На обычных тетрадных листочках рукой И. У. Колмогорцева написана биография. Этот человек стал свидетелем глобальных революционных потрясений в стране, когда каждый человек оказался перед трудным выбором. В краеведческом музее МКОУ «Верхнеключевская СОШ» Катайского района Курганской области сохранились эти записи, поэтому мы можем прикоснуться к историческим событиям, которым уже более 100 лет.
Колмогорцев Иван Устинович родился в 1898 году в деревне Марай Зырянской волости Камышловского уезда Пермской губернии (ныне Катайского района Курганской области). Был взят в царскую армию Камышловским УВК 1 мая 1916 года. Место службы – 1 Туркестанский полк, 1 дивизия, 1 рота.
С 1919 по 1921 гг. служил в первом стрелковом (продовольственном) полку, который формировался в Екатеринбурге. Полк перебросили в Шадринск, затем в Курган, где им пришлось заниматься вопросами хлебозаготовок. Через некоторое время их по тревоге срочно перебросили под Красноуфимск, где они заняли два села.
Для справки: В октябре 1920 года началось Красноуфимское восстание. Начали его дезертиры, к ним присоединились некоторые крестьяне. Началось убийство комиссаров, милиционеров, продагентов. Руководителями выступили Дремин и Никифоров. Для подавления восстания были отправлены части Красной Армии, отряд особого назначения и др. К декабрю основные силы повстанцев были разгромлены, но вести борьбу пришлось ещё в течение 1920 и 1921 гг.
Утром солдат выстроили и объявили, что на следующий день будут хоронить Кривозубова и Кривозубову, которых бандиты убили в сельском совете и 7 красноармейцев, которых сожгли живыми на костре. Участником событий был местный поп.
Говорили о похоронах комиссар Сомов и второй комиссар Радик (серб по национальности). Похоронили всех в общую могилу. Комиссар Сомов предложил красноармейцам вступить в Ленинскую партию. Иван Устинович первый поднял руку и сказал, что вступает в партию и даёт клятву отомстить врагам. Его приняли в партию у могилы павших товарищей.
Через 5 дней сюда начали подтягиваться силы: пехота, кавалерия. Одна часть была из интернационалистов. Вскоре началось наступление. Окружив одну банду, их загнали в лог. Ещё смеялись, что как зайцев и волков загнали в ловушку. Атамана Никифорова взяли живым, остальных отправили в Красноуфимск.
Иван Устинович был послан в разведку с одним местным жителем. Тёмным вечером они переехали мост и въехали в деревню, которую второй разведчик хорошо знал. У знакомого человека он спросил, где бандиты. Сельчанин указал на дом напротив, что там они ужинают, а оружие около порога стоит. Иван Устинович отворил двери и закричал: «Руки вверх!». Второй разведчик схватил оружие: 5 винтовок, 3 шашки и 1 клинок. И после этого быстро скрылись. Утром, на рассвете, хозяина той избы арестовали, а вместе с ним 8 бандитов.
Ивану Устиновичу приходилось также охранять станцию в Красноуфимске. Запомнилось, что однажды пригласили в клуб. Одели арестантские одежды, руки сковали цепями. За ними стоял человек с молотом в руках и делал вид, что нанесёт удар. Рядом находилась наковальня. А у стены стояла женщина, вся обмотанная красным полотном. Затем включили странный свет, получилась хорошая фотография на цветной бумаге (?).
В один из дней было общее построение. Комиссар Сомов объявил: «Колмогорцев, ты едешь учиться на курсы красных командиров». Иван Устинович ответил, что он совершенно неграмотный. Но его всё-таки командировали в Екатеринбург. Он написал заявление, но когда началось обучение (дроби и т. д.), И. У. Колмогорцев ничего этого не знал. Направили его в Камышлов, а там дали направление на трудовой фронт. Иван Устинович работал на песчаном руднике, став забойщиком в шахте. В 1921 году демобилизовался, вернулся домой. Встал на учёт в Зырянский сельский совет, только там была партийная организация.
Затем в В-Ключах образовался свой сельский совет. В это время попа (священника) выгнали из дома и отдали под с/совет. Председателем был избран Кирпищиков Анисим Германович, заместителем стал Кирпищиков Гаврил Тимофеевич. Анисим Германович был членом партии с 1919 года, умер он в 1924 году. Председателем назначили Кирпищикова Гаврила Тимофеевича, но в 1925 году его убили.
И. У. Колмогорцев остался один партиец, он начал призывать людей вступить в партию и комсомол. В комсомол вступили Кирпищиков Никита Петрович, Кирпищиков Алексей Иванович, Молочков Мирон Спиридонович, Тумашов Александр, Евдокия (дочь Саввича), Мотя (дочь Николая) и другие.
В партию вступили Тумашов Пётр Константинович, Колмогорцев Фёдор Афонасьевич, Мыльников Трофим Наумович. Всего было 13 членов партии, секретарём был И. У. Колмогорцев. С 1 января 1932 по 7 января 1934 года работал избачом при В-Ключевском с/совете (должность секретаря партийной организации не оплачивалась, поэтому работал избачом).
Он стал организатором коммуны на Марае в 1930/1931 гг. и её первым председателем.
С 1922 по 1936 гг. ежегодно выбирался депутатом в сельский совет.
Началась Великая Отечественная война, и Ивана Устиновича призвали в трудовую армию в строительный батальон, 1318 стрелковый батальон. А с 20 апреля 1942 по 16 ноября 1945 года был на брони, работал рабочим на заводе № 286 (г. Каменск-Уральский, производили колёса для самолётов разных моделей). После 1945 года работал дома, был занесён на Доску Почёта. 15 лет работал на сеялке, косил сена по 1,5 нормы. Награждался премиями. О нём не раз писали в районной газете. Работал парторгом в борисовском отделении «Большевик».
Источники:
Кулаков, Д. В. «Красноуфимское восстание» на основе материалов государственного архива Свердловской области / Д. В. Кулаков, И. И. Стецюк, К. А. Кузовникова, Е. А. Шатунов. — Текст: непосредственный // Вопросы исторической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 82-87. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/7062/ (дата обращения: 20.12.2021).
https://oboron-prom.ru/page,38,predpriyatiya-251-300.html
https://history-kamensk.ru/history/48-zavody-goroda-v-gody-voiny.html