Найти тему
Оксана Фарфоровна

Фарфоровые зарисовки советской жизни

Нина Александровна Малышева не нуждается в представлении. Её скульптуры широко известны коллекционерам.
Сегодня предлагаю в очередной раз посмотреть на работы Нины Александровны, но с акцентом на те, что запечатлели жизнь советского человека. Потому что дело, как всегда, в деталях.

Скульптор Нина Александровна Малышева (1914-1983)
Скульптор Нина Александровна Малышева (1914-1983)

И начну с феномена и традиции одновременно - общественная советская баня.

Традиционно установленным банным днём была суббота. В банях заводили дружбу, узнавали последние новости и, чего греха таить, сплетничали. Видимо, на скульптуре запечатлено именно сплетничество :)

Как и на известной скульптуре «Маникюр» (она же «Сплетница»). С того времени мало что изменилось. А чем ещё заняться во время процедуры? :)

Скульптура «Слуга народа», 1950 г. Дулёвский фарфоровый завод, автор Нина Александровна Малышева
Скульптура «Слуга народа», 1950 г. Дулёвский фарфоровый завод, автор Нина Александровна Малышева

А эту работу вполне можно отнести к агитфарфору - стоящая за трибуной фигура женщины в костюме и со звездой «Героя» на груди. Интересно, какой повод для речи?

А это «Романтики». В 1964 году отстранили Хрущёва от власти, в Москву приехал Че Гевара, был выпущен новый автомобиль «Москвич-408», а в Сибири пустили первую нефть. Может, эта молодая пара переехала именно на работу в нефтепромышленной области? Но скорее всего, это прост собирательный образ.

Скульптура «Романтики», 1964 г. Дулёвский фарфоровый завод, автор Нина Александровна Малышева
Скульптура «Романтики», 1964 г. Дулёвский фарфоровый завод, автор Нина Александровна Малышева

А пока кто-то смело смотрит в светлое будущее и строит коммунизм, другие ленятся, пожевывая морковку :)

Скульптура «Бездельники», 1961 г. Дулёвский фарфоровый завод, автор Нина Александровна Малышева
Скульптура «Бездельники», 1961 г. Дулёвский фарфоровый завод, автор Нина Александровна Малышева

Одним из направлений социальной политики СССР 1950-1960 гг. была охрана материнства и детства. Наверное, поэтому детские и семейные сюжеты часто встречаются в этот период у разных мастеров.
Ниже известная работа Нины Александровны
«Прогулка».

Считается, что промышленное производство колясок было начато в 1949-1950 году по приказу товарища Орджоникидзе, когда из Германии привезли немецкий образец. В приказе коляска называлась «детским транспортом» :)

Продолжая тему материнства и прогулок - «Близнецы» («Прогулка с близнецами»). Ещё мне встречалась скульптура, где над коляской с близнецами наклонились близнецы взрослые. Видимо, папа и дядя малышей. Подскажете название? Спасибо.

А эти малыши заблудились. «Дядя Стёпа с ними дружит - он ребятам верно служит / И готов всегда, везде им помочь в любой беде.»

Тут идёт напряженная игра в шашки!
Я по детству помню, как во всех дворах летом сидели пенсионеры за самодельными столами и рубились в шашки. Уже давно не встречаю подобного. Даже посиделки у подъезда всё реже замечаю.

Ещё одна известная вещь в стилистике «Маникюра» - «Телефонный разговор» («Телефонная будка»). Кстати, Дулёво до сих пор выпускает многие скульптуры выше. Эта не исключение.
80 000 рублей на официальном сайте завода. Называется
«Стиляги».
По выполнению мне больше всего понравилась работа 1954 года.

А ещё у Нины Александровны есть замечательная серия скульптур на колхозную тему и посвящение Советским республикам.
Но об этом в следующий раз.


Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна