Да, действительно пододобное событие имело место. Но сперва кратко о сподвижнике Петра I Аниките Ивановиче Репнине.
Князь Аники́та Ива́нович Репни́н (1668 — 3 июля 1726, Рига) — русский военачальник и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1724), участник Северной войны. Родился в семье боярина, новгородского и тамбовского воеводы, начальника Сибирского приказа Ивана Борисовича Репнина (ум. 1697) и его жены Евдокии Никифоровны Плещеевой (ум. 1695). В 16 лет начал придворную службу спальником и вошёл в тесный круг приближённых молодого царя Петра Алексеевича. В 1685 году, при учреждении потешной роты, пожалован поручиком её. Во время мятежа 1689 года одним из первых прибыл в Троицкий монастырь для охраны царя Петра от сторонников Софьи. В чине полуполковника Преображенского полка участвовал в кожуховских манёврах (1694), в 1695 году получил боевое крещение под Азовом, находясь в главной квартире в качестве генерал-адъютанта генерала А. М. Головина. Второй Азовский поход в 1696 году совершил в отряде генерал-адмирала Ф. Лефорта в должности капитана морской роты. В 1698 году именовался генерал-майором и содействовал быстрому усмирению стрелецкого бунта в Москве, своевременно успев занять Воскресенский монастырь.
Исходя из вышенаписанного, доверием он пользовался безукоризненным, но в 1708 году, Карл XII начал свой поход в Россию, и его войско подошло к Головчину. видя готовность русских к отражению атак, отложил нападение до подхода главных сил. Это дало возможность Шереметеву и Флугу перейти ближе к Головчину. Русская армия насчитывала 40000 человек при 45 орудиях.
Наблюдая за передвижениями противника, Карл XII и его советники заметили, что болото, разделявшее русскую армию надвое, не совсем непроходимо, что позволяло напасть на русских с неожиданной стороны, разделить их и уничтожить по частям. Чтобы гарантировать успех, атаку было решено начать ночью.
Выделив незначительный отряд против Б. П. Шереметева, основные силы шведы решили обратить против дивизии А. И. Репнина. Кавалерии под командованием фельдмаршала К. Г. Реншильда было поручено действовать в промежутке между дивизией А. И. Репнина и кавалерией Г. фон дер Гольца против фланга последнего. На берегу реки в ночь на 3 июля была поставлена сильная батарея (22 орудия) под началом полковника Рудольфа фон Бюнау; севернее — 6 орудий для нарушения связи дивизии А. И. Репнина с правым флангом Б. П. Шереметева.
Темнота ночи, туман и дождь скрыли от русских приготовления шведского короля. Ночью в 2:30 3 июля 1708 года (4 июля по шведскому календарю) шведская артиллерия открыла огонь по русским позициям, под прикрытием которого 9 эскадронов и драбанты перешли вброд реку Вабич, с трудом преодолев её болотистые берега. При этом шведский король едва не погиб: его лошадь увязла в болоте, и солдаты с трудом вытащили тонущего короля. Попытки русских помешать переправе были предотвращены огнём шведской артиллерии.
В итоге переведя через болото 5 полков своей пехоты, Карл XII в 4:30 повёл 3 полка в атаку на левый фланг дивизии А. И. Репнина, а 2 других направил на правый фланг неприятеля. Видя возможность окружения из-за неожиданного натиска шведов, Репнин приказал оставить батарею из 6 орудий и спешно отступил к лесу. У опушки русские открыли сильный огонь, который на время задержал наступление шведов. Когда огонь смолк (русские расстреляли все заряды), шведы ворвались в лес и обратили силы Репнина в бегство. В бою погиб генерал-майор русской армии В. И. фон Швенден.
Боясь рассредоточения сил и не имея конницы (из-за атаки Гольца на кавалерию Реншильда) Карл XII отказался от преследования, что позволило Репнину отступить к Шклову. Гольц, видя отступление солдат Репнина и боясь быть отрезанным от главных сил, в полном порядке отступил к Могилёву. Шереметев не принял участия в сражении и, узнав о неудаче Репнина, отступил к Шклову.
Таким образом, отход выполнялся в полном порядке, паники, произошедшей под Нарвой в 1700 году и под Фрауштадтом в 1706 году не было, что свидетельствует о возросших боевых качествах русской армии.
Потери шведских войск составили 255 человек убитыми и 1219 ранеными, потери русской армии в 359 человек убитыми, 675 ранеными и 630 пленными, итого — 1664 человека и 6—12 орудий.
Но самое любопытное, что в лагерь русских войск из Санкт-Петербурга прибыл царь Пётр I. Генералы Г. фон дер Гольц, А. И. Репнин и И. И. Чамберс были отданы под суд. Президентом трибунала над фон дер Гольцем был генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев; тот суд закончился ничем.
Репнина судили под председательством А. Д. Меншикова. «За бесчестный уход от неприятеля» А. И. Репнин был приговорён к смерти!!!
«Казнь заменена разжалованием с обязательством вознаградить убытки казны за утерянные и испорченные предметы: «оружие, обозы и орудия», что составило, пишет Витворт, «очень значительную сумму, равную почти состоянию осуждённого…»
В итоге Репнин был лишён начальства над дивизией и генеральского звания (восстановлен в генеральский чин через год после победы при Лесной). Дивизию Репнина принял генерал-лейтенант С. Ренцель.
Вот так вот, за допущенные ошибки Петр I наказал генерала, не казнью (лишних генералов у царя не было), а рублем. Что-бы думал, сколько стоит каждая пушка и все остальное.
Наверняка есть чему поучиться у Петра I. Как Вы считаете?