовой Тверской.
Вот они эти глыбы, а за ними, обратите внимание - справа, и на расстоянии – печальный Чехов. А если пойти по Камергерскому в сторону Большой Дмитровки, то вскоре «повстречаешь» памятник композитору Сергею Прокофьеву, который словно живой бодро вышагивает по переулку.
Ну вот, чтобы не быть голословным.
Но всё же мне больше по душе памятник А.П., который в Красноярске.
Не правда ли, что здесь совсем другой Чехов? Сильный, уверенный, романтичный.
Почему же скульптор Михаил Константинович Аникушин создал Чехова таким, как на фото ниже?
Вероятно, рассуждал так: я - художник – я так вижу. Может быть, может быть. Ведь нельзя сказать, что Чехов в жизни не страдал. Страдал – это и муки творчества, это и муки болезни, это и страдания от разрыва связей с любимыми женщинами. А они у него были… Ну, женщины.
Но оставим в покое памятники, им, как ни кому другому гарантирован покой.
Идём дальше. Как происходило знакомство с А.П. Чеховым у большинства граждан. Ну, в детстве мы все встречаемся с «Каштанкой», затем в школе читаем рассказ «Ванька», в котором несчастный мальчишка пишет письмо на деревню дедушке. Потом, став постарше берём в руки сборник рассказов Антона Павловича и находим там его героев какими-то странноватыми, и понимаем, -в общем, как-то «не заходит». Взяли книжку с пьесами, полистали, зевнули от скуки и до поры до времени забыли.
И лежит бедный Чехов в шкафу на книжной полке, пока, не став, примерно тридцатилетними, мы вновь, опять же, от скуки берём томик с Чеховым и теперь уже удивляемся, - оказывается на полке лежали сокровища, а мы об этом не подозревали. И начинаем читать уже взахлёб. Берём пьесы – а они не то, чтобы абсолютно понятны, они актуальны для сегодняшнего времени.
Вот «Чайка», например. Её поставили в Московском Художественном театре К. Станиславский и В. Немирович – Данченко. Постановка имела оглушительный успех. Даже сегодня, спустя, более ста лет, чайка является эмблемой МХТа (он же МХАТ), она изображена на фасаде здания.
И у входа в билетные кассы.
Недавно смотрел одного блогера, к сожалению, не помню имя, он запомнился тем, что забывает на эфир надевать носки и сидит с босыми ступнями (как Лев Толстой что ли?), а может стиль такой. Да это не важно. В гостях у него был Александр Минкин, театраловед, интеллектуал, эстет. Так вот, А. Минкин утверждал, что игравший в той постановке роль Треплева актёр Всеволод Мейерхольд сыграл блестяще. То есть показал Треплева дегенератом и неудачником, и, якобы Чехов такую интерпретацию одобрил. Здесь замечу, что в военно-политических училищах СССР преподавалась культурология (пусть и в небольшом объёме), поэтому, ротный замполит немного разбирается и театре.
К чему я это всё веду. Внимание, сейчас будет самое главное! «Чайка» написана Антоном Павловичем так, что совершенно не меняя текстовки, а лишь слегка расставляя акценты с той или иной эмоциональной нагрузкой, можно получить Треплева не дегенератом, как в исполнении Мейерхольда, а талантливым и несчастным человеком, который абсолютно не понят своими близкими. И вот именно об этом в советском кинематографе есть замечательный фильм, снятый Константином Худяковым под названием «Успех» (1984 г.)
Наконец-то я добрался до того, о чём и хотел рассказать в своём материале. А хотел – то всего - навсего рекомендовать этот фильм к просмотру.
Фильм «Успех» - это не экранизация «Чайки», это фильм о том, как понимать Чехова, как его ставить на сцене, как идти к цели и добиваться успеха. Фильм просто шикарный! Главное – вникнуть в суть.
Очень краткое содержание. Главный герой - театральный режиссёр по имени Геннадий Максимович Фетисов. Такой жёсткий, амбициозный, энергичный, очень целеустремлённый мужик лет сорока – сорока трёх. При этом, умный, образованный. Его играет Леонид Филатов (играет блестяще).
