Желательно с утяжелителем - ну а че, пусть крепче будет!
Даже благодарность выражаю комментатору вчерашней статьи, который таки помог мне разобраться с моими ощущениями насчет Алены. Краткая суть: задача родителя - не дать ребенку совсем убиться, а так пусть мучается по этой жизни, как хочет - именно так и взрослеют, а набитые шишки есть бесценный опыт. Это из той же серии, что бросить щенка в реку - сам поймет, как выплывать! А не поймет - слабые в этом мире не нужны. Да - и не кормить с 18 лет! Тоже - сами-сами из тех же соображений. Второй подход к теме воспитания был: студенческие годы нужны для пьянок и безудержного интима, именно это приводит к получению "красных корочек" (Это что? Диплом? Квалификационное свидетельство о профессии? Ну да ладно), а на учебу лучшие годы тратить глупо, на это есть худшие, надо полагать, наступившие сейчас. Вторую часть оставим, сосредоточимся на первой.
Доколе?
Меня саму это задевало вот примерно год назад, когда все ближе и ближе становились ЕГЭ, меньше и меньше радовали пробники, и все больше и больше нарастал внутренний конфликт: Оля, ты же сама в свое время свое поступление держала в своих руках и не пускала туда родителей, для тебя, вроде бы, очевидным маркером было, что конец школы - конец детства, когда за все отвечают мама с папой - дальше сами-сами. Что вдруг не так стало сейчас? Что тебе мешает раз и навсегда забить вообще на эту историю с поступлением - поступит, так хорошо, нет так нет. Но мне что-то мешало.
Я рефлексировала на эту тему без особого успеха долго, вот практически сегодня разобралась.
Нет универсальных путей
Банальность - но жизнь разнообразна, и люди разные в разных ситуациях. даже в одной семье с одними и теми же мамой и папой растут очень разные дети (мои - как раз очень характерный пример). Которые склонны к разным проблемам. Которые по-разному принимают решения. Которым нужно не одно и то же. Которые согласны терпеть не одно и то же. Которые, в конце концов, учатся по-разному! Я сейчас не про школьную успеваемость - я про способность делать выводы.
Подходя с огульным "дальше сами" к абсолютно любому человеку между 16 и 18, родитель должен ответить себе на один главный вопрос:
Я реально готов бросить его в реку и увидеть, как он там утонет?
Ибо это и есть истинное мерило "а дальше сами" и "после 18 не кормить".
- Кто-то с голодухи пойдет вкалывать по ночам. А кто-то белым порошком или интимом торговать. Вы готовы к такому развитию событий? Мой собеседник, вероятно, готов.
- Кто-то, провалив поступление, пойдет курьерить и через радикулит и пневмонию в 18 лет и через год пересдаст ЕГЭ на 300, а кто-то в окно выйдет. В начале прошлого июня только в нашем районы было четыре самоубийства 17-летних, как я тогда резко переключилась с риторики "соберись, подготовься" на "спокойно, у нас еще много вариантов, просто, не нервничай, у тебя все хорошо!" А вы готовы ехать опознавать ребенка? Мой собеседник, вероятно, готов.
- Кто-то, открыв для себя удивительный мир бормотухи в общаге вместо пар, хотя бы к третьему курсу себя соберет и защитит диплом, а кто-то в 30 лет будет цветмет собирать, вспоминая, как бывали дни веселые. Вы готовы к такому будущему для своего ребенка? Мой собеседник, вероятно, готов.
Нет судьбы
Жизнь может повернуться в лучшую или в худшую сторону вообще в любой момент. Понять, что она, оказывается, туда повернула, можно только через несколько лет. В начале средней школы у меня была девочка-умничка, которую в лицо знали в районных библиотеках, и которую учителя сами бесплатно продвигали на занятия для одаренных, а к концу школы был мрачный кекс с проблемами в общении и перспективами поступления - только молиться. Такая умная я была уверена, что грохнула кучу усилий на то, чтобы последствия нашего развода никак не сказались на детях - ну че, первые лет несколько можно было оставаться в таком заблуждении. Нет, к существующей ситуации привел не развод, но уж точно сказался, как бы это ни выглядело в процессе.
Кто-то вытянет свою успеваемость своими силами просто родительским внушением, а кто-то все равно сам не справится, потому что не может, и мамашкино "а вот я в твоем возрасте" вообще ресурсов не прибавит.
Кто-то встряхнет себя за шиворот и "начнет новую жизнь с понедельника", а кто-то глубже завязнет в проблемах со здоровьем, весом, отношениями, успеваемостью, в то время как помощь могла бы поставить на правильный путь.
Где она граница, после которой подстраховка не спасает, а вредит? Между тарелкой супа для предполагается родного человека, который только на пороге жизни и еще не очень понимает, как ее жить, и оплатой кредита для сорокалетнего лба, нигде больше месяца не работавшего - есть очень много промежуточных вариантов. Что есть конкретно у вас сейчас? Вот в зависимости от этого способы действия и выбирайте.
Что нам предлагают авторы теории "выплывет или пусть тонет"? Если вдруг ты обнаруживаешь рядом с собой не стойкого спартанца - то в топку? Если ребенок в 8 классе слабо тянет программу - пусть идет в дворники? Если есть проблемы - пусть варится в них сам или убьется, если не справится? А когда вы вдруг обнаружите - ой, он же убьется вот-вот сейчас, пора действовать - не будет ли поздно действовать? И думать потом, что было же время, когда все еще можно было предотвратить.
Возвращаемся на этом месте к главному вопросу: вы таки готовы, что в этой топке он сгорит? Не "если", а точно?
И угадайте с одного раза, какого пола был мой собеседник с рефреном "лишь бы родителям не мешали".