Найти тему

Атака Титанов. Часть I: Путь к истине (обзор аниме)

Борьба людей против гигантов. Сковывающие стены, интриги и предательства, любовь к свободе и стремление увидеть мир вдали.

Не обошлось и без неё.
Не обошлось и без неё.

Здравствуй, дорогой читатель!

Манга «Атака титанов» за авторством Хадзиме Исаямы выходила с 2009 по 2021 год и за это время стала по-настоящему культовым произведением: чем дальше, тем больше людей ждало продолжения истории о борьбе людей противых огромных человекоподобных титанов и её развязки. Не последнюю роль в подогревании интереса к сей истории сыграла и аниме-адаптация, вышедшая в трёх сезонах от студии WIT (в 2013-2019 гг.) и MAPPA (2020 – наст. вр.). О первых трёх сезонах аниме сегодня и пойдёт речь. Каким же вышло начало и развитие истории (в чём-то дошедшее до кульминации) о войне людей с титанами? О войне и мире, подковёрных интригах и предательствах, длиннейших монологах прямо во время боя, своих допущениях и откровенно шикарных поворотах, судьбе и выборе, и пойдёт речь в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: WIT Studio. Годы выхода: 2013 (первый сезон), 2017 (второй сезон), 2018 (3-й сезон, I-я часть), 2019 (3-й сезон, II-я часть). Средневзвешенная оценка за три сезона: 8,67 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 1 881 753); личная оценка: первого сезона 7,85, второго сезона 7,4, третьего сезона: 8,25 (первой части), 9,5 (второй части).

Слева направо: Микаса Аккерман, Армин Арлерт, Леви Аккерман, Эрен Йегер. Источник: Яндекс.Картинки.
Слева направо: Микаса Аккерман, Армин Арлерт, Леви Аккерман, Эрен Йегер. Источник: Яндекс.Картинки.

С приснопамятных времён, о коих остались летописи, человечество вело борьбу с титанами – внешне похожими на людей гигантами, поедающими людей ради удовольствия, как бы жутко это не звучало. Дабы спастись, были построены три огромных и прочных стены, через которые титаны не пройдут и которые они не сломают. Так продолжалось более ста лет, пока в 845 году от рождества чьего-то внешнюю стену Мария не проламывают бронированный и колоссальный (50м с кепкой, хотя большинство титанов не выше 15м!), учиняя разрушения. Вторглись они в крепостной город Шиганшина, где до сего дня тихо-мирно жили наши герои: Эрен Йегер, мечтавший увидеть мир за стенами; его неродная сестра Микаса Аккерман, чей смысл жизни был в защите Эрена; и их общий друг, слабый телом, но сильный разумом Армин Арлерт. Хотя главной троице удалось спастись, юный Эрен стал свидетелем жуткой сцены поедания своей матери титаном. От всей души мальчик поклялся отомстить исчадиям ада и уничтожить всех титанов до единого...

Минуло пять лет. Эрен, Микаса и Армин успели отучиться в кадетском корпусе, но вместо мирного дежурства на стенах (хотя сам Эрен и хотел бы в разведкорпус, дабы за стену попасть и мир увидеть) случилось ещё одно нападение, теперь уже на Трост – опорную крепость стены Роза. И хотя титаны прорываются в город, находится способ их остановить, более того – перейти в контратаку! Неужто впервые за долгое время на горизонте забрезжила надежда и у человечества появился шанс совладать с монстрами?

1.2 Немаленькие лирические отступления и вечное неведение.

А ещё эти титаны жутко выглядят. Источник: Яндекс.Картинки.
А ещё эти титаны жутко выглядят. Источник: Яндекс.Картинки.

