Найти тему
Морская практика

Первые полярные исследования под парусом

Оглавление

Полярные морские экспедиции становятся доступнее и удобнее: например, мы каждый год проводим до 20 походов в самые красивые и недоступные места в полярных широтах на комфортных парусниках и по удобным маршрутам. Однако такой уровень развития полярного туризма был бы невозможен без тех исследователей, которые не боялись сложностей на пути к полюсам, совершенствовали техническое оснащение судов и бросали вызов стихии ради достижения «вершин мира». Сегодня мы решили рассказать о мореплавателях, совершивших самые первые морские полярные экспедиции, когда это казалось за гранью реальности.

Шхуна Amazone во время экспедиции в Антарктиду в декабре 2022 года. Фото: Ник Бондарев
Шхуна Amazone во время экспедиции в Антарктиду в декабре 2022 года. Фото: Ник Бондарев

Исследования северных и южных полярных регионов насчитывают уже несколько столетий. Чем же привлекали людей эти опасные места?

Исследования Арктики носили прежде всего практический характер. Уже с XVI века мореплаватели и торговцы занимались поисками кратчайшего пути из Европы в Индию и Китай. В то время уже высказывались предположения о существовании Северо-Западного и Северо-Восточного морских путей, но на тот момент европейцам было известно только о существовании Шпицбергена, Гренландии и Новой Земли.

Существовала теория о том, что если летом в северных широтах солнце светит почти постоянно в течение трёх месяцев, то лёд около Северного полюса может растаять, а значит, на корабле можно добраться до «вершины мира».

Курс на север

Первым человеком, которому удалось совершить значительный прорыв в продвижении на север, был Генри Гудзон. Он решил попробовать добраться до Азии через Северный Ледовитый океан, убедив в 1607 году английскую Московскую торговую компанию профинансировать его экспедицию. Судно Гудзону досталось старое, однако ему впервые в истории удалось добраться до 80° северной широты и оказаться примерно в 1000 км от Северного полюса. Его рекорд продержался более 150 лет.

Генри Гудзон. Фото: geobar.ru
Генри Гудзон. Фото: geobar.ru

В XVIII веке Михаил Ломоносов выдвинул свою теорию о возможности достижения Северного полюса морским путём. По расчётам учёного, сильные морские ветра должны были очищать море ото льда к северу от Шпицбергена, давая судам возможность добраться до полюса. В 1765-1766 гг. российские экспедиции под руководством адмирала Василия Чичагова предпринимали попытки пройти дальше на север, но смогли добраться только до 80°30’ с. ш.

Периодические попытки добраться до полюса предпринимались и позднее экспедициями из разных стран – Британии, Америки, Норвегии. Одной из самых известных стала Норвежская полярная экспедиция Фритьофа Нансена, для которой был специально построен необычный для тех времен парусник «Фрам». Проект был новаторским: трёхмачтовая шхуна с паровым двигателем (позднее он был заменён на дизельный) была широкой (11 метров при длине 39 метров) и имела значительную осадку. Её округлой формы, практически без киля корпус должен был выталкиваться льдами на поверхность, а перо руля и винт можно было убрать внутрь корпуса.

Шхуна «Фрам. »Фото: ru.wikipedia.org
Шхуна «Фрам. »Фото: ru.wikipedia.org

«Боевым крещением» «Фрама» стала экспедиция к Северному Полюсу под руководством Нансена (1893-1896 гг). Нансен надеялся, что корабль доберётся до полюса с помощью попутного океанского течения, но этого не случилось. «Фрам» провёл в ледяном плену на 85° 57' северной широты практически 3 года, а Нансену и его команде удалось добраться на собачьих упряжках до 86° 13.6' сев. ш., что на тот момент стало мировым рекордом.

Как покорялся юг

Открытие и исследование Антарктиды и Южного полюса – достижение уже более позднего времени. В 1819 году адмирал Иван Крузенштерн предложил отправить экспедицию к Южному полюсу, и подготовлена она была в рекордно короткие сроки. Причиной этого было своего рода «соревнование» с британцами, готовившими аналогичное исследование. Первая русская антарктическая экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» прошла в 1819-1821 гг. и результатом её стало открытие Антарктического материка. Кстати, в честь 200-летия этого события в 2019 году «Морская практика» организовала кругосветное путешествие на барках «Седов» и «Крузенштерн» и провела свою первую экспедицию в Антарктиду.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» (рисунок). Фото: ru.wikipedia.org
Шлюпы «Восток» и «Мирный» (рисунок). Фото: ru.wikipedia.org

До Южного полюса полярным исследователям удалось добраться только почти через 100 лет после открытия Антарктиды. Одной из первых – и не совсем удачных – попыток – была Британская антарктическая экспедиция 1901-1904 гг. на трехмачтовом барке «Дискавери» под началом Роберта Скотта. В его команде были также Эрнест Шеклтон и Эдварь Уилсон, которые также в будущем станут известными полярными исследователями. Барк «Дискавери» был построен на основе прочных и выносливых китобойных судов, конструкторы использовали и опыт постройки «Фрама» – судно также было оснащено механизмом, убирающим перо руля и винт внутрь корпуса. В тот раз команде Скотта достигнуть полюса не удалось, им пришлось повернуть назад на отметке 82°17’, преодолев треть расстояния до Южного полюса.

Команда Руаля Амудсена на Южном полюсе. Фото: kommersant.ru
Команда Руаля Амудсена на Южном полюсе. Фото: kommersant.ru

Покорить Южный полюс 14 декабря 1911 году удалось норвежцу Руалю Амундсену, использовавшему корабль Нансена «Фрам». Одновременно с ним к полюсу отправилась и новая экспедиция под руководством Роберта Скотта «Терра Нова». Команда Скотта добралась до полюса на 33 дня позже, однако все её участники погибли на обратном пути.

Фото: Ник Бондарев
Фото: Ник Бондарев

Почувствуйте себя морским полярным исследователем вместе с нами — присоединяйтесь к экспедициям в Антарктиду и Восточную Гренландию, на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа. Познакомиться с программами «Морской практики» и узнать, как к ним присоединиться, можно на нашем сайте.