В 1570 года император Максимилиан II Габсбург пожаловал дворянство и герб Яну Шкрете, преуспевающему бюргеру, владевшему мельницами на юге Чехии, а позже перебравшемуся в Прагу. Его сын Конрад стал имперским чиновником и купил в Праге, неподалеку от знаменитого Тынского храма, дом "У Черного оленя". Дом с таким названием и сегодня стоит на том же месте, что и четыреста с лишним лет назад. Только благодаря многочисленным перестройкам выглядит он совсем иначе.
Именно в доме "У Черного оленя" в 1610 году родился мальчик по имени Карел Шкрета. Через три года умер его отец. Его ближайшая родня по вероисповеданию относилась к протестантам, и когда началось антигабсбургское восстание, переросшее в Тридцатилетнюю войну, оказалась в первых рядах мятежников.
Дядя мальчика, Даниэль, который его воспитывал, был одним из лидеров восстания. После поражения протестантской армии в битве на Белой горе ему удалось бежать из страны - его приговорили к смертной казни и за неимением других вариантов вздернули на виселице его портрет.
Мать Карела продала дом за бесценок и вместе с сыном уехала в Саксонию. Затем Карел перебрался в Швейцарию, а оттуда - в Италию, где стал учиться мастерству живописца.
Юный Шкрета учился в Болонье, Венеции, Риме. При этом он входил в группу, объединявшую, в основном, выходцев из Германии и Нидерландов. Они помогали друг другу, устраивали пирушки, гуляли по кабакам. В этой группе Шкрету знали под прозвищами Slackwart и Espadron: и то, и другое - название тяжелых мечей. Видимо, уже тогда он проявлял буйный нрав и с легкостью менял кисть на шпагу или другое холодное оружие. Последний раз он бился на дуэли за год до смерти - расскажу об этом в конце статьи.
Шкрета учился у Гвидо Рени, общался с французскими мастерами Клодом Лорреном и Николя Пуссеном, чьи имена хорошо известны знатокам искусства. Его имя постепенно тоже становилось все известнее.
Но он решил вернуться на родину, даже несмотря на то, что художественная академия в Болонье после смерти упоминавшегося выше Рени предложила ему профессорское место, а в перспективе - должность главы академии.
В отличие от старших родственников, особой приверженностью к протестантизму Карел не отличался. Поэтому спокойно принял католичество и в 1638 году приехал в Прагу. Ему удалось вернуть себе дом "У Черного оленя".
Шкрета работал много и успешно, брался за ответственные заказы, принимал учеников. Он женился, и его сын, тоже Карел, стал художником.
С победой католической Габсбургской империи основным направлением в искусстве Чехии стало барокко. Но большинство видных представителей этого жанра в то время были итальянцами или немцами. Именно Шкрета оказался первым чешским мастером барокко, который не только сравнялся с приезжими, но и превзошел многих из них, за что его позже и стали называть "чешским Рафаэлем".
Работы Шкреты можно увидеть во многих пражских костелах: св. Мартина в Стене, св. Микулаша в Малой Стране, Эммаусского монастыря, Тынского храма. В 1653 году его избрали главой пражского цеха живописцев.
В последние годы жизни финансовое положение Шкреты было просто отличным. Он давал солидные суммы в долг многим пражским аристократам. Также художник собрал собственную коллекцию картин.
В 1648 году, когда на Прагу напали шведы, художник вспомнил, что недурственно владеет шпагой, и вступил в городское ополчение. А в последней дуэли Шкрета участвовал в возрасте 63 лет. Некий голландец, вдвое моложе художника, оскорбил его, высказавшись о его творчестве в неприятном для автора ключе.
Поздно вечером 2 сентября 1673 года при свете факелов состоялся поединок. Шкрета быстро выбил шпагу из руки соперника и предложил тому сдаться. Голландец отказался, подобрал оружие и решил продолжить бой. Шкрета не был намерен затягивать поединок, он быстро перешел в атаку и пронзил соперника, который через несколько минут истек кровью.
Год спустя, 30 июля 1674 года, художник умер. Его похоронили в костеле св. Гавла в пражском районе Старе Место.