Одной из двух серьёзных проблем первых трёх сезонов являются затяжные остановки на то, чтобы обговорить свою мотивацию, выразить все сомнения и задаться поистине шекспировским вопросом «быть или не быть среди тех, кто крошит титанов»? Всё бы ничего, да вот только эти самые титаны ровно в это же время твоего товарища доедают! Может хоть до вечера потерпишь со своими разглагольствованиями!? Безусловно, люди имеют право на промедление, могут задуматься, им не хватает смелости, но проблема начала в том, что тут это повторяется не раз и не два и в конечном итоге начинает раздражать. Равно как и то, что часть предыстории лучше рассказывать хотя бы непосредственно перед боем (заодно и мотивацией, как к примеру, в «Бродяге Кэнсине» сделали), но никак не во время, ибо это заметно сбивает весь темп повествования и напряжение, успешно создаваемое раннее. Также есть пара сцен смакования жестокости титанов, пожирающих людишек, что вопят «Не-е-ет!», выглядящих странновато. Возможно потому, что в целом порой сильно перебарщивают с нагнетанием, ибо даже после одной победы следуют аж три болезненных поражения, сопряжённых с мясорубкой, куда попадают потенциально неплохие герои.

Другая проблема, всё также влияющая на темпы развития истории: сильная неравномерность в плане забрасывания зрителя вопросами (первый сезон), растягивания ожидания (второй сезон) и долгожданными ответами (третий сезон, особенно его концовка). С одной стороны, это производит эффект разорвавшейся бомбы и заставляет испытывать чуть ли не восторг при виде того, как складно получилось всё, с другой: до этого момента надо ещё дожить как персонажам, так и зрителю. Поиск истины дело весьма затруднительное, но порой думается, что проходит топтание на месте вкупе с раскрытием порой не самых важных перипетий, которые вскоре забудутся. Некоторые особо одарённые тайны назойливо маячат перед глазами, но за недостатком фактов об их природе останется лишь гадать. Притом некоторые потенциально хорошие моменты не реализованы в полной мере, а кое-какие, забегая вперёд, сыграют злую шутку в финале. Помимо этого, не смотря на порой довольно жестокую мясорубку, определённая каста неприкасаемых есть и тут и на мой взгляд, как минимум парочку оттуда можно (и нужно) было убрать. Ибо шизофреникам не место на серьёзной войне.

1.3 Интрига, внешняя и внутренняя борьба, мотивы свободы.

Однако положительных сторон у аниме куда больше. В частности, пресловутая интрига пусть местами и неприлично затянута (а можно было ведь и забросить это дело, так и не узнав, кто же такие титаны на самом деле), в целом вполне работает: интерес, подогреваемый отдельными раскрывающимися по ходу действа деталями навроде появления титанов, речь разумеющих или же обнаружения у некоторых из них способностей к призыву гигантов помельче позволяют строить какие-никакие теории и догадки. И тут зритель оказывается в равных условиях с главными героями, которые в точно таком же неведении относительно всей картины и с каждым разом, каждым боем с титанами узнают что-то новое. Притом война людей с титанами показана вполне реалистично, порой даже с перегибом и невыгодными условиями для первых. Более того, события второго сезона показали, что титанами тоже можно в определённой мере управлять, а значит при планировании операций придётся учитывать и возможные контрмеры тех, кто стоит за ордой плотоядных великанов. Война, к слову, тут ещё и подстёгивает прогресс и изобретательскую мысль: в век паровых технологий (таков уровень научно-технологического развития королевства на тот момент) были созданы устройства, позволившие парить в воздухе и убивать титанов единственным возможным способом, перерезая им шеи. Впоследствии создаются и другие способы, экипировка бойцов улучшается.

И казалось бы, уж под напором такого мощного противника, что грозит существованию всей цивилизации внутри крепостных стен (а значит и всего мира, ведь о других людях, которым удалось бы выжить за пределами стен, никто не знает), человечество-то должно объединится. К удивлению даже некоторых персонажей самого аниме, такого не происходит. Внутри стен есть дела если не поважнее, то как минимум тоже неотложные: надо делить власть и ресурсы внутри стен, причём внутри Шины – самой удалённой от титанов стены – разговоров о вторжении меньше чем тех же политических слухов и интриг, борьбы за власть. Не случайно именно в столице находится большая часть жандармерии, внутренней полиции, одного из трёх родов войск (не считая королевской гвардии), наряду с разведкорпусом и гарнизоном стен, во вселенной Титанов. И если последние два войска так или иначе сражаются с гигантами, то жандармы, как известно, совершенно для других целей: надо ведь поддерживать внутреннее спокойствие, пресекая любое недовольство и защищая власть, орудиями которой они служат. Причём сии роды войск не взаимослажены, а всячески конфликтуют: того же Эрена в середине первого сезона хотели получить и жандармы, и разведчики (повезло последним). И вот это так по-человечески: даже пред лицом смертельной угрозы всё равно хочется урвать кусок побольше, ведь риски так малы и где-то там, а возможности здесь и осязаемы; объективно, столичные жандармы, в жизни титанов не видевшие до поры до времени, очень недооценивали войну, в коей разведкорпус, Эрен с Микасой и Ко участвуют. Притом такими приёмами, как предательство, не брезгуют как вдали от фронта борьбы с титанами, так и на нём самом: засланные казачки также присутствуют.