По сюжету он служил в каком-то из московских театров («Современник», «Ленком», МХАТ – не важно), в фильме об этом умалчивается. Он достаточно известен там, в Москве. И у него идея, мечта – поставить «Чайку» так, как не ставил ещё никто. Ну, не смешно ли? «Чайку» в Москве, в середине восьмидесятых? Да её там уже больше ста лет играют, кто её («Чайку») только не ставил. К чему эта трата времени, сил и средств. Это не интересно. Но Фетисову повезло – его приглашают в областной театр поставить «Чайку» там.
Теперь очень важно понять мотивы Фетисова. Кто он? Карьерист, приспособленец и склочник? Человек, который готов идти по головам, ради достижения цели? Нет, и ещё раз нет. Это одержимый идеей человек. Он движим исключительно любовью к искусству. Конечно, есть цели сопутствующие – и карьера, и успех, и внимание. Ещё никто не опроверг слова Евгения Евтушенко, которые спел А. Кальянов.
«До сорока, до сорока схватить удачу за рога на ярмарку мы скачем, а в сорок с ярмарки пешком с пустым мешком бредем тишком. Обворовали – плачем».
А этот фактор давит и на Фетисова тоже. Но, повторюсь, вторично. Самое главное – успеть поставить «Чайку», именно так, как он это видит. Проведу аналогию. Например, футбольный тренер держит в голове определённую игровую концепцию, но реализовать её на самом высшем уровне ему не дают акционеры, - слишком высока цена ошибки. И вот он берёт клуб из второй лиги, воплощает там свои идеи, и выводит этот клуб в Премьер-лигу. Примерно тоже самое делает в областном театре режиссёр Геннадий Фетисов. Он поглощён своей работой, он затягивает в орбиту своих интересов даже тех, кто в начале его пытался просто не замечать. Он умышленно уходит от женского внимания. Не потому, что они (женщины) ему не интересны, просто нет времени, не может позволить себе такого расточительства. Главное – поставить «Чайку», а потом будет и успех, и будут женщины. Он даже так и говорит в одной из сцен, - женщины не любят неудачников, им подавай успех.
А пока… Бывшая жена откровенно предлагает ему зайти в гости, Фетисов отказывается. Актриса Алла (роль исполняет Лариса Удовиченко, очаровательная Лариса Удовиченко) предлагает накормить его домашним обедом, со всеми вытекающими последствиями, разумеется. Геннадий Максимович отказывается. Сейчас у него в голове только одно: «Чайка», «Чайка», «Чайка».
Прима областного театра Арсеньева (роль исполняет А. Фрейндлих) относится к нем с презрением. А что Фетисов? Нужно встать перед Вами на колени, Зинаида Николаевна? Да не проблема – встану, моему авторитету ущерба не будет, Вы только играйте в моём спектакле, мне это сейчас важнее всего в жизни.
Но я увлёкся. Ещё раз повторюсь, фильм замечательный, актёрский состав – элита советского кино, не хватает разве что Армена Джигарханяна, но он снимался в одноимённой экранизации у режиссёра Юлия Карасика в 1970 году.
Pardon, забыл сказать как заканчивается фильм. Успехом, конечно же.
В финальной сцене Геннадий Максимович с чемоданом и со связкой книг на перроне ожидает московский поезд, через стекло вокзального окна на него смотрит актриса Алла. Фетисов идёт, и словно чувствуя её взгляд, останавливается. И всё, пошли титры. Режиссёр дальнейшее развитие событий отдает на откуп фантазии зрителя, как решите – так и будет. Я бы доснял ещё несколько кадров так: Фетисов едет в Москву вместе с Аллой.
Друзья, а вы не читали повесть «На Верхней Масловке» Дины Рубиной? Тема та же - неустроенная судьба талантливого режиссёра. А как вы думаете кто экранизировал «Масловку»? Отвечу: Константин Худяков.
В общем, на этом всё. Скажу лишь, что на моём канале будет отдельная рубрика, посвящённая творчеству А.П. Чехова.
Желаю успехов!
Ваш, Книжный Шкаф