Найти тему
Старший матрос

Кто поджигает войны

Есть давно устоявшийся пропагандистский штамп «поджигатель войны». Общим местом стало употреблять его в адрес одной очень крупной заокеанской державы. Все ее хорошо знают.

Ловчее всех умел изобразить «поджигателя» советский художник Борис Ефимов. Его дядя Сэм с атомной бомбой подмышкой стал образцом для всех карикатуристов. Родился Борис Ефимов в Киеве и прожил 108 лет. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

Борис Ефимов всю войну рисовал карикатуры на гитлеровцев и был в составе советской делегации на Нюрнбергском трибунале. Был обласкан властью — академик, народный художник, деньги, квартира, дача и прочие блага.

Карикатура из открытых источников
Карикатура из открытых источников

Но речь о поджигателях войн. Кто - то же их начинает? Допустим, начнется третья мировая с применением ядерного оружия. Кого назовут ее поджигателем? Дядю Сэма? Дядюшку Си? Или кого-то другого? Да просто некому будет это сделать.

Сейчас официально считается, что специальная военная операция начата для защиты русских людей от украинских националистов, в течение восьми лет обстреливавших жителей Донбасса, решивших жить отдельно от Украины. Кроме того, в начале было заявлено о денацификации и демилитаризации всей Украины. Но об этом теперь молчок. Ладно.

На Тихоокеанском флоте моего времени об украинцах рассказывали анекдоты. В которых те выглядели служаками, готовых на посту застрелить родную мать ради новой лычки на погоны. Я удивлялся: почему так? В нашей учебной роте старшиной был украинец с фамилией Суховей. Он проводил вечернюю поверку, командуя громовым голосом. Подходил наугад к курсанту и засовывал свой огромный кулак меж ремнем и пузом. И объявлял: всем хлюпикам подтянуть ремни! И мы подтягивали. Никого Суховей не унижал, казался отцом родным, хоть был всего на три года старше.

Правда, было и другое. Моя приятельница в начале 80-х годов ездила в Киев на семинар вузовских преподавателей-гуманитариев. Вернувшись, рассказала, что между собой киевские коллеги общались только на украинской мове. Во-первых, это было неожиданно, во-вторых, бестактно по отношению к гостям. Короче, приятельница вернулась в весьма удрученном состоянии.

Но если взглянуть на проблему не предвзято, то ничего особенного в этом не было: люди вольны говорить так, как им больше нравится. Другое дело — насильственно навязывать свои предпочтения другим. Вот тут и лежит то, что не позволено делать никому. Но делают. Шведы, завоевав финнов, заставили их учить шведский язык. В современной Финляндии шведов живет около 300 тыс. из общего числа населения 5,55 млн человек. Тем не менее шведский язык в Финляндии имеет статус государственного. Украина же пошла по другому пути — законодательно запретила русский язык. И ее в этом негласно поддержал весь коллективный Запад.

Так кто же поджигатель нынешней войны? Опять дядя Сэм?