Найти тему

Загадки переводов Библии XV

По мотивам статьи:

"По закону, данному Моисеем, в субботу нельзя было ничего делать, даже готовить еду – полный и тотальный отдых. Книга Чисел рассказывает, как однажды, пока евреи еще скитались по пустыням, один человек решил собрать дров. Его взяли под стражу, однако что с ним делать, точно не знали. Вроде бы и нарушил закон, но собрать дрова – велико преступление…
Ответ пришел скоро: у Моисея в то время была налажена прямая связь с Богом. Решение было однозначным – закон нарушен, человека следует наказать. В те времена это делалось и камнями. Так и сделали".

Действительно, полный и тотальный отдых, это важно для самоорганизации жизни в целом, суббота учит размеренности, прагматичности, внутренней собранности. Думается так, что если человек будет соблюдать субботу (как следует) на протяжении нескольких лет, то добьется в себе такой самоорганизации, что будет способен легко и бизнес поставить, и вообще стать столь прагматичным, что у него буквально будет "все схвачено", что называется. Или у нее, разумеется.

24. И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою,
25. то воротами сего города
будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно.
(Иеремия 17:24,25)

-2

О чем здесь говорится? О процветании народа и страны в целом, потому что суббота научает духовной и прагматичной самоорганизации. Вот так, постепенно, из недели в неделю... закладывается суть практически идеального отношения к жизни, учит и дисциплине внутренней, и самообладанию в делах, с нацеленностью продуманной и веской на самую наилучшую пользу. И себе. И другим. К сему же Христос сказал: "кто не собирает со Мною, тот расточает". (Мф. 12:30).

А почему так происходит или должно происходить — в итоге? Это довольно легко понять. Важна цикличность: дела/работа — отдых. А отдыхать тоже нужно уметь. Не зря люди придают столь важное значение аспекту отдыха, выезжают на природу и т.д. Есть понятия и "активный отдых" и какой угодно. Но главное! — работы не делать в этот день, всё что связано с работой, даже если и просто в мыслях, гнать от себя, оставлять на потом, на завтра. Дабы не нарушать субботу. Естественно, что по закону у евреев было очень строго в этом вопросе. Нужно (было) чтобы все настроились правильным и необходимым образом, тогда самоорганизация одного, в каждом, станет самоорганизацией народа в целом. И тогда исполнится что сказано в Иеремии 17.

"Святить субботу" означает — подводить итоги прошедшей недели, причем, самым легким не навязчивым себе образом, отдыхая и в этом. Как Бог почил на седьмой день творения, подводя итог Своего Творения. Аналогично. Бог освятил "Свою субботу", так?

2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.
(Книга Бытие 2:2)

Неделя это просто семь дней, традицией установилось в веках, что от "понедельника" и т.д. А так... просто семь дней. У Бога же дни сии не назывались "понедельник-вторник...", верно? Посему, прежде итоги недели подвести... может быть, как принято, и что-то читать из священного Писания в кругу родственников за столом, но это уж вторично. Бог ничего не читал Себе в этом смысле. Он просто подвел Итог Творения. Что понятно и без всякой логики.

Так что, в принципе, правила соблюдения субботы предельно просты. Главное не совершать того, что действительно может выглядеть как работа, а любая работа имеет целью некую выгоду — для себя прежде всего. Углядели в чем-то эдакую выгоду, прежде чем сделать движение... подумали... и отказались это делать. Суббота! Завтра всё, завтра...

Чего тут думать особо? "Книга Чисел рассказывает, как однажды, пока евреи еще скитались по пустыням, один человек решил собрать дров. Его взяли под стражу, однако что с ним делать, точно не знали. Вроде бы и нарушил закон, но собрать дрова – велико преступление…" Да, великое. Ему вчера недосуг было подумать о дровах, некогда было, не успел? Сиди субботу без дров, учись отдыху. Пищу хотел приготовить? Ничего, поголодать один день — даже полезно, разгрузка организму. Цикл работы... нужно выйти из этого цикла, субботой, да правильным образом: вообще отметать мысли о рабочем результате в любом своем действии (в субботу). У кого-то это будет воскресение? Ну хорошо. Шесть дней работали, на седьмой отдых. Какая разница как именуются дни семеричного цикла, по логике так же, верно?

А теперь представим мир целиком, что освоил "принцип субботнего отдыха"... Это какая самоорганизация мира получается! Мы чего-то не успели сделать вчера, от какой-то мелочи в быту, до важного дела? Ха-ха. А чем думали ранее? Вот именно сему прежде всего суббота и научает: "а чем думали, а?". Принцип-то прост: есть "результат к себе", то есть, ощущается в действии самовыгода какая-то, значит это однозначно работа, и нарушение закона. У нас кафе и надо сделать перестановку столов в помещении. Для удобства посетителей? Мы так ранее задумали? Ах, не успели вчера сделать, но планировали? Так не то что "для посетителей" это, то есть, для кого-то, это результат к себе! (уже без кавычек). Кафе-то наше! Выгода тут наша! Она для семьи? Ну, понятное дело, мы ведь как-то отделяем себя от своей семьи. Здесь главное не стать "заложниками шизы".

