Найти тему
Поехали с Лёшей!

5000 по Монголии. День 3. Нашли динозавров и попали в зиму. Узнали, что такое «солиот».

Оглавление

В предыдущей серии мы залегли на дно в Дарви — маленьком посёлке с единственной гостиницей между Ховдом и Алтаем (не путать с нашим регионом и горами). Утро третьего дня началось с ... недопитой бутылки воды, остатки из которой пришлось вылить в умывальник, чтобы хоть как-то освежить фейс перед долгой дорогой. Вылезать в тёмное морозное утро из нагретой общаги не очень-то и хотелось. Но никуда не денешься — туалет тоже на улице. Быстро покидали вещи в машину и без завтрака выехали на рассветную трассу.

Белая дорожка

Отрезок Дарви — Алтай оказался одним из самых скучных за всю поездку. Глазу зацепиться не за что, одни камни и низкие горы на горизонте. Через пару часов подъехали к перевалу, за которым нас ждал Алтай — административный центр Гоби-Алтайского аймака в западной Монголии. Дорога резко пошла наверх с отметки 1700 метров до 2300 на пике. Температура опустилась до -1, повалил густой снег. Появился риск обледенения дороги, что не добавило бы нам приятных ощущений на летней резине.

Но дальше снежной каши дело не пошло. Через какое-то время дорога пошла на спуск, и снег прекратился.

Алтай — средний по монгольским меркам городок, на 15 тысяч человек. Там даже есть свой аэропорт, центр аймака же, как-никак. Но отсюда можно улететь лишь в Улан-Батор.

-2

В самом Алтае было уже солнечно. Небольшие лужи на асфальте говорили о том, что снежный заряд недавно прошёл и здесь.

-3

Алтай мало чем отличается от Ховда в архитектурном плане. Низкие многоэтажки, здание администрации, центральная площадь. Там и остановились.

-4

Народ был люто голоден, нужно было срочно искать работающий «зоогийн газар». Но было только утро, и кафешки едва успели открыть свои двери. Едой внутри и не пахло.

-5

Алтайцы не спеша шли на работу, в школы, садики и училища.

-6

Наконец, удача улыбнулась нам, и мы нашли работающий «газар», где нам с радостью согласились приготовить еду. Здесь можно было даже отведать хуйцаа, но никто его себе так и не заказал. Потому что мы увидели в меню легендарный «банштай цай» и выбрали его.

-7

Чайный пельмец

Банштай цай — это монгольский чай с пельменями (банш — пельмени, цай — чай). Готовят это блюдо в два этапа. Сначала заваривают прессованный зелёный чай с молоком и солью, который называется сутэ-цай. Часть этого чая процеживают, и в нём варят пельмени. Начинка, как правило, баранина. Похожий чай с молоком и специями есть в калмыцкой кухне и называется он «джомба». В России можно купить такой прессованный зелёный чай, который продаётся под маркой «Калмыцкий чай». Мы уже знаем, что калмыки — те же монголы, поэтому тут нет ничего удивительного. Ингредиенты банштай цай: вода, жирное молоко (козье, верблюжье, яка), чай, соль, сливочное масло, пельмени. В разных регионах Монголии кроме пельменей в блюдо могут добавлять домашнюю лапшу, мясо, овощи — всё, что есть на кухне.

Выглядит это так:

-8

Банштай цай — очень калорийное блюдо. Энергии и тепла от него хватает надолго. Что, собственно, и требуется монголам.

Солиот

Но мы — не монголы, нам нужно больше! Нам нужен горячий кофе с пенкой и тортиками! Идём дальше по Алтаю в поисках какой-нибудь кофейни. И находим её.

-9

Снаружи выглядит так себе, зато внутри довольно по-европейски. Стильно, модно, молодёжно. Чашечка капучино — 5500 тугриков (110 рублей), вполне российская цена. Захватили 3 столика в кафешке и выкупили половину десертов, что стояли на прилавке. Местечко оказалось культовым — на стене нашли доску с отзывами, фотками и пожеланиями других путешественников. Отметились и мы.

-10

А ещё на книжной полке обнаружили что-то до боли родное и знакомое...

-11

Кофейня находится в самом центре Алтая и называется Dariv bakery/coffee. Рекомендую заехать, если окажетесь неподалёку.

