Шараф Рашидович Рашидов (1917 — 1983) — первый секретарь ЦК компартии Узбекской ССР на протяжении аж 24 лет — с 1959 до своей смерти в 1983.
Можно сказать, что Рашидов всему был обязан советской власти. Даже свою фамилию он получил от нее, когда в 30е годы в Узбекской ССР была проведена перепись населения, и гражданам республики выдали паспорта. В этот период родня Шарафа и получила фамилию «Рашидов», по имени отца семейства Рашида. Это имя — Рашид — довольно популярно в Средней Азии, на Кавказе, Башкирии, Удмуртии; восходит оно к одному из 99 имен Аллаха и в зависимости от написания имеет два значения: а) «предводитель, ведущий, руководящий», б) «идущий по правильному пути». Но если для нищего декханина Рашида Рашидова перевод «руководящий» звучал практически издевательски, то для его сына Шарафа перевод сей стал поистине судьбоносным: при нем, Шарафе Рашидове, Узбекистан из отсталой недоразвитой сельскохозяйственной окраины превратился в сильную промышленную республику.
И действительно, при Рашидове:
1) после сокрушительного землетрясения в 1966 году был заново отстроен Ташкент. Историки отмечают, что помогали Узбекистану отстраивать Ташкент все без исключения союзные республики (такой-то квартал строили специалисты из России, какие-то — белорусы и так далее), но простой обыватель связывал успехи в этом вопросе прежде всего с именем своего руководителя — Шарафа Рашидова. Кстати, в 1977 году Ташкент стал первым городом Средней Азии, в котором появился метрополитен и являлся единственным в этом статусе до 2011 года, когда открылся Алматинский метрополитен (об обоих этих метрополитенах мы уже упоминали в наших статьях).
2) Открылось по всей стране большое количество предприятий лёгкой, пищевой, тяжелой промышленности, машиностроения. Появились совершенно новые для Узбекистана отрасли промышленности: электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная и др. Например, только про Ташкент можно сказать следующее: Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова вошло в пятерку крупных авиационных предприятий мира. Здесь выпускалось более 60 больших самолётов в год. Ташкентский тракторный завод выпускал свыше 21 тысяч тракторов, «Ташсельмаш» — свыше 10 тысяч хлопкоуборочных комбайнов в год. И так по всей республике!
3) Были открыты крупные тепловые и гидроэлектростанции.
4) Обнаружены и начали разрабатываться крупные месторождения золота, нефти и газа.
5) При Рашидове произошел расцвет культуры Узбекистана. К примеру, в 1970 прошел праздник, посвященный 2500-летию Самарканда, и в городе были проведены массовые мероприятия, открыт музей истории города, театр оперы и балета. Много музеев открывалось и в других городах по всей республике. В 1966 на Узбекфильме открылся цех про производству мультфильмов. За время правления Рашидова в Узбекистане открыты 36 НИИ. Шараф Рашидович активно поддерживал местных поэтов, музыкантов (каждому советскому человеку хорошо известны, например, Ансамбль «Ялла» и Наталья Нурмухаммедова). Во всём Советском Союзе болельщики знали ташкентскую футбольную команду «Пахтакор», и Рашидов как личную трагедию переживал гибель этой команды в авиакатастрофе 1979 года и потом с большой заботой и рвением набирал ее заново по всему Советскому Союзу.
В общем, перечислять заслуги Рашидова и в сфере подъема культуры, и в сфере подъема промышленности можно долго и убедительно, и это, пожалуй, действительно будет верно. Но всё-таки одним из главных пунктов в экономике Узбекистана по-прежнему было сельское хозяйство, а при Рашидове в республике синонимом словосочетания «сельское хозяйство» стало слово «хлопок» — «белое золото», на которое уходили все силы. Многие исследователи ставят это Шарафу Рашидовичу в вину по трем причинам: 1) в республике были существенно потеснены другие отрасли сельского хозяйства (садоводство, бахчеводство и др.); 2) использование пестицидов при выращивании хлопка «обезобразило» землю и негативно сказалось на здоровье работников сельского хозяйства; 3) массовый забор воды из рек Амударья и Сырдарья для орошения хлопковых полей привел к тому, что воды рек перестали доходить до Аральского моря, и оно высохло; тем самым на значительной территории Узбекистана и соседнего Казахстана случилась поистине настоящая экологическая катастрофа. В общем, Мефистофель был не совсем прав, когда говорил, что люди гибнут за металл: золото губит людей, даже не будучи им. Черное золото — нефть — и белое золото — хлопок — унесли жизней вполне достаточно, чтобы доказать это. И судьба самого Рашидова — тому весьма красноречивый пример: о причинах его гибели — умер сам, покончил с собой, был убит, — до сих пор идут споры, но в каком-то смысле среди причин его смерти можно назвать хлопок, а точнее скандальное и печально знаменитое коррупционное «хлопковое дело», прогремевшее в 80х годах XX века настолько сильно, как ни одно другое дело в истории человечества. Но об этом — в одной из следующих статей.