Каждый раз читая некоторые чаты города Сочи натыкаешься на: «В третьем тоннеле после Мамайки… Авария произошла во втором тоннеле от Мацесты… Пробка возникла в тоннеле сразу за третьим тоннелем после второго тоннеля, когда едешь в Сочи…», «Красивый портал одного из тоннелей Сочи»…
Или читаешь вот это: https://dzen.ru/a/YN2JzdCKGgtRO0Kv и понимаешь, что автор не только перепутал сразу три дороги, но и названия тоннелей.
Ребята, вы не поверите!
У ВСЕХ тоннелей Сочи есть названия! Ну ладно, почти у всех!
Итак!
Для начала надо разобраться в том, по какой дороге мы едем.
В Сочи ведет одна дорога! Одна! Автомобильная дорога А-147 (до 31 декабря 2017 года — М-27) «Джубга – Адлер (граница с республикой Абхазия)». Длина дороги 217 километров! Но зато каких! Наш серпантин входит в ТОП самых красивых дорог России!
Иногда бывают такие новости в чатах: «На участке дороги А 147 Джубга – Адлер (граница с республикой Абхазия) в районе поселка Лоо включен реверс в связи с ремонтом дорожного полотна». Сразу появляется несколько комментариев диванных экспертов: «Да вы знаете, где Лоо и где граница с Абхазией?» Мол, перепутали расстояния, и автор не сечёт в местной топонимике…
- Знаем! Где находится Лоо и где МАПП. Наша дрога так называется официально!
Все тоннели Сочи сосредоточены в Центральном, Хостинском и Адлерском районах города Сочи.
При этом, тоннели, по которым идет А 147 – только в Центральном и Хостинском районах.
Далее нам надо разобраться в том, что в Адлер от Мамайки идет три дороги.
Первая дорога – основная, старая. Она существует с 1891-1892 годов с незначительными изменениями. Въезжаем в город Сочи по ул. Виноградной, проезжаем по указателям несколько городских улиц и далее по Курортному проспекту до трассы «Агура-Адлер».
Вторая дорога называется «Обход города Сочи». Чтобы на нее попасть надо при спуске к Мамайке взять правее и доехать до кольца над рекой Псахе – и здесь на 90 градусов влево. Вы окажетесь на «Обходе города Сочи». Длина этой дороги 18 километров и она полностью огибает Центральный район Сочи. Строительство начато в СССР, в 1988 году. Были проведены огромные земляные работы в районе Мацесты-Агуры, около Раздольного, в районе Мамайки была отсыпана целая гора (сейчас на ней Вареничная хата и заправка), расширена и спрямлена дорога от Мамайки до Дагомыса! В 1990 году строительство заморожено. Проводились лишь небольшие работы – к примеру, в районе улицы Виноградной от остановки «Волжская» до будущей развязки дорога была расширена до 3 полос в 1996 году, поставлена подпорная стена. В 1998 году строительство медленно разморозилось. В августе 2001 сдан в эксплуатацию 1-й участок – 4,5 км – от Мацестинского тоннеля до северного склона Бытхи. 2-й участок – 29 ноября 2008 года –4,27 км (в том числе два тоннеля общей длиной 540 м, семь мостов, эстакад и путепроводов) в районе Раздольного и ул. Земляничной. 26 декабря 2009 года был открыт 3-й участок с Барановским мостом и тоннелем до Мамайки. Это «Обход Сочи!». И он был готов в 2009 году. Привет водителям, которые стояли в пробке за кладбищем и проезжали банки с компотами и соленьями! Нет, это не мои! Но я тоже там проезжал. Каждый день! Ох, она еще и двухсторонней была…
Третья дорога, самая новая – «Дублер Курортного проспекта». Федеральная магистраль А-148 «Дублёр Курортного проспекта» длиной 16 километров спроектирована по параметрам I категории и не имеет прямых пересечений в одном уровне с дорогами местного значения. Магистральная улица с непрерывным движением является одной из трёх главных транспортных артерий Сочи, имеет четыре полосы движения (по две в каждом направлении) и 7 примыкающих транспортных развязок, что обеспечивает возможность поддержания проектного скоростного режима на всём протяжении основного хода не менее 75 км/ч.
