Алтай – третье место силы, которое я посетила в этом году. Сначала увидела фотографии в интернете, потом стали попадаться статьи про него и в конце концов начитавшись легенд, воодушевленная, я решилась поехать туда.
В 2020 году Алтай стал самым популярным туристическим местом в России после Крыма и Сочи. На рынке появилось множество различных туров под разные запросы на разный кошелек: и на машинах, и на вертолетах, рафтинг, альпинизм, семейные туры, конные походы. Я же решила пойти туда именно в пеший поход.
Принятие решения о походе далось мне непросто. Понадобились целые 2 недели, чтобы уговорить себя на это. Причина всему – страх. Я очень, очень сильно хотела побывать в Горном Алтае, и в то же время мне было очень и очень страшно. Зависимая от цивилизации, от виртуальной связи, от комфорта, от людей, от мыслей, что в городе безопаснее, чем на природе, я в тоже время четко осознавала, что моя связь с первоисточником – природой, была потеряна, что даже мысли об отсутствии цивилизации вызывали во мне тревогу, хотя природа первична, а цивилизация вторична. Поэтому я решила, что поход на Алтай – это мой большой вызов, очередной способ побороть свой страх и испытание, которое я обязана пройти для укрепления своего духа, для налаживания доверительных связей с самой собой и окружающим меня миром. Со слезами на глазах, находясь в состоянии истерики, я все-таки подписалась на поход. И это была самая большая победа и самый важный урок из всей моей Алтайской истории. Потому что как оказалось позже, самым страшным было именно решиться на поход. Когда решение принято, есть намерение его выполнить, страх уходит на второй план. Ты уже просто идешь и делаешь то, что должна делать, не задумываясь о последствиях и результатах. И это применимо не только к походу, но к повседневной жизни и принятию решений в ней.
Как оказалось, походы – довольно-таки затратный способ познания мира. Помимо палатки и спальника, очень, очень важно иметь правильную качественную обувь, одежду, надежный рюкзак, дождевик и ещё кучу мелочей, которые в обычной жизни кажутся мелочами, а в походе являются жизненно необходимыми. Например, пластиковые мешки для мусора (одной из главных целей в походе является не только сбор мусора в них, но и упаковка одежды, спальников, пенок и рюкзака для защиты от дождя).
Также, как оказалось в походе, рекомендации инструктора об участии в походе выходного дня были не напрасными. Всем, кто никогда не ходил в походы я теперь также настоятельно рекомендую сначала сходить в поход выходного дня, а потом уже отправляться в длительный поход. Это нужно для того, чтобы: во-первых, понимать какие вещи лично тебе важны в походе для комфорта, а какие являются ненужными и от каких лучше отказаться. Во-вторых, проверить на прочность ботинки: смогут ли они противостоять влаге, грязи, как себя будут вести на скользких поверхностях и как себя будет чувствовать нога в них. В-третьих, привыкнуть к рюкзаку, научиться регулировать его, носить его, надевать и снимать (это целое искусство, я вам скажу). И в-четвертых, проникнуться походом, понять насколько это сложно морально, физически, где есть упущения и где и что нужно подтянуть и проработать, чтобы большой поход был больше в удовольствие, чем в тяжесть (хотя тяжело будет в любом случае).
Поход – это очень жесткая проверка как физической составляющей человека, так и эмоциональной. На практике я поняла, почему Высоцкий рекомендовал брать парня с собой в горы: именно там, вдалеке от всех человеческих благ, наедине с природой в экстремальных для современного человека условиях раскрывается его сущность. Природа – это суть, это начало всех начал и от нее невозможно ничего скрыть. Перед её дыханием человек беззащитен и как будто бы гол. Все качества, эмоции, ощущения, которые скрываются внутри человека вырываются наружу и усиливаются многократно. В этом и есть красота и романтика походов: искренность, которой в повседневной жизни нам очень не хватает.
Моей первой ступенью похода был путь из Екатеринбурга в Барнаул. Можно добраться туда самолетом, но экономия времени получается не сильно большая: 12 часов против 29. Поэтому я поехала поездом, сутки там пролетели незаметно, и уже на следующий день я была в Барнауле. Как всегда, не смотрела фото, не читала информацию, хотелось увидеть город таким, какой он есть без привитых интернетом и чужими мнениями шаблонов. Но, к моему огорчению, город меня совершенно не вдохновил, не удивил, ничего особо примечательного я в нем не нашла. Было ощущение, будто я вернулась в Пермь: архитектура, композиция города, духовная составляющая довольно похожи.
Даже основаны они были примерно в одно и то же время: Барнаул в 1730 году, а Пермь в 1723, и даже развитием промышленности в обоих городах занималась всё та же династия Демидовых.
