Найти тему
Written by

Back to the future: почему «героиновый шик» возвращается.

Термин «героиновый шик» приобрел известность в 1980-х годах как метафорическая, так и буквальная отсылка к популярности героина в модельной индустрии. Русская википедия дает следующее определение — «направление в моде 1990-х годов, характеризующееся бледной кожей, тёмными кругами вокруг глаз и субтильным телосложением моделей.» По моему мнению, определение очень размытое и указывает на внешние признаки употребления наркотических средств, а не на первопричину самого явления. Мимо, короче, но для понимания общей картины оно подойдет.

Первоначально этот термин не был позитивно окрашен. Удивительно, да? Однако, контркультура быстро переиначила словосочетание настолько, что всего за пару лет оно стало мейнстримным и в модной, и в развлекательной индустриях.

Если рассуждать об этом явлении, с точки зрения диванного историзма, то можно сказать, что концепция «героинового шика» не была бы настолько проблематичной, так как медиа-индустрия в 90-х работала по другим правилам: культуры отмены не существовало, а в эпоху рассвета гранжа деструктивное поведение романтизировалось и в какой-то степени являлось нормой. И если бы «эстетика» оставалась просто «эстетикой» и напрямую не коррелировала с ростом употребления героина, возможно «героиновый шик», как термин, оставался «трендом» намного дольше. Именно из-за обеспокоенности властей и общества в 1997 году явление «ушло» из модной индустрии, но само словосочетание осталось для удобства обозначения «эстетики». Тем не менее, целое поколение женщин, выросшее на глянце той эпохи, ассоциировало себя со стандартами, которые диктовал «героиновый шик», что во многом мешало отказу от концепции худобы в массовом сознании.

Но в целом, уже можно было выдохнуть – у следующего поколения начали появляться новые ролевые модели, а 2010-ые предзнаменовали популяризацию боди-позитивного движения; на подиуме все чаще мелькали девушки не «нулевого размера»*. Но как обычно, что-то пошло не так.

В этом письменном опусе я порассуждаю о том, почему «героиновый шик» возвращается и как хороший журналист сделаю несколько безосновательных предположений на тему, подкрепляя их фактами без ссылок на источники.

С чего все началось

К концу 1980-х и в начале 1990-х годов в фэшн-индустрии доминировали модели с условно «здоровыми» типами фигур: это были все еще очень стройные, да, но подтянутые и спортивные девушки. Самыми яркими примерами той эпохи моделинга являются Синди Кроуфорд и Элль Макферсон. Айдентика многих брендов также строилась на более «сексуальном» образе, в сравнении с тем, что ждало индустрию далее. В этом плане еще очень показательны коллекции Mugler в 80-х (фото ниже). Однако это не соответствовало восприятию стиля некоторыми дизайнерами; супер-феминный образ и экстра-женственность надоела, поэтому многим творцам фэшн-индустрии хотелось что-то противопоставить. Хлынувший в страны поток наркотиков и желание перемен и сделали так называемую эстетику «Героинового шика» тем, чем она стала в последствии - худоба, бледность и романтизированность изможденности; угловатость и около «мальчишеский» образ старались подчеркнуть простым кроем и микро-размером вещей.

Версий, кто же стал вдохновителем новой эстетики много. По одной все началось с Твигги – модель из 50-х с очень худым телосложением. Но многие историки моды склоняются к тому, что новый тренд задала модель Джиа Мари Каранджи. В юности она была ярой поклонницей Дэвида Боуи и черпала вдохновение из его образов, стиля и подхода к пониманию гендера – размытие границ и стремление к андрогинности.

Произведя фурор в модельном мире Нью-Йорка в 1979 и 1980 годах, Каранджи стала известна не только своей худощавой фигурой, но и любовью к вечеринкам и наркотикам, что в последствии негативно сказалось на ее карьере. Ее пристрастие привело к тому, что следы на ее руках были видны на фотосессиях, даже после нескольких слоев грима и ретуши снимков. Несмотря на многолетние попытки завязать, Каранджи боролась с зависимостью вплоть до своей смерти в 1986 году.