Чему опять же научает суббота. Или "лечит". Во всех смыслах. И умственных, и нравственных, и в итоге — мы духовно "повторим" то идеальное состояние самоотношения, и отношения к жизни в целом, которое было... у Бога при творении? Это более для эффекта сказано. Но для чего в священном Писании явное как бы указание на "семь дней Божия творения"? На это "почил"? Не для красного словца же...

Ведь сказано: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Мф. 5:48. Имеется в виду, по-своему, по человечески, в человечьих делах, в своем "круге обзора реальности", но — будьте совершенны (как человеки, Бог охватывает мироздание, человек "сто пятьдесят метров" вокруг себя, может поболее). Но главное — рационально! О чем и речь в Писании.

19. Я — Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте и исполняйте их.
20. И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш.
(Иезекииль 20:19,20)

Ну вот, доходчиво: "знамением между Мною и вами", поскольку "Бог есть Дух", как сказано, то сие знамение в самоорганизации жизни в целом, как она есть, а священное Писание способствует, или направляет в этом (человечье сознание).

"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его". Исход 20:8-11

То есть, про цикличность труда и отдыха уже понятно. Но важно чтобы как упорно трудимся, также упорно и отдыхали, в один день, для отдыха назначенный. Тогда человек будет учиться "делать дела" (хотя, по расхожей шутке-юмора "дела у прокурора", а у остальных понятно что... тем не менее, дела они дела, если реально смотреть, даже некая мелочь может быть или становиться — большим — делом: вот некто выстругал ножиком из деревяшки колышек для палатки, а вот он уже имеет свою табуретную мастерскую, а там и до мебельной фабрики "рукой подать").

"Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой], как и ты. Второзаконие 5:12-14 — здесь аналогичное, "повторенье мать учения", как говорится (это на счет формата Библии).

Вот еще интересно:

Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли
и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Исаия 58:13-14

Отсюда видно четко, о чем и шла речь: самоорганизация по жизни. Не в том смысле, что нужно себе расписание на день составлять, как в детстве бывало мама/папа расписание могли составлять, над кроватью детской вешать: 8:30 подъем, умывание, 9:00 зарядка, 9:20 завтрак... Впрочем, рабочее расписание кому-то может быть не лишним, от специфики труда зависит. Но не об этом, в принципе, речь. То что человек работает, то это естественная данность, а вот учиться отдыху чтобы — особый (духовный) стимул потребен. Он дан от Библии. Ибо сам по себе человек не может осознать и познать такие тонкие "материи" самобытия. Человек не умеет отдыхать, по большому счету, ибо "взнуздан" реальностью, хаотичностью мира, ему кажется что чего-то не успевает. И вот суббота. И он берется... дрова собрать... для костра. Он привык (неделями) "функционировать", он... мгм... функционатор! Щас для костра щепок не соберет... небо же рухнет!

Это вполне понятно, это психология. Любой предмет от толчка будет вибрировать, и когда затихнет? Так и человек, реальность толкает на действие, надо работать, увеличивать свое благополучие, копейка к копейке... и рубль! Ага. Только что такое "усталость материала" тоже всем известно? Человек также часть природы, как и любой предмет, хотя таковое сравнение не совсем корректно, с этических позиций. А по логике — вполне. Оно еще и примитивно, сравнение это... Но другого нет примера для сравнения, чтобы понять лучше. Но вот суббота, и закон о субботе. Даже мысль если пришла о неком действии, что может содержать в себе понимание/осознание выгоды к себе (для себя)... прочь! Полный отдых: "я дерево" (как установка). Полная релаксация. Такому легко научиться? Кхе... очень непросто! Стрессы? У тех кто по-настоящему и правильно субботу соблюдают? Да "я вас умоляю", как говорится. Какие стрессы...

И только в гору, в гору... изо дня в день. И суббота — отдыху. Святое дело! Да, отдых тоже дело. Потому что так закладывается основание продуктивного покоя для действительно великих дел. Бизнес поставить. Вот так. Для такого однажды найдутся силы! И моральные (прежде всего) и всякие. И уверенность. Вот такими могут быть результаты соблюдения субботы! Не сразу. Потому что сразу "только кошки родятся".

"И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы". От Марка 2:23-28

Господин и субботы. Потому что сам человек ее освящает, сам понимает и про "результат к себе", и про то что освящать надо, подведением недельных итогов, пусть и слегонца, что называется, чтобы не клинило на образе работы... но тем не менее, более менее по существу. Только почуяли что в подведении итога недельного начали всерьез что-то планировать в плане "результата к себе", в плане работы на завтра, на послезавтра, отталкиваясь от сиих итогов... вон из головы! Суббота!