А идти они будут только вперёд. Источник: Яндекс.Картинки.
А идти они будут только вперёд. Источник: Яндекс.Картинки.

Но цели разные ещё и из-за людей с их разными взглядами на жизнь и способами эту самую жизнь для обеспечить. Кому-то важнее всего охранять нынешние устои, дабы никто не знал того, чего знает не следует, кто-то в пику им наоборот стремится познать правду о мире, которую тщательно скрывают. Кто-то хочет безопасной жизни для себя и близких, кто-то просто чтоб было что покушать и чем покушать, кто-то дожить до конца войны и вообще жениться (на Кристе аж и Райнер, и Юмир хотели), кто защищать идеалы (отчего, например, один из жандармов переходит на сторону разведчиков, когда противостояние противоборствующих фракций достигло пика), кто-то, как Микаса, хочет всего лишь защитить Эрена от всех-всех-всех невзгод, не жалея своей и чужих жизней. А кто-то, как сам Эрен, ведом стремлением к свободе, выраженной в данном случае через желание увидеть внешний мир, тот что за стенами. Однако ж за свои стремления и мечты, в том числе и за свободу, придётся сражаться, ведь противники тут не только орда титанов (которыми вполне вероятно кто-то управляет), но и те, чьи цели иные и требуют замолчать непокорных, покарать нечестивцев и т. п. И далеко не всех вообще волнуют эти гиганты, которые оказываются фактором, причём даже не для всех решающим. Ибо решения принимаются людьми и далеко не всегда их можно объяснить с рациональной точки зрения.

1.4 Цена истины и выбора.

Истина дороже, но есть вещи и важнее её. Источник: там же.
Истина дороже, но есть вещи и важнее её. Источник: там же.

Продолжая темы движущих мотивов, хочется остановится на тех, что способны вершить судьбы народов. Речь об истине, причём в Атаке неплохо показано то, что прошлым вообще-то можно манипулировать в своих интересах, чем и пользуется та же королевская семья (сила их крови действительно велика), причём с непоколебимой верой в правильность своих поступков, отчасти внушённое их предком (то есть и тут подавление чужой волей происходит). Но тут есть подводный камень, которым пользуются оппоненты, желающие смены власти и курса: сокрытие правды очень уж удобной аргумент для борьбы за власть под предлогом срыва покровов и обнаружения той самой истины. Или хотя бы начала её поисков. И для истинно любознательных людских натур именно поиск истины становится одним из основных движущих стимулов в жизни, будь то Ханджи, пытавшаяся опытным путём установить правду о титанах или Эрвин, желавший узнать, какой на самом деле мир, где он живёт, ибо смутные подозрения, очевидно, были с самого детства.

И занятно оказывается, когда подлинным мотивом такого полководца, воодушевляющего своих солдат на славный, пусть и смертельный почти для всех бой, оказывается стремление увидеть ту самую истину. Которое, впрочем, приходится передать другим, ведь кто как ни лидер знает – как бы не сильны были желания эгоистичные, есть и вещи поважнее, те, которые определят судьбу не нас, но нас потомков. Только так соратники, павшие и выжившие, наши будут гордиться нами: ежели мы продолжим идти до конца по избранному пути! В такие моменты чувствуется по-настоящему офицерский дух, способный вести за собой, ставший подлинным символом геройства для других! Ибо между мотивами личными и коллективными выбраны были последние, во имя не просто идеи, но и того, что реально окажет помощь людям в дальнейшей борьбе за жизнь. С подобными нелёгкими выборами, кстати, сталкиваются и другие персонажи: особенно тяжко пришлось капралу Леви в финале третьего сезона (хотя и раньше ему приходилось принимать непростые решения, в правильности которых он был далеко не уверен).