А началась история города со строительства первого в тех местах медеплавильного завода. И как вы можете догадаться, самым удобным местом для такого завода оказалась деревня, находившаяся в устье реки Барнаулки, которая позже была переименована в город Барнаул. Там же, в предгорьях Алтая были найдены месторождения серебра, которые впоследствии стали самыми крупными источниками серебряной руды в Царской России. Однако к концу XIX века запасы серебра были истощены, и Барнаул был переформирован в торговый центр Алтая. Во времена Великой Отечественной войны Барнаул стал крупным промышленным городом, куда были эвакуированы сотни военных заводов из европейской части России. В настоящее время в Барнауле расположены более 100 предприятий, занимающихся как легкой, так и тяжелой промышленностью. Здесь также развита пищевая и перерабатывающая промышленность.
Достопримечательностей в Барнауле оказалось не так много. Я побывала только в одной из них, и как оказалось самой главной: Барнаульской набережной (Нагорном парке). В Царские времена на том месте было кладбище. После Великой Отечественной войны это кладбище реорганизовали в выставку достижений народного хозяйства, и только в начале двухтысячных место на горе в междуречье Оби и Барнаулки начали преобразовывать в парк и уютную набережную с красивой вечерней иллюминацией, видом на Обь, Новый мост и речной вокзал. Романтичное место для вечерних прогулок по городу!
Не знаю почему, но считается, что в Барнауле живут злые люди. Я, к счастью, с такими не сталкивалась. Зато официально заявляю, что водители на дорогах Алтайского края – бессмертные! Такого лихачества и неаккуратного, рискованного вождения я давно не видела. Всю дорогу от Барнаула до Тюнгура и обратно я молилась о том, чтобы мы доехали в целости и сохранности. Наверное, такой стиль вождения характерен для всех горных дорог: вспоминаю кавказских водителей, и тоже кровь в жилах стынет.
Говоря о дорогах, недалеко от Барнаула проходит северное ответвление знаменитого Шелкового пути – Чуйский тракт. Современный тракт берет свое начало в Новосибирске, проходит через Бийск, Горно-Алтайск, и заканчивает свой путь в Кош-Агачском районе, прямо на границе с Монголией. Первые упоминания об этом отрезке Шелкового пути встречаются в русских книгах XVI века. Однако полноценной дорогой Чуйский тракт стал только в XX веке. Строительство Чуйского тракта производилось заключенными СибЛАГа, входившего в систему ГУЛАГ, и местными жителями. Работа выполнялась в тяжелейших условиях, практически вручную. Сейчас же Чуйский тракт считается одной из самых живописных дорог на планете Земля и входит в рейтинг топ-10 дорог National Geographic.
Мой маршрут частично проходил по этому красивейшему тракту: от Барнаула через Горно-Алтайск нам нужно было добраться до Тюнгура – стартовой точки всех маршрутов, ведущих к царице Алтайских гор - Белухе. Путь из Барнаула в Тюнгур занял около 14 часов или 700 км по горным витиеватым дорогам иногда уж очень плохого (горного) качества.
Пока мы ехали до Тюнгура, погода менялась каждые полчаса: солнце-дождь, солнце-дождь. Уже в тот момент я поняла, насколько переменчива погода в горах и насколько прогнозы погоды здесь теряют свою значимость.
Тюнгур – село, расположенное на левом берегу Катуни. Тюнгур переводится с местного Алтайского языка как «шаманский бубен». Население села составляет порядка 350 человек. Основной доход жители села получают от туризма, продажи меда и даров леса.
Одно время я хотела уехать туда на месяц пожить: волшебные горные пейзажи, стремительная Катунь манили меня. Но когда я оказалась там транзитом в составе туристической группы, поняла, что я бы и недели не смогла там прожить. Тюнгур – это всего лишь перевалочный пункт, звено, связующее цивилизацию с диким горным миром. Будучи неместной, там просто нечего делать: нужно либо ехать в город, либо уходить в горы. Там я ещё раз убедилась, что решение о походе было верным.
А приехали мы в Тюнгур поздно вечером. Из всего пейзажа можно было различить только звездное небо и услышать отголоски Катуни вдалеке: на село опустилась темная ночь, которая будто бы залила черной густой краской все пространство вокруг, оставив лишь звездную верхушку нетронутой. Последняя ночь в теплой постели перед 10-дневным испытанием, и с рассветом – в путь! Как это все будет? Какая будет погода? Как я буду себя чувствовать? Совпадут ли все те красивые фотографии с реальностью? Где и как я увижу её, Белуху? Вопросов было много, но ответы на них я могла найти лишь в будущем, в самом походе. 5 часов на сон…