Увидеть Алтай

Сытые и довольные отправились осматривать Алтай.

Вот так выглядит пристройка для отдельного входа в свою квартиру на 2-м этаже. Берите на заметку. Можно и на 5-й построить.

-12

Памятник Пунцагийн Жасрай — премьер-министру Монголии в 1992-1996 годах.

-13

Монгольские муралы.

-14

Угадай марки машин:

-15

Монгольские девушки любят фотографироваться, но перед этим очень стесняются и даже отворачиваются.

-16

Проходит 10-15 секунд :)

-17

В Алтае солнечно и хорошо, но пора ехать дальше. Нас ждёт пустыня Гоби. В Алтае мы принимаем решение ехать и дальше по асфальту до Баянхонгора, чтобы не выбиваться из графика. Хотя изначально мы планировали свернуть в Алтае на грунтовку и держать прямой курс на Хэрмен-Цав и Гурвантэс.

Но до Баянхонгора идёт асфальтовая дорога, на которой мы всё ещё могли компенсировать потери времени второго дня, и спокойно прыгнуть в объятия каменной пустыни уже на следующий день. Катет Баянхонгор-Гурвантэс был гораздо короче гипотенузы Алтай-Гурвантэс. Но минус в том, что я совершенно не знал ту дорогу, по которой нам за сутки предстояло добраться до песков Хонгорын-Элс. Тогда как отрезок Алтай-Гурвантэс я находил в отчётах у многих путешественников. Но неизвестные дороги — самые интересные! :)

Решено, едем в Баянхонгор по асфальту.

Долгая дорога в дюны

Монгольских полицейских не хватает на такую огромную территорию. Поэтому они выкручиваются, как могут. И делают это, надо отметить, на совесть.

Муляжи мобильных постов в Монголии делают не из картона, как в России. Здесь для них используют настоящие машины с красно-синими маячками.

-18

Отличить издалека от настоящей практически невозможно.

-19

Бывают и такие варианты:

-20

Несмотря на неспешный стиль езды, монголы всё же попадают в переплёты на дороге. В основном, из-за алкоголя за рулём. Или просто засыпают. Бесконтрольно шатающийся домашний скот тоже добавляет остроты вождению.

-21

В Монголии давно 21-й век. И если вы думали, что скот пасут там на лошадях, то ошибались.

-22

Хотя нет, не ошибались.

-23

Проезжаем Бууцагаан — сомон аймака Баянхонгор.

-24

На границе сомона находится традиционный обо (или овоо) — культовое место в культуре монголов, место поклонения местным духам и астральным хозяевам этой местности. Традиция сооружения ритуальных куч камней, украшенных ленточками, уходит в глубину веков, во времена ранних кочевников и шаманизма. Буддийские ламы пытались бороться с обо, уничтожая их. Но потом поняли, что проще объявить их частью новой для монголов религии.

-25

Здесь же находится и какой-то мощный мемориал... лошадей.

-26

Лошади для монголов — священные животные. Монгол без коня, что птица без крыльев. На национальном гербе Монголии изображен мчащийся конь. Во многих монгольских легендах и сказаниях воспета дружба человека с лошадью. Коням, которые добыли множество призов в скачках, после смерти владельцы ставят памятники.

-27

Фотографируемся, отдыхаем 15 минут и едем дальше, проезжая по пути совсем уж маленькие населённые пункты. Где, тем не менее, есть сетевые АЗС. И туалеты.

-28

Два основных груза на монгольских дорогах: каменный уголь и сено.

-29

Советские грузовики до сих пор в строю. Из-за сухого климата они здесь будто законсервировались.

-30

На MAPS.ME видим у дороги отметку в виде замка. Останавливаемся, идём исследовать.

-31

Средневекового замка, конечно же, никакого там не оказалась. Нашлась лишь скала из круглых камней, похожая на замок, со швейной машинкой наверху. Ну что ж, хотя бы размялись.

-32

Заодно спугнули большую птичку.

-33

Речка Байдраг гол, если это кому-то интересно.

-34

И опять едем. Не самый интересный отрезок пути.

-35

Ближе к вечеру на горизонте показался большой город.

-36

Динопарк

Это Баянхонгор — центр одноимённого аймака с