В России хотят усовершенствовать механизм возмещения россиянам денежных средств, похищенных с их счетов, обязав кредитные организации возвращать клиентам в полном объеме деньги, пропавшие вследствие мошеннической операции, даже если регулятор предупреждал о возможных рисках. Соответствующие поправки в закон о национальной платежной системе содержит законопроект, который в Госдуме планируют рассмотреть в первом чтении в конце января или начале февраля. Об этом «Парламентской газете» сообщил автор инициативы, председатель думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
По словам Анатолия Аксакова, на фоне увеличения числа хищений денег россиян мошенниками требуется серьезная модернизация не только механизма противодействия хищению средств россиян («антифрод»), но и принципа возмещения уже списанных со счетов клиентов денег. Это касается как ситуаций, когда деньги были переведены мошенникам с согласия клиента, так и списаний, совершенных без него. В соответствии с предлагаемыми изменениями банк будет обязан вернуть клиенту деньги в полном объеме, если он заблаговременно получил данные от ЦБ о рисках операции, однако исполнил распоряжение клиента.
Также планируется обязать не только банк плательщика, но и банк получателя проверять операции на признаки мошенничества. Результаты такой оценки банк получателя должен направить в банк плательщика, который будет использовать информацию при принятии решений.
Чтобы минимизировать последствия краж, когда вкладчик самостоятельно переводит деньги мошеннику, в Госдуме дать банкам право не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента. Как правило, за этот срок клиент приходит в себя и осознает, что деньги перечисляет мошеннику.
Как отмечает информагентство, Минэкономразвития концептуально поддерживает положения законопроекта, но имеет свое видение их реализации. В частности, ведомство указывает на риски, связанные с удлинением сроков проведения операций из-за необходимости сплошной проверки всех операций клиентов. Поэтому в ведомстве предлагают установить минимальный порог суммы денежного перевода, при превышении которого оператор обязан проверить, перечисляет ли клиент деньги добровольно или речь идет о мошеннической операции.
Все новости по теме: Банки и финансы