Особенно восторгает то, что тут усилия не пропадают даром, и сила духа открывает-таки, пусть и дорогой ценой, врата истины. Которая сама к тому же, пусть к ней и подводили намёками, всё равно ошарашивает сродни осознанию себя песчинкой в океане Вселенной. Чувство разрушения прежнего миропорядка и самой картины мира во всех смыслах переполняет как узревших записи разведчиков, так и зрителя, ведь он всё это время был также осведомлён о событиях. И за счёт подводки и намёков разом закрывается львиная доля появившихся ранее вопросов, знание обнимает новый мир. И пред людьми, узревшими свет, сокрытый от них ранее, открывается бесчисленное множество дорожек в новом мире, каждая из которых могла бы привести к совершенно другой истории. Возможно поэтому у третьего сезона лучшая открытая концовка, какую я только видел.

2. Персонажи.

Эрен Йегер – главный герой аниме и манги, с детства мечтавший увидеть мир за стенами во всей его красе: от песчаных пустынь до безбрежного синего моря. По этой причине завидовал разведкорпусу, который совершал за стену вылазки, пусть и неудачные. Воочию увидев смерть родной матери в пасти титана, в сердцах поклялся изничтожить их всех до единого (и это надо запомнить). Усердно тренировался, дабы стать сильнее и суметь постоять за себя, а то на Микасу невольно полагаться приходится. В конце концов становится членом разведкорпуса и даже участвует в боевых вылазках. Характер боевой, местами излишне импульсивный, отчаянный. Главным в своей жизни считает свободу. С его отцом Гришей тесно связана одна из главных тайн первых сезонов АТ.

Микаса Аккерман – сводная сестра Эрена, с детства росшая в семье Йегеров как родная. Наполовину происходит из неизвестного восточного народа, отсылающего к японцам, ибо куда же в манге без них (Леви, к слову, из того же народа). Изначально была довольно хрупкой и ранимой девушкой, но после определённых событий в детстве стала жестокой и решительной, способной убить не колеблясь (и речь не только про титанов), когда угрозе подвергаются друзья и близкие. Особенно Эрен, от которого она без ума во всех смыслах, но тот как обычно, ничего не понимает и вообще хочет все делать сам. Пока угрозы нет, обычная кудере, скупая на эмоции, но когда надо, являет и свою яндере-сторону. С детства неразлучна с красным шарфиком, подаренным ей Эреном. Одна из лучших и сильнейших кадетов, ставшая затем одной из сильнейших в разведкорпусе. В бою как правило хладнокровна (лишь изредка теряет самообладание – разумеется, когда в опасности Эрен), а посему с титанами сражается на высоте. Не чужда понятий о правильном и неправильном, посему друзей своих также ценит, понятие о чести имеет. Однозначно лучшая девушка в Атаке Титанов и одна из моих самых любимых вообще.

Армин Арлерт – друг детства Эрена и Микасы. Никогда не отличался физической силой или наглостью (в одной из серий его сходство с девочкой даже использовали для приманки), весьма робок и нерешителен. Однако за слабой оболочкой скрывается недюжинный ум, неплохой тактик и воистину талантливейший переговорщик, действительно любящий это дело и способный договориться со всеми, кроме титанов (и то не факт). По ходу действа становится смелее и решительнее, однако частенько его всё равно берут сомнения в правильности своих решений и вообще своей полезности для человечества.

Жан Кирштайн – изначально просто заносчивый кадет, желавший выделиться на фоне остальных, вечно цапавшийся с Эреном и стеснявшийся родной матери. Однако война изменила и его, позволив реализовать лидерские качества и способность вести за собой и отдавать приказы в экстремальных ситуациях. Влюблён в Микасу и по понятным причинам безответно.

Конни Спрингер – один из товарищей героев по учебке. Особыми талантами не отличался, весьма глуп (чего даже не стесняется) и эмоционален, но очень старателен. В войска пошёл дабы спасти семью от нашествия гигантов, а больше всего из отряда дружен с Сашей.

