Расположенный на территории республики Чили, остров был обнаружен в первой половине восемнадцатого века, в центральной части Тихого океана. Открыл этот остров голландец Яков Роггевен. Именно его судно оказалось вблизи загадочного острова. Капитан Роггевен спустился на его земли. А в судовом журнале обозначил данную находку как «Остров Пасхи». Дело в том, что обнаружен остров был, именно в этот праздник.
Этот остров стал известен на весь. И причина тому, гигантские статуи. Которых на острове насчитывается около тысячи. Именно они привлекали и привлекают внимание исследователей и любителей загадок и тайн.
Земли острова состоят из вулканической лавы, которая появилась здесь после извержения вулкана. Случилось это, около трех миллионов лет назад. Местные земли всегда радовали жителей острова густыми лесами, фауна тут очень развита, а почва плодородна. Благодаря ей, люди получали огромное множество фруктов и овощей. Тихий океан также не оставлял жителей острова без щедрых даров. Местные строили лодки и отправлялись в океан для рыбалки.
Когда капитан Роггевен высадился на острове, он обнаружил, что на нем проживают люди. На тот момент, остров заселяло не больше двадцати тысяч человек. Несмотря на довольно суровый образ жизни, люди острова оказались довольно приветливыми и милыми. Капитана они встретили радушно.
Посреди достаточно дикого образа жизни племени. Несмотря на совершенное отсутствие развития как такового. На острове были расположены огромные статуи. Которые и привлекли внимание всего мира.
МОАИ
Огромные сооружения, высота которых может достигать двенадцати метров. Они и являются главным достоянием этих мест. Каменные изваяния, выстроенные вдоль острова, со стороны напоминают великих стражников или хранителей данных земель от посягательств чужаков. Но так ли это?
Создатели МОАИ
Считается, что данные статуи были построены первыми жителями острова. Которые прибыли на него, примерно в тринадцатом веке. Это были полинезийцы. Которых также называли «длинноухими». А все из-за их традиции растягивать мочки ушей, часто до плеч.
В четырнадцатом веке на острове появились короткоухие. Они приплыли туда и пожелали завладеть островом. Эти люди были носителями культуры «человекоптиц». Уже к концу семнадцатого века, все длинноухие представители острова были уничтожены. А их культура, почти вся потеряна.
По легенде, очередной вождь племени перед смертью, приказывал вырезать собственный портрет (моаи) в образе человека-птицы. Такие портреты вырезались из вулканической породы. Когда вождь отправлялся в иной мир, его моаи помещался в святилище. Взгляд моаи был устремлен в сторону жилых хижин племени. Именно так, вождь передавал живущим мудрость силу. А еще остерегал племя от врагов.
Первопоселенцы острова поклонялись богу Макемаке. Ему было сооружено святилище у подножья вулкана Рану-Кау. Ежегодно, люди приносили жертвы человеку-птице. С соседнего острова доставлялось первое яйцо крачки. Оно было воплощением их божества. Тогда же, проводили состязание на скорость плавания. Все племена, населяющие остров, принимали участие в состязании. Необходимо было продемонстрировать свои умению пловца. Победитель приносил победу в том числе и своему вождю, который становился человеком- птицей и занимал место предыдущего такого лидера. Для этого вождю победившего племени сбривали весь волосяной покров на голове, а также выбривали брови. Лицо окрашивали в черный и красный цвет. Новый человек-птица, переселялся в специальное ритуальное жилище. Но только на год. Он становился духовным лидером всего острова и всех его жителей. А тот, кто победил в соревновании конечно получал разные дары.
У жителей острова была и письменность. Ее не удалось расшифровать до конца. В каждом доме у островчанина, есть таблички не больше пятидесяти сантиметров. На них можно увидеть изображенных птиц, животных, растения, а также астрономические знаки. Исследователи разделили изображения на три типа. Первый тип относится к богам местных жителей. Второй тип рассказывает о проступках и преступлениях жителей острова. А третий, хранит в себе историю в том числе сражений.
Исследования
Уже во второй половине восемнадцатого века, на остров приплыли испанцы. Они колонизировали данные земли. А все ее жители, были принудительно приняты в ряды испанского королевства.
Когда остров стал частью Чили, многие моаи были сдвинуты со своих постаментов. Семьсот моаи оказались в карьерах и на дорогах по пути к побережью. Становилось понятно, что возведение статуй прекратилось внезапно. При этом, многие статуи были незакончены. Их высота должны была достигать более чем двадцати метров. Перемещали статуи с помощью деревянных катков.
По мнению ученых, культ истуканов способствовал сокращению источников пропитания. Из-за сокращения лесных массивов. Урожай был очень скуден на протяжении нескольких лет. К тому-же большой уровень рождаемости вел к перенаселению. Все это привело к ожесточенным войнам между племенами. Также начало процветать людоедство.
Вскоре на острове высадился капитан Кук. Он обнаружил, что на загадочной земле живет только около трех тысяч человек. Во второй половине девятнадцатого века, на остров явились перуанские военные. Они отловили девятьсот человек и увезли их в рабство. Уже к концу семидесятых годов девятнадцатого века, на острове осталось чуть больше ста человек. Которых также вывезли, в качестве рабов. Частью Чили этот остров стал в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века. А самоуправление на острове возникло только в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году.
Тайна каменных статуй
До сих ученые изучают эти огромные каменные изваяния. По одной из теорий, их сооружали в честь ушедших из жизни родственников. По другой теории, в честь умерших вождей. Такие статуи, устанавливались на специальную платформу из камня. Она видимо и была местом захоронения умершего. Люди поклонялись этим статуям, а те наделяли живых силой и мудростью. Проходили даже целые молитвенные собрания. Рядом с моаи разводили огонь и собирались вокруг на корточки, опустив головы вниз.
Статуи изготавливали в специально отведенном месте. Каменоломню соорудили в вулкане Рану-Рараку. Там, исследователи нашли недоделанные моаи. В среднем эти статуи достигают пяти метров, есть более высокие до двенадцати. Ну и самые огромные, которые выстраивали уже к началу кризиса. Они могли достигать более двадцати метров.
Лесные массивы использовали в качестве предмета транспортировки статуй. Сооружали деревянные рельсы, использовали волоки и прочие приспособления. Есть еще одна версия, по которой статуи могли передвигать с помощью тросов.