На нее проще всего попасть по указателям от Мамайского перевала. Просто держитесь главной и принимаете на спуске к Мамайке чуть левее. Строительство было начато в августе 2009 года, когда еще строился «Обход». Полностью «Дублёр» сдан в эксплуатацию 3 февраля 2014 года.
Вариант поездки № 1 и тоннели по дороге.
Представим себе ситуацию. Мы едем из Адлера в Дагомыс. Никуда не сворачивая! Через Курортный проспект!
По пути у нас будет «Хостинский» тоннель. Два портала! Уже без буквы «М» (эххх!). Обратно – тоже один тоннель – тот же самый, Хостинский! Самый старый тоннель Сочи. Построен в конце 1978 года на трассе Агура-Адлер. Состоит из двух параллельных стволов с организацией одностороннего движения в каждом. Пролегает под горным массивом мыса Видный. Длина около 540 метров.
Фухх! Первая дорога с единственным тоннелем нами пройдена!
Вариант поездки № 2 и тоннели по дороге.
Едем из Адлера в Дагомыс. Здесь начинаются сложности! Проезжаем «Хостинский» тоннель и после Сутугинской балки уходим направо – сворачиваем к мосту через Агуру. Впереди второй тоннель по дороге. Он называется «Агурским»! Расположен в горном массиве водораздела рек Мацеста и Агура. Состоит из одного ствола с организацией двустороннего движения (по одной полосе в каждом направлении). Длина – 1470 м. Проходка тоннеля совершалась двумя забоями: с южного и северного порталов. Сбойка тоннеля состоялась 25 августа 2011. Рабочее движение по первой очереди Дублёра Курортного проспекта и тоннелю как её составной части открыто 27 января 2013. И в этот день мы всей семьей поехали смотреть новую дорогу! Помню первые впечатления!
Официальное название тоннеля: «Агурский» тоннель или Тоннель №1 автодороги «Дублёр Курортного проспекта». Далее счет тоннелей ведется по Дублёру.
Проезжаем тоннель и оказываемся на Старомацестинском виадуке длиной 2208 метров. Да-да, у этого участка дороги тоже есть название!
Едем прямо. Впереди есть выделенная полоса налево! Нам туда не надо. Позже покатаемся. Держимся правой стороны!
Впереди нас ждет Тоннель № 2 «Земляничный» (640 метров). Он с закруглением влево! Выезжаем над улицей Земляничной. Следите за скоростью. Ограничение!
Дорога выравнивается, и мы въезжаем в Тоннель № 3 длиной 684 метра! После него можно свернуть на ул. Яна Фабрициуса – здесь же ярмарка, где скупаются сочинцы. Тоннель № 3 единственный, не имеющий названия. Только номер!
Проскакиваем его, и впереди уже маячит «Лысогорский» тоннель (он же, Тоннель № 4). Длина тоннеля 669 метра.
Левее над нами «Дендрарий». Впереди Верещагинский виадук. Реку Верещагинку, которая была южной границей Сочи еще 100 лет назад, мы не увидим – в трубе течет)))
Въезжаем в «Завокзальный» тоннель (Тоннель № 5) длиной 696 метров. Он выводит прямо в долину реки Сочи.
Оказавшись на дороге после тоннеля № 5 ты уже точно понимаешь, почему историческое ядро Сочи возникло именно здесь – широченная долина! До следующего тоннеля несколько километров!
Тоннель № 6 пробит в массиве горы Шангерейпацуареху, в народе – Виноградной! Соответственно, Тоннель называется «Виноградный».
Проблеск солнечных лучей напоминает, что мы едем днём. Въезжаем в Тоннель № 7. Он называется «Санаторным», длиной 824 метра. Опять проблеск!
Слева вниз – Мамайский лесопарк. После тоннеля № 8 мы окажемся на Мамайке! Как называется тоннель № 8? Правильно! «Мамайский».
Он же первый при въезде в город со стороны Лазаревского района. Довольно длинный - 1538 метров.
Для закрепления материала разворачиваемся. Будьте аккуратны – лучше развернуться на кольце, съехав на него вправо. Едем от Мамайки до Адлера. Уточняем для себя, что парные тоннели не являются близнецами и их длина отличается от соседнего портала. Также в названии появляется буква «а».
Тоннель № 8а «Мамайский» - 1561 метр.
Тоннель № 7а «Санаторный» - 804 метра.
Тоннель № 6а «Виноградный» - 601 метр.
Тоннель № 5а «Завокзальный» - 671 метр.
Тоннель № 4а «Лысогорский» - 668 метров.
Тоннель № 3а без названия – 622 метра.
После «Третьего» тоннеля мы едем по другой дороге. Здесь после затяжного подъема мы оказываемся на участке дороги с названием Обход Сочи. Огибаем с Юго-востока гору Бытха и спускаемся в долину Мацесты.
Впереди нас ждет Тоннель № 2 «Мацестинский» 2000 года постройки. Длина тоннеля – 1316 метров. После него два крутых поворота – сначала более плавный направо, а потом очень резкий в 90 градусов – налево. Держите скорость 40 км в час. И мы поднимаемся на трассу «Агура – Адлер».
Вернемся к тоннелям. А нет... К тоннелю. Дальше по трассе только Тоннель № 1 автодороги А-147 «Хостинский».
И вот вы на Хостинской эстакаде в пробке! Ха-ха! Надеюсь, я вас не запутал!
Вариант поездки № 3 и тоннели по дороге.
После «Агурского» тоннеля по пути из Адлера в Дагомыс возьмем левее в конце Старомацестинского виадука. И поедем по дороге Обход Сочи.
На пути будет однополосный тоннель № 2 – без названия. Он короткий с односторонним движением вверх! Длина 270 метров.
Дальше аккуратно! Тоннели будут с двухсторонним движением!!!
Впереди нас ждет два тоннеля №№ 3 и 4. Общей длиной 540 метров. Между ними будет Раздольненский виадук.
Оба тоннеля называются «Раздольненскими». Из Адлера сначала будет Тоннель № 3 «Раздольненский» с тем самым необычным порталом, а потом Тоннель №м 4 «Раздольненский».
В конце длинного спуска по восточном склону горы Вишневой нас ждет «Навагинский тоннель». Или Тоннель № 5 на Обходе Сочи. Закругление налево. Сбавьте скорость. Длина тоннеля 530 метров.
Мост через реку Сочи и дальше нас ждет один из самых интересных тоннелей Сочи. «Барановский» тоннель № 6 под горой Барановской и поселком Барановкой. Сверху, кстати, городское кладбище!). 2619 метров! Строился более 10 лет и был сдан в эксплуатацию в конце декабря 2009 года.
Поздравляю, вы проехали по СКАДу. Сочинская Кольцевая Автомобильная Дорога. Она же Обход Сочи. Она же в обиходе Объездная Сочи.
Обратно все будет чуток по-другому. Разворачиваемся на Мамайском кольце.
Тоннель № 6 «Барановский тоннель» - 2619 метров.
Тоннель № 5 «Навагинский» - 530 метров.
Тоннели №№ 4 и 3 «Раздольненские» - 540 метров.
После последнего «Раздольненского» тоннеля мы встречаем в попутном направлении справа тех, кто проехал «Лысогорский» тоннель на Дублёре. И теперь мы едем в Адлер вместе!
Тоннель № 2 «Мацестинский» - 1316 метров.
Тоннель № 1 «Хостинский» - 540 метров.
Теперь, Вы стали знатоками сочинских тоннелей. Скиньте ссылку тем, кто все еще путается в местной топонимике и называет Санаторный тоннель третьим от Мамайки!)))
В следующий раз мы проедемся по тоннелям на Роза Хутор. Двумя дорогами!