Саша Блауз – боевая девушка, также прошедшая всю учебку, оборону Троста и попавшая в разведку. Из-за случая на плацу наречена Картошкой. Справедливости ради, она действительно обожает вкусно покушать, особенно мясное (иногда даже еду ворует у офицеров), также отменно готовит. Не смотря на это, способна и не на эгоистичные поступки, спасая как товарищей, так и мирных жителей.

Криста Ленц – добрая и милая девушка, которая тем не менее, решилась стать военной, отчасти чтобы избавиться от бремени происхождения и связанных с этим неудобств. Очень дружна с Имир, и, в меньшей степени, с с Эреном. Не смотря на всю проявляемую заботу о других, позднее раскрывается и то, что она тем самым просто старается красиво уйти, а истинная её натура порой может быть и эгоистична. Изначально была ведомой, в третьем сезоне начинает принимать самостоятельные решения, активно поучаствовав и в глобальных событиях.

Имир (Юмир) – лучшая подруга Кристы, хотя её чувства к последней явно романтические, так и остались безответными. Изначально хотела познакомиться с Кристой ища в ней родственную душу. Весьма цинична и не особо разговорчива, хотя порой может и проявить свою добрую историю. Пришла издалека, неся с собой отнюдь невесёлую историю об использовании другими людьми с самых юных лет.

Леви (Реви, Ривай, как его только не называли) – капитан в разведотряда и специональный операций. Известен как сильнейший воин человечества, с которым было бы тяжко даже Микасе. Помешан на чистоте: будь то кровь титанов на лезвиях, пыль в углу комнаты или невыброшенный мусор: пощады не будет никому, прямо как на поле боя. Прямолинеен и порой жесток. Хотя в бою действует быстро и хладнокровно, порой впдает в ярость. Не может точно сказать, а правильны ли были принятые им ранее решения. Одно из которых оказывается особенно тяжёлым... В прошлом был участником преступной группировки, но по весьма драматичным причинам попал в разведчики. Его сейю, Хироси Камия, озвучивал Коёми Арараги в «Гатарях», Нацуме в «Тетради дружбы», Синдзи в «Фейте» и др.

Ханджи Зоэ – на вид совершенно безумная учёная, ставящая опыты над титанами, но притом весьма трепетно относящаяся к подопытным образцам, которых удалось пленить. Что любопытно, её жажда знаний существует не ради самой себя, а для лучшего понимания природы титанов, а следовательно и того, как с ними справиться. Порой неуёмное любопытство доводило ей до беды; благо Леви выручал, если что.

Эрвин Смит – командир разведкорпуса, зрелый харизматичный человек. Умен, но одновременно с этим тактичен и в отличие от Леви или Ханджи, старается убеждать аккуратнее. С детства обладает жаждой к познанию, стремясь увидеть мир за стенами и смутно подозревая, что он гораздо больше, чем в этих учебниках по истории пишут. Во время боя не ищет собственной безопасности, лично ведя за собой людей в атаку. Способен поставить интересы других превыше собственных и мотивировать их идти до самого конца, каким бы он не был. Словом, образцово-показательный Командир и в то же время человек со своими желаниями. Которыми пришлось пожертвовать во имя свершения желаний других, дабы и в них горел тот же огонь, что мог зажигать в людях сам Эрвин.

Анни (Энни) Леонхарт – замкнутая и не особо общительная девушка, в совершенстве владеющая рукопашным боем и освоившая за годы учебки механический привод, но притом даже не выкладывавшаяся на все сто на тренировках. Кроме как службы в полиции, изначально ничего и не ждала от кадетства. Не смотря на её холодность и внешнюю недружелюбность, что Эрен, что Армин видят в ней добрые черты, как бы их сама Анни не убеждали в обратном. Даже когда совершает добрые для других дела (как пример, одна из овашек), считает что лишь решила проблему как можно быстрее. Хочет вернуться к отцу, когда эта война уже наконец закончится.

Бертольд Гувер – скромный и тихий рослый парень, что изначально собирался в жандармерию, но под впечатлением от героического поступка Эрена также пошёл в разведку. Постоянно общается с Райнером, не особо тайно влюблён в Анни.

