История любит все мерить огромными пластами, масштабами десятилетий и всеобъемлющих событий, и часто стирает имена тех, кто живет внутри нее. Особенно так происходит на стыке эпох, в смутные времена. Меж тем судьбы отдельно взятых людей зачастую могут рассказать о прошлом гораздо ярче любого учебника истории.
В стенах Театрального музея на площади Островского родился спектакль «Красный фонарь» о знаковом для театральной истории человеке, чье имя почти неизвестно простому зрителю — Владимире Аркадьевиче Теляковском. В течение 16 лет он возглавлял Дирекцию Императорских театров, вплоть до своего ареста 1 марта 1917 года.
На протяжении всей службы Теляковский вел дневники и оставил после себя 50 рукописных тетрадей, которые сейчас опубликованы и стали «волшебным телепортом» в театральную жизнь эпохи Серебряного века. В этих заметках Федор Шаляпин, Всеволод Мейерхольд, Матильда Кшесинская, Александр Головин и другие предстают живыми людьми, а не плакатными именами.
Именно дневниковые записи Теляковского взял за основу режиссер Дмитрий Крестьянкин, предал им современные полутона и выпустил в свет спектакль, на который можно прийти любому зрителю — и театральному неофиту, и завсегдатаю кулис. Час искрометного хулиганства, где Шаляпин, поет рэп и «Дубинушку», а балетоманы зачитывают правила своего бойцовского балетного клуба. Дмитрию удалось сжать дистанцию в сто лет, осовременить письма из начала XX, не изменив ни одного слова, дать голос людям, которые жили театром тогда, чтобы мы, сидящие перед сценой сегодня, ощутили их близко- близко. Удивительно еще и то, что «Красный фонарь» идет в том же самом зеленом зале, где когда-то располагался рабочий кабинет Теляковского. Вот уж точно тот момент, когда можно прочувствовать genius loci.
Раньше вывешенный красный фонарь на здании театра означал замену спектакля. Действие спектакля тоже разворачивается под светом алых софитов. Стремительно менялась жизнь тогда, стремительно она меняется и сейчас. Посередине невысокого помоста стоит увесистый стеллаж-картотека, разделяющий сцену на две части. Такая огромная недвижимая серая груда металла, из бюрократического брюха которой два альтер эго Теляковского — талантливые и искрометные актеры Максим Сапранов и Иван Капорин — достают красные конверты с донесениями, просьбами, жалобами на имя директора Дирекции Императорских театров. И со всем этим нужно как-то разбираться и искать решения, и постоянно делать выбор. Кстати, помочь сделать выбор предлагают и зрителям тоже.
Вот к этому нас мягко и подводит спектакль. Никогда дорога впереди не будет ровной и до конца предсказуемой. Никогда не получится быть на 100% уверенным в правильности своих решений. Всегда найдется место сомнениям. Но нужно верить себе и выбирать то, чем дорожит сердце.
«Нам кажется, что наш выбор на что-то влияет. А потом однажды выбор делают за тебя. И ты уже ни на что не влияешь» — цитата из спектакля.
Режиссер Дмитрий Крестьянкин
Ближайшие показы: 22 и 23 января
Автор: Ася Глушенкова