Легендарная четверка завоевала сердца многих людей по всему миру. О чем они пели? Их прославили весёлые рок-н-ролльные песни о любви. Но это не единственное их амплуа. Творчество The Beatles – это не только приторное признание в любви, лирический герой в первом и последнем альбоме разительно отличается.
Начнем с пластинки «Please Please Me». Я очень люблю взаимодействовать с названиями песен в рамках одного альбома с целью поиска вдохновения. Из списка слов у меня складывается цельная история, равно как и музыканты собирают свои треки в единое послание. Первая история будет про дебютный альбом The Beatles «Please Please Me». Она про любовь, которая рождается между еще юными людьми. Про первые встречи и расставания, наивность и желание быть принятыми.
История будет сначала на английском, чтобы в тексте прослеживались оригинальные названия. Перевод будет ниже:
I saw her standing there. Рer name was Anna. Chains of fear blocked me, but I remembered what the boys told me. They asked me: «Why do you like her?», and I said, «If there is something that can please me – it's her». And I came up and said: «Love me do». You know what I feel cause I leave you notes every time we meet. Baby, it's you who I want to be with. Do you want to know a secret of my confidence? Your smile is like a taste of honey in a cold winter time. And there's a place for lovers where we can be happy, where we laugh, twist and shout and nothing can take us out of it.
Перевод:
Я видел, как она стояла там. Ее звали Анна. Цепи страха сковали меня, но я помню, что говорили мне ребята. Они спросили меня: «Почему она тебе нравится?, – и я говорю, – «Если есть что-то, что может меня порадовать – это она». И я подошел и сказал: «Люби же меня». Ты знаешь, что я чувствую, потому что я оставляю тебе записки каждый раз, когда мы встречаемся. Детка, это ты, с кем я хочу быть. Ты хочешь знать секрет моей уверенности? Твоя улыбка подобна вкусу меда в холодную зиму. Для влюбленных есть одно особое место, где мы с тобой можем быть счастливы, где мы смеемся, вертимся и кричим, и ничто не может нас прервать.
Большая часть песен в альбоме длится около 2х минут. Такие песни-зарисовки, которые можно крутить по кругу. Одна из распространённых структур – это куплет, состоящий из 8 строк, где первые 4 строчки потом несколько раз повторяются, как обычно бывает с припевом. Разнообразие вносит небольшой кусочек фрагмент перед припевом (предприпев) с другой мелодией и словами. Но общая суть – давайте повторять эту историю снова и снова, зачем выдумывать что-то ещё. Вот они – четыре строчки, в которых я успеваю рассказать, о чем я думаю в последнее время. Например, песня про сладкие поцелуи и цепи любви «Chains»:
Куплет 1:
Chains, my baby's got me locked up in chains.
And they ain't the kind that you can see.
Whoa, oh, these chains of love got a hold on me, yeah.
Chains, well I can't break away from these chains.
Can't run around, 'cause I'm not free.
Whoa, oh, these chains of love won't let me be, yeah.
Прехорус 1:
I wanna tell you, pretty baby,
I think you're fine.
I'd like to love you,
But, darlin', I'm imprisoned by these...
Куплет 1:
Chains, my baby's got me locked up in chains,
And they ain't the kind that you can see,
Oh, oh, these chains of love got a hold on me.
Прехорус 2:
Please believe me when I tell you,
Your lips are sweet.
I'd like to kiss them,
But I can't break away from all of these...
Куплет 1:
Chains, my baby's got me locked up in chains.
And they ain't the kind that you can see.
Whoa, oh, these chains of love got a hold on me, yeah.
Chains, chains of love...
Помимо того, что в песнях мы слышим повторяющиеся слова первого куплета, в тексте часто используются цепляющие (хуковые) фразы, которые обычно выносятся в название песни и запоминаются более всего, например: «Go with him» или «Please please me». А в основе песни «Love me do» и вовсе дважды повторённый припев. Для призыва к взаимной любви больше и не нужно, когда ты юн и хочешь обратить на себя внимание.
В последнем альбоме «Let it be» голова лирического героя уже не занята одной любовью. Здесь встречаются размышления о человеке и его месте в мире. И хочется больше говорить о содержании песен, нежели об их форме.
«Across the Universe»:
Limitless undying love, which
Shines around me like a million suns,
It calls me on and on across the universe.
Про любовь, которая всепроникающа, и из которой, верно, и появилась наша вселенная.
«I Me Mine» — в песне говорится об образе «Я» с присущим ему себялюбием. Отовсюду только и слышно про "я-я-я". Так ли это плохо? Песня обращает внимание на то, что помимо нас вокруг есть целый мир, но мы будто не хотим этого замечать. Повод для смены точки внимания и споров о том, насколько плох или хорош эгоизм.
«Two of us» – песня о путешествии, когда машина разрезает теплый воздух, и лучи врываются в окна, ослепляя с разных сторон. Дорога как лента воспоминаний. Общие шутки и молчаливое созерцание природы. Это всё – ожившие воспоминания по пути из дома и обратно.
Песня «Maggie Mae» звучит всего 40 секунд, это рекорд даже по сравнению с первым альбомом. Но здесь уже нет той легкости и беззаботности. Это народная английская песня про портовую проститутку, укравшую денег. Участники группы сделали свою аранжировку для этой истории.
Песня «Dig a pony» – шуточный каламбур, но в нём прослеживается одна важная мысль: я так тебя люблю, что тебе позволено делать всё, что ты захочешь. И в данном контексте это уже не воспринимается как подростковая неразборчивость, а скорее как обожание и принятие другой личности.
«The Long and Winding Road»:
The wild and windy night
That the rain washed away
Has left a pool of tears
Crying for the day.
Персонаж песни ощущает покинутость близким человеком. Путь впереди слишком извилист и залит дождём теперь. И не добраться уже до той двери, за которой они были вместе.
Через все пластинки The Beatles лирический герой претерпевает изменения и из наивного подростка превращается в молодого мужчину, ищущего ответ на вопрос: «Кто я есть такой в этом мире?».
Иногда так не хочется расставаться с привычными масками и менять свои укорененные взгляды, ведь для этого нужно немного смелости и желания становиться легче и гибче со временем. The Beatles могут быть разными, и каждый будет видеть их со своей стороны.
Музыкальные группы проживают трансформации вместе со своим слушателем. Кто-то остается в этом поле, кто-то привычно обращается к моментам из прошлого. В любом случае, это выбор каждого – с какой скоростью идти вперед.