Райнер Браун – лучший друг Бертольда, с которым они прибыли за стену Роза откуда-то с юга. Отличник боевой и физической подготовки, дисциплинированный солдат, ещё и с опытом за плечами (неожиданно!), однако с не пойми откуда взявшимся чувством вины за собственные действия, отчего о прошлом старается забыть. Хочет жениться на Кристе.

3. Анимация, саундтрек.

Анимация у студии WIT вышла крайне добротная: за исключением отдельных нереалистичных деталей (Микаса бы не смогла поддерживать такую причёску будучи постоянно в пекле боёв), всё смотрится отлично. Персонажи выглядят реалистично, по-человечески и притом симпатично, а титаны, пусть и также в чём-то как человеки, всё же отталкивают, как и положено монстрам, жрущим людей ради удовольствия. Даже когда появляется 3D, в большинстве случаев оно не выбивается из ряда: в основном это глобальные панорамы и Колоссальный титан, выглядевший бы и так и эдак неуклюже.

Свой заслуженный плюс получает также и саундтрек аниме. В основном, естественно, за опенинги, хотя есть и пара отличных эндингов: что песня первой половины первого сезона, передающая напряжение от вторжения гигантов, что второй, где на смену отчаянию пришла робкая надежда, что песня во втором сезоне, где со знаменитым кличем «Са-са-гео-о-о, Са-са-гео-о-о!» пора отправляться в бой! И в противовес им меланхоличный опенинг первой части сезона третьего и финальный аккорд второй части. Каждая песня действительно попадает в настроение той части сериала, в которую она вставлена, что не может не радовать. Как и то, что я открыл для себя неплохую группу Linked Horizon благодаря Атаке Титанов.

4. По итогу.

Аниме «Атака титанов» уже по первым трём сезонам вполне заслуживает статус вещи, значимой для всего десятилетия (это справедливо и для манги-первоисточника в целом). Начинаясь как сравнительно несложная история, постоянно обрастая новыми деталями, чем дальше, тем больше она раскрывается во всей своей красе, порой преподнося просто ошарашивающие в хорошем смысле повороты.

Разумеется, не обходится и без недостатков: где-то затягивают с переходом от локальных событий к глобальным, где-то происходит перебор с нагнетанием (весьма субъективный), а где-то видна и бронь персонажей от смертей, что порой снижает накал сопереживания. Остаётся открытой и часть вопросов.

И тем не менее, первые три сезона мне понравились настолько (плюс в них есть действительно чёткое логическое завершение части сюжетных линий), что лично я считаю именно финал третьего сезона лучшей частью всей франшизы, на которой можно ставить, пусть и очень нетвёрдую, точку. Именно потому что борьба за выживание вслепую, что велась столько лет, завершена. Открыты мириады путей, среди которых уж точно можно найти лучший. Со знанием этого лучше ощущается и путь предшествующий.

Заканчивая обзор на Атаку Титанов, скажу, что первые три сезона всё же довольно разные по своему духу, а посему и эмоции от их просмотра разные, где-то более сильные, где-то и послабее.
Разумеется, я рекомендую смотреть Атаку Титанов. Хотя бы до концовки третьего сезона, которая поистине наградит за всё ожидание, которое пришлось выдержать.
Как известно, мир довольно-таки стохастичен и непредсказуем. В нём ничто не вечно. Однако тем и отличается человек от прочих частичек Вселенной, что способен наделить этим самым смыслом своё, да и не только, существование, найдя причину и следствие, цель и результат, мотив и побуждение. Свой путь, в той или иной форме, даже бездумного блуждания в тумане, есть у всех людей. Но стоит сей путь осветить, как по нему в поисках смысла, счастья, свободы, безопасности – двинутся люди. А не сворачивая с пути, всегда можно его завершить, причём лучше всего так, чтобы потом не осталось никаких сожалений, но осталась путеводная звезда для тех, кто пройдёт по сему пути в будущем. После нас.
Потом можно будет и немного отдохнуть. Источник: zerochan.net.
Потом можно будет и немного отдохнуть. Источник: zerochan.net.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!