Житие святого не биография. Житие святого - загадка. Жизнь преподобного Серафима обросла легендами и мифами, как это случается с известными подвижниками. К старцам у нас в народе особая любовь, порой возникают истории, достоверность которых довольно сложно подтвердить. Житие - это душеполезное научение о жизни святых, а не автобиография. Важно это помнить, изучая жизнь угодника Божьего, такого как преподобный Серафим Саровский.
Сразу отмечу, что ни в коем случае не хочу опорочить образ любимого мною батюшки Серафима. Если вы почитаете старца, вам будет интересно познакомиться с новыми исследованиями о жизни преподобного. В написании этой заметки основываюсь, в основном, на книге Валентина Степашина "Серафим Саровский", вышедшей не так давно, а также на труде священномученика Серафима (Чичагова) "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря".
История про медведя
Преподобный подкармливал медведя, это правда, но нет сведений, что медведь был ручным. В Дальней пустыни и вправду существовал пчельник, к которому порой приходили мишки, чтобы полакомиться медом. История о кормлении старцем медведя принадлежит иеромонаху Иоасафу, который приводит "Рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой", повествующий о кормлении преподобным медведя.
Матрона была слишком юной, когда батюшка жил на Дальней пустынке, но и это не самое главное в этой истории. "Рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой о том, якобы она, бывши у отца Серафима, видела, как он кормил медведя и как по благословению старца и она кормила того медведя, но сей рассказ вымышлен иеромонахом Иоасафом, как объявила сама Плещеева перед смертью", - сообщается в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки в фонде митрополита Филарета (там есть дело под названием "Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровскаго", 1849 г.).
Медведь и вправду приходил к батюшке. Об этом сообщает игумен Саровской пустыни Исайя (Путилов): "У старца Серафима в Пустыне был подле кельи пчельник, и несколько пеньков пчел. Обыкновенно осенью медведи ходят у нас по лесу, вот пришол было к пчельнику, у Старца хотел верно пообедать и начал ломать забор. Старец ощутил гостя, постучал по забору, кинув укруг хлеба и медведь ушел" (письмо от 7.12. 1849 года иеромонаху Авелю (Ванюкову)).
У иеромонаха Иоасаф в его "Сказании" есть также история про крота, разорявшего картофельные грядки старца. По словам иеромонаха Иоасаф, когда крота унесла хищная птица "с детским довольством смотрел отец Серафим на все происходившее:
- О, о! Вот так-то, так-то чужие труды снедать! - повторял он".
В жизни не поверю, что старец радовался гибели животного. Трудно после такой истории про крота поверить в правдивость историй иеромонаха о медведе. Верить в достоверность истории с ручным медведем или нет, решайте сами. Святости батюшки она никак не умаляет. Медведь был, но большего мы не знаем.
Итак, однозначно можно сказать, что медведь был, но нет сведений о ручном мишке. Святость не в кормлении диких зверей, хотя в патериках и житиях есть истории о диких зверях. Например, знаменитая история про льва у преподобного Герасима Иорданского.
Автор книги о жизни преподобного Серафима Валентин Степашкин в интервью как-то сказал:
"У нас в Сарове в начале 50-х годов ХХ века можно было встретить медведя в центре города, не говоря уже о том дремучем времени".