Сразу хочу отметить, что «13» или "13 заданий" (2006) — это не фильм ужасов, которому очень часто приписывают этот жанр. Да, это мрачно, жестоко, пессимистично и кроваво, но вы никоим образом не сможете найти здесь ужас.
Думаю, фильм подойдет поклонникам азиатского кино, которым понравились «Олдбой» или «Королевская битва». Также в нем есть юмор, а общий стиль идеально сочетается с вышеупомянутыми фильмами.
«13» был снят тайским режиссером Чукиатом Саквиракулом по сценарию написанному им вместе со сценаристом Экаситом Тайраатом и был одним из лучших фильмов своего времени, посвященных теме «игры жизни или смерти».
«13» имеет оттенки «желания играть в игру», как во франшизе «Пила», но Саквиракул и Тайраат по-другому взглянули на концепцию, выработали хорошо проработанную историю и породили шокирующий триллер с растущим напряжением.
Азиатские фильмы гораздо чаще раздвигают границы того, что зрители находят отвратительным или гротескным, но режиссер не акцентирует внимание на том, чтобы шокировать зрителя, а если это и происходит, то, наверное, лишь мимоходом. Здесь мы имеем прекрасно выведенное уравнение между шоком и кажущейся нормальностью.
Идея фильма и оригинальна, и нет. Где-то на заднем плане лежит вдохновение из мира реалити-шоу и унижения на ТВ (японские экстремальные теле-шоу), где участники готовы пойти на все, лишь бы получить заветный приз.
Вплетенные в историю отвратительные, шокирующие моменты, усиливают (не)нормальность игры, где главный герой мучается над решениями, которые он вынужден принимать, решениями, которые иногда могут привести к смерти невинных людей.
«13» - это триллер обеспокоенный потерей контроля в обществе. Речь также идет об ущербе, создаваемом жадностью и потерей морального центра; опасность потерять свою человечность в бесконечной погоне за всемогущим долларом (или, в данном случае, батом).
Таким образом, фильм ступает на изношенную почву как моральная сказка, но есть и другие интересные идеи, которые помогают его модернизировать — в частности, деконструкция увлечения реалити-шоу, тенденция людей определять свою жизнь с точки зрения финансового и корпоративного успеха, отказ от пожилых людей (которые считаются бесполезными для «системы») и, наконец, поклонение технологиям как приносящим спасение (использование Интернета для мгновенного удовлетворения и сотового телефона как незаменимого связующего звена с миром).
Пучит переживает один из худших дней своей жизни: он потерял работу, машину, расстался со своей девушкой, у него финансовые проблемы и его мама постоянно просит у него денег. Он понятия не имеет, что делать.
И тут ему звонят с неизвестного номера и сообщают, что он выбран в качестве участника реалити-шоу и предлагают шанс выиграть большую сумму денег.
По ходу игры Пучит узнает, что он может выиграть до 100 миллионов бат (или 3 130 086 долларов США), если выполнит 13 заданий. В игре есть правила, и если Пучит нарушает какое-либо из них, игра заканчивается, и он проигрывает все.
Фильм амбициозен и хорошо работает большую часть времени из-за способности главного героя Криссады Терренса (Пучит) эмоционально вкладываться в своего персонажа. Это довольно важно в таком фильме, потому что вы должны быть захвачены острыми ощущениями.
«13» переворачивает всю атмосферу так, что адреналин, связанный с игрой и каждым последующим заданием, эффективно поддерживает ощущение приближающегося хаоса.
Все события, связанные с игрой, становятся отражением жизни, которую переполняло желание власти и возможность получить 100 миллионов бат. Человеческая жизнь, чувства сострадания и жалости становятся неважными – все из-за денег.
«13» может понравиться любому, кто любит хорошо продуманные триллеры, которые умеют выводить из равновесия зрителей.
Есть удивительное количество развития персонажа, тонна саспенса, импульс, который как снежный ком стремится к финалу, которого вы, возможно, не ожидаете.
«13» рассказывает о том, насколько уродливой, свирепой и эгоистичной может быть человеческая природа.
А что бы вы сделали за 3 миллиона долларов?