Модель умерла в возрасте всего двадцати шести лет от осложнений, связанных с ВИЧ/СПИДом. Тем не менее, даже после такой ужасной смерти дизайнеры посчитали ее образ вдохновляющим, а начинающие модели начали видеть в ней музу. Позже, всем известная Кейт Мосс, увековечила «героиновый шик», став чуть ли не главным лицом той эпохи.

Получился замкнутый круг: дизайнеры черпали вдохновение из массовой культуры, модели старались соответствовать представлениям дизайнеров и пытались влиться в новый тренд. Они употребляли наркотики и голодали, чтобы вписаться в стандарт, и добиться того самого романтизированного вида «бледной-тощей-загадочной» нимфы, а потом за этим образом гналось уже следующее поколение моделей и дизайнеров. Good game, well played, как говорится.

Нужен ли героин?

Образ «heroin chic» был назван так из-за внешнего вида моделей, употребляющих наркотики. Я не буду вдаваться в подробности о том, как разные наркотические вещества влияют на организм – в любом случае это полное саморазрушение. Но бледность, худоба как побочка употребления наркотиков и недоедания и изможденный вид стали неотъемлемыми чертами «эстетики». Важно отметить, что героин, как вещество, напрямую не вызывает этих эффектов, но именно он был популярен и распространен во многих странах в 90-е. В защиту скажу, что не все модели-иконы 90-х, употребляли героин, но их внешний вид, стиль и «вайб», были полностью продиктованы тем временем и теми моделями, которые употребляли наркотики.

Влияние культуры «героинового шика»

Во время расцвета культуры «героинового шика» эпидемия СПИДа в CША и мире приближалась к своему пику. Расписывать, как и почему было бы долго, поэтому я нашла статистику употребления и заболеваемости, чтобы не быть совсем голословной (фото ниже)

На тот момент стигма насчет употребления героина с помощью игл уже полностью сформировалась. Однако это привело не к снижению употребления героина, а скорее к другому способу приема. Это, вкупе с идеей «героинового шика» как модного явления, повлияло на рост потребления среди большей части населения и, как следствие, увеличению смертности от передозировки.

«Героиновый шик» сыграл большую роль и в музыке, что также способствовало его дальнейшему распространению в контркультуре. Употребление героина упоминалось в песнях таких групп, как Alice in Chains, и также было распространено среди супер-популярных музыкантов, включая Курта Кобейна и Эндрю Вуда из Mother Love Bone. Последний умер от передозировки в 1990 году. Джонатан Мелвоин из The Smashing Pumpkins, умер от передозировки в 1996 году. Примеров много. Употребление наркотиков также нашло свое художественное отражение в таких фильмах как "Криминальное чтиво" и "На игле".

И самое ужасное в том, что многие деятели искусства, наоборот пытались привлечь внимание общественности к проблеме. Без преукрашательства показать реальное положение дел, но как обычно – запретный плод сладок, и тема получила еще большую романтизацию.

Тем не менее, смертность от наркотиков росла стремительно и эстетика употребления стала порицаться. Фактором, способствовавшим упадку, стала смерть Давиде Сорренти, популярного итальянского модного фотографа. Большая часть его работ изображала зависимость, включая фотографии моделей, которые употребляли героин или имитировали его употребление. Он умер в возрасте двадцати одного года в 1997-ом. После смерти Давиде его мать, фотограф Франческа Сорренти, возглавила антинаркотическую кампанию, призывая журналы и рекламодателей взять на себя ответственность за популяризацию употребления. Случай вызвал большой общественный резонанс. В ответ на заявления матери Сорренти президент Билл Клинтон высказался об опасности романтизации наркомании. К концу 1997 года модный бизнес отошел от концепции «героинового шика».

