Найти тему

Наставления батюшки Серафима

НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

(15 января преставление и второе обретение мощей)

*********************

 

Рай и ад начинаются на земле. 

 

Суди себя сам, и Господь не осудит. 

 

Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи. 

 

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи. 

 

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе. 

 

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более. 

 

На хлеб и воду еще никто не жаловался. 

 

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа. 

 

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд. 

 

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. 

 

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. 

 

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями. 

 

Смирение может весь мир покорить. 

 

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. 

 

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего. 

 

У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце. 

 

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно. 

 

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному. 

 

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы. 

 

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. 

 

Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро. 

 

Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы сама эта келия была полна червей и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той небесной радости… 

 

В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего. 

 

Душу надо снабдевать Словом Божиим, ибо Слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются уши, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением Слова Божия и, в уединении, прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения. 

 

Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель. 

 

Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих. 

 

Как на свет ангела нам грешным нельзя взглянуть, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны. 

 

Когда в сердце умиление, то и Бог бывает с нами. 

 

Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаенному сердца человеку: сие должно разуметь о молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с другими занятиями духа молчальничество возводит человека к благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. Ты только седи в келье своей во внимании и молчании, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: «На кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (см. Ис. 66, 2). Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает подвижника неразвлекаемым. Наконец приобретшего сие ожидает мирное состояние. 

 

Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. 

 

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя… 

 

Сердце человеческое открыто единому Господу и един лишь Бог Сердцеведец: а приступит человек, и сердце глубоко. 

 

Страсти истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми Промыслом. 

 

Только досыта ничего не вкушай, оставь место Святому Духу. 

 

Царствие Божие заключено в сердце человека. 

 

Я, грешный Серафим, так и думаю, что я грешный раб Божий; что мне повелевает Господь как рабу Своему, то я и передаю требующему помощи. Первое помышление явившееся в душе моей, и говорю, не зная, что у собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывается воля Божия для его пользы. Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так я и действую, своей воли не имею, а что угодно Богу, то и передаю.