А то что в ситуации с Христом тут... то те фарисеи были во всю мочь, видать, фарисеями, ибо натупили тут "мама не горюй". Они что (ученики) собирались то поле убирать? — "дорогою начали срывать колосья". Они с голодухи, пожевать чего по дороге... А когда те фарисеи в домах у себя во время трапезы с грозди винограда ягоду оторвут и в рот... они тоже работают? Вот как жить с такой "гулей" бессмыслия в голове? Как еще прямо посреди улицы рассудком не трогаются, от пустоты своей мозговой... Правда, в интернете есть короткие видео, случайные, идет (пьяный), вдруг встал, застыл, как уснул. Ужасть. Аналогично помощь оказать в субботу. Это результат к себе? Мы доктор (нас срочно вызвали) и спросим плату с больного? Так не надо спрашивать значит, и потом, завтра-послезавтра, не надо — за этот случай, вот и не будет результата к себе. Но мы (как доктор) работаем же? Разве? Мы выполняем действия привычные нам, как дыхание, которое тоже привычно... или другой пример, как почесаться. Важно: есть результат к себе или нет. А тут только одна грань и два варианта, либо есть, либо нет. Чуть-чуть есть? Значит в целом есть. Так и с работой, с бизнесом (когда наладим свой бизнес). Даже чуть-чуть результат, это уже ого-го, потому что начало положено, что называется (конвейерную линию открыли, а там до освоения рынка рукой подать), и даже чуть-чуть неудача, это провал! Мы все собраны в этом моменте, будто бизнес целиком рушится. Мы спокойны, стрессоустойчивы, и планомерно разгребаем возникший вопрос по неудачному ходу. Но всерьез занимаемся решением его, со всей ответственностью. Нас научила этому суббота.

И тогда нам никакие шторма социально-экономические не страшны, выкрутимся, выдюжим. Правда?

Сказано в законе не выносить в субботу нош из домов. Дом это жилище, если рядом сарай (наш), то это может уже и не относится к дому, нам решать относится или нет. Если там не просто мастерская или склад какой для вещей, пусть и домашних, склад он и есть склад, может это всё потом на свалке окажется, а мы прямо и ночуем там иногда (не отходя от рабочего места в мастерской), то — к дому относится? Что, мастерская? Конечно, нет. В общем, можно самим довольно легко разобраться тут. Дом это родной очаг, это место где приклонить голову, что называется, это в далеком детстве люлька с нами внутри... Это дом! Жилище.

21. Так говорит Господь: берегите души свои, и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими,
22. и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим…
(Иеремия 17:21,22)

И из дома, и воротами. Из дома — на рынок? Это первая мысль. Значит, и воротами кто с поклажей (на верблюдах), тоже на рынок? В первую очередь так покажется. Значит — выгода к себе. Так? Вышли из дома с мешком на плече, на тележку переложили. Всё, уже закон нарушен. Мы завтра это будем толкать на рынок на тележке? А... это мы назавтра приготовили? По-о-онятненько... Закон нарушен. Вот что тут должно быть в упор понятно. Из-за сознания результата к себе.

А если результат не к себе. Так вариант доктора был же рассмотрен. Плату не брать. А так... он отдыхает, натурально, совершает действия привычные ему и естественные как дыхание. Вот, совершенно альтруистический подход к пациенту. Не запланированный! А случайный, нечаянный. Все понимают, что доктор в субботу отдыхает. Но человек, если боли резкие, не может ждать! Это бесчеловечно — отказать в помощи в таком случае, зачем нам тогда вообще закон этот самый, Божий!? Если мы перестаем быть человеком — от неверного понимания и трактования закона...

Дополнительно, и просто "к слову", про зажигание огня в субботу: запрещено зажигать в домах, потому что в огне образ работы: доменная печь, для примера, да и вообще выражение "работать с огоньком" о многом говорит. Зажигают (евреи) в пятницу, за минуты до наступления субботы, и делают себе вид, что не нарушают этим закон. Вообще "смешно" получается, если рассудить впритык, то ведь выходит так, что евреи веками только и были заняты тем, чтобы нарушать суть субботы — от неверного понимания и толкования ее.

Огонь что зажигается в доме в пятницу — переходит в субботу, это тот же самый огонь, факт зажигания—горения—тушения... это один процесс! В древности огонь в дом несли от печей внешних, так что в доме не зажигалось ничего само по себе. А потом и электричество появилось, но огонь в проводах (электроток) идет извне дома! Он уже "горит" в проводах, вот замыкание и пожар (для примера, мы просто соблюдаем технику безопасности). Если мы вечером в комнате нажали на выключатель, чтобы свет зажечь, то это не работа! Это данность. Как нос почесать. Свет (в проводах) уже в доме, в стене, ему только открывается путь до лампочки. А... в смысле, открытие "заслонки" для тока — будет работой? А результат к себе есть? Цель выгоды какой-нибудь... Так же и открытие двери в комнату чтобы войти — как открытие заслонки. Верно? Открывание двери — работа? Дверь придавило с той стороны чем-то... гм... но войти надо или нет? Уже не надо, вдруг это работой будет? и нарушением закона. Вот-вот... как закон о субботе "от шизы" классно лечить может...

О субботе можно говорить очень много. Интересная тема.

Подборка по тематике

-3