2000 to 2016

Мода в нулевые немного отличались от кампэйнов в 90-е, но токсичное стремление к худобе и гламуризация саморазрушения оставались на повестке. Селебрити все еще были обязаны находится в хорошей форме, чтобы не слышать уничижительных слов в свой адрес, но тем не менее ситуация и с наркотиками, и со стандартами красоты стала чуть лучше. Время шло, и в 2013 году опять появился новый тренд, ставший еще более жестоким по отношению к женскому телу, и началась новая эпоха – «BBL» и популяризации пластической хирургии.

Что такое BBL? Бразильская подтяжка ягодиц или brazilian butt lift – это увеличение ягодиц за счет перемещения жира из частей тела пациента в ягодицы. Двух зайцев одним выстрелом – это и липосакция, и большие ягодицы без спортзала. BBL’S стали более популярными в США в середине последнего десятилетия. По данным Американского общества эстетической пластической хирургии, в 2015 году в США каждые 30 минут проводится операция по увеличению ягодиц: подтяжка, имплантация или пересадка жира. Так совпало, что 2015 год был годом с мемно-известной интернет-обложкой журнала Paper, на которой Ким Кардашьян продемонстрировала свою big booty.

Кстати, именно семья Кардашьян-Дженнер культивировали BBL, и сделали его новым недостижимым стандартом красоты – большие ягодицы, большая грудь, но супер-маленькая талия и низкий процент жира в теле. Многие знаменитости подхватили тренд. Например, Карди Би говорила о том, что ей делают инъекции в ягодицы, а Блак Чайна сказала, что ей «кое-что сделали» после родов, чтобы уменьшить предыдущий имплантат.

С другой стороны, 2014-2017 года – это рассвет эпохи тамблера, где «героиновый шик» все еще процветал и диктовал противоположный стандарт. Я думаю, многие помнят грустные картинки с цитатами, фото супер-худых девушек в скини-джинсах и топах «Arctic Monkeys» и паблики в ВК по типу: «40 килограмм» и «ТА».

С другой стороны, боди-позитивное движение стремительно набирало популярность. И кому верить? Многие подростки и молодые девушки, сталкиваясь с разнообразием стандартов просто терялись: ты должна быть очень худой, но грудь и попа — это обязательно, а еще ты должна любить себя и не в коем случае не пропагандировать худобу/ожирение, нужно быть спортивной, но не перекачаться «как мужик». «Ты такая смелая, что говоришь о пластической хирургии и своих операциях», но «ты больше не красивая, потому что пластику делают все, нужно оставаться натуральной». Весело, короче)

Я бы сказала, что в интернете наступил хаос стандартов: один «лучше» другого, и каждый просто выбирал к какому он хочет соответствовать. Что касается хай-фэшена, модная индустрия немного притихла. Ничего сверхнеобычного не происходило: все те же стройные девушки на подиуме, рассвет «Victoria Secret», и редкое появление плюс-сайз моделей. Все та же токсичная индустрия, да, но без перегибов в какую-либо из сторон.

Подводя итог, можно сказать, что эпоха с 00-х до 2020 года была максимально разрозненной на стандарты: популярность тамблера росла, а Кардашьяны продолжали постить фотки с отфотошопленной миниатюрной талией. Одно, другое, пятое, но можно сказать, что «героиновый шик» никуда не уходил – он просто приобрел новую форму и стал менее заметен для общества из-за появившегося разнообразия критериев. За BBL и «сочными» формами все равно прятался запрос общественности и модных домов на худобу. Не такую экстремальную как в 90-е, но тоже довольно жестокую по отношению к женскому телу.

Если говорить совсем дилетантским языком, все было относительно «окей», а потом пришел 2021 and shit, here we go again.

Цикличность трендов

Все выше написанное – просто краткий экскурс в то, что происходило в фэшн и соцсетях. Далее повествование приобретет еще более субъективный характер, базированный только на том, что говорят некоторые эксперты и я лично. Но для начала, объясню, почему я считаю, что «героиновый шик» снова вернулся.

Дело в цикличности трендов. «По разным оценкам специалистов, цикл модного явления составляет от 2 до 9 лет либо 21-22 года» – автора цитаты потеряла, простите. Нормальный такой разлет, получается, да? Если говорить, про массовую культуру, то я склоняюсь к циклу в 21-30 лет, так как поколение, выросшее на определенной моде и трендах, взрослеет, ловит ностальгию, а затем начинает выпускать ремейки на фильмы и игры, воскрешает направления в искусстве, возвращает вещи, связанные с их детством. Это хорошо можно отследить по годам перевыпусков кинофильмов, но что касается моды, здесь все немного сложнее…

Можно порассуждать про фаст-фэшн индустрию (быстрая мода), и о том как масс-маркет запускает тренды, которые уже через пол года устаревают, но цикл модных явлений в высокой подиумной моде явно не 2 года.

Почему «героиновый шик» вернулся?

Начнем с того, что «героиновый шик» начал возвращаться буквально недавно, об этом свидетельствуют редкие публикации журналистов и сравнительно небольшой поток возмущенных комментариев на эту тему от общественности. Во-вторых, «героиновый шик» в 2022 году – помесь единорога с носорогом, потому что в одежде вернулись тренды нулевых (цикл получился в примерно 15-18 лет), а стандарт фигуры из 90-х.

Однако тревожные звоночки уже есть. В начале октября Белла Хадид закрыла парижскую неделю моды в аэрозольном платье от Coperni, которое было нанесено на голое и стоит заметить очень похудевшее тело модели. Несколько дней спустя на показе Miu Miu spring 2023 в Милане девушки прошлись по подиуму в «микро-мини» коллекции бренда. На подиуме появились непо-герлз* такие, как Лайла Мосс (дочь Кейт Мосс) и Кайя Гербер (дочь Синди Кроуфорд). Но если в high-fashion стройные фигуры — это норма, которой уже мало кого удивить, то недавние выходы некоторых селебрити запустили волну обсуждений на тему возвращения «героинового шика».

Недавний выход Ким Кардашьян на Met Gala в платье Мэрилин Монро сломал ленту всех англоязычных пользователей. Ким, чтобы влезть в платье скинула почти восемь килограмм и более того, либо уменьшила, либо удалила импланты (фото ниже). В одном из интервью она говорила о жесткой диете, которая, по моему мнению, скорее напоминает голодовку.

Сначала я думала, что мне просто кажется, но посидев немного в интернете, я пришла к выводу, что когда кажется, креститься надо: «Пожалуйста, я так устал от этого. Я знаю, мы все притворяемся, чтобы не замечать вернувшееся поклонение худобе или что-то в этом роде, но я уже просто не могу.» – написал в Твиттере модный писатель Тайлер Макколл.

Эксперты говорят, что новая одержимость худобой не ограничивается толпами в Голливуде и на неделях моды – общественность медленно начинает возрождать этот идеал. Модели в очередной раз начинают худеть в угоду трендам. Переход от BBL и «slim thick» уже, к сожалению, запущен. Я прикреплю несколько фото с недавних показов разных брендов, чтобы подтвердить свои поинт, но оставлю их на суд вам.

Но если мои претензии можно обосновать простой шизой, а высказывания журналистов и модных критиков можно отнести в категорию субъективного мнения, то появление «нового героина» – факт уже не оспоримый.

Оземпик: «героин» для зумеров

Оземпик – это препарат, используемый для лечения диабета, который недавно стал популярен в Тик-токе из-за своего побочного действия – снижения массы тела и аппетита.

Управление по контролю за продуктами и лекарствами впервые одобрило инъекционный препарат для лечения диабета в 2017 году. Позже в 2021 году агентство одобрило препарат с более высокой дозой активного ингредиента в Оземпике – семаглутидом, для лечения ожирения под торговой маркой Wegovy. С тех пор разговоры об этом препарате в Интернете не прекращались. Илон Маск, когда его спросили о том, как ему удается выглядеть «подтянутым и здоровым», написал в Твиттере, что принимает Wegovy. В сентябре Variety сообщила, что актеры и продюсеры «тихо поют дифирамбы наркотику» в Signal – зашифрованном приложении для обмена сообщениями. На TikTok хэштег #Ozempic был просмотрен более 273 миллионов раз. Теперь Федеральная прокуратура включила Оземпик и Вегови в список двух из десятков лекарств, находящихся в дефиците.

Никаких прямых доказательств и переписок я не нашла, но спекулирования в Тиктоке на эту тему мне хватило. Трушный журналист, как говорится. Пользователи недавно предположили, что некоторые вышеупомянутые мной селебрити использовали Ozempic или Wegovy, чтобы сбросить вес в кратчайшие сроки.

И хотя Ozempic и Wegovy не являются как таковыми наркотическими веществами, это все еще сильные лекарственные препараты, которые отпускаются только по рецепту и с предварительным обследованием. Чтобы вы понимали, Wegovy не выписывают людям даже с ИМТ 30 (ожирение 1 степени), поэтому что препарат очень сильный. Думаю представить, какие побочные эффекты от препарата могут быть у людей с изначально низкой массой тела не сложно.

«Новый» героин, новые лица, а цель вся та же – влезть в джинсы xxxs размера на низкой посадке.

The end: предсказания

Единственное, что сейчас остается – следить за индустрией, потому что все написанное мной может оказаться простой паранойей, потому как я сталкивалась с проблемой экстремального похудения, и поэтому тема для меня более чем животрепещущая. Я еще не журналист, и определенно не историк моды, поэтому в материале много допущений. Если вам интересно, и у вас есть ресурс на это, то советую чекнуть вот еще эту статью:

Heroin chic is back. Has the inclusion backlash begun?

У меня есть предположение, что «героиновый шик» вернется в виде «уменьшенных» BBL-форм в массовую индустрию, а в высокую моду войдет основательно и в первозданном виде в ближайшие 3-4 года. Думаю, что и тамблер-эра тоже скоро вернется, но лет так через 5-8. Насчет употребления чего-либо я не уверена, посмотрим, как ситуация с Оземпиком будет развиваться, но образ худой-бледной нимфы точно совершит камбэк.

Как и любому человеку, который пишет что-то около-исследовательское, мне стоит надеется, что написанное мной окажется правдой – это же так круто: значит у меня есть неплохие аналитические способности, ура-ура. Однако я очень хочу верить в то, что я ошибаюсь. Иначе welcom back to the 90s.

Послесловие

Отправив писульки своим друзьям, многих из них смутило, что в материале очень много тем - и "героиновый шик", и BBL, и тамблер. Зачем так много и в чем суть? В свою защиту скажу: без подробного описания того, что происходило в фэшн в период с 90-х по 2020-е было бы не возможно написать о том, почему я считаю, что "героиновый шик" вернется. Цикличность, друзья! За поклонением "пышным" фигурам неизбежно придет поклонение худобе. Именно фраза "все новое - просто хорошо забытое старое" подтолкнула меня к написанию этого текста.

Возможно мне просто не хватило писательских скиллов, но я уверяю вас, я работаю над этим!

---------

Нулевой размер* – это размер женской одежды в системе размеров каталога США. Современная одежда размера 0, в зависимости от бренда и стиля, соответствует размерам груди-живота-бедер от 76-56-81 см.

Непо-герлз* – в сети nepo babies называют прославившихся детей знаменитостей, приставка «непо» происходит от понятия «непотизм», которое обозначает покровительство родственникам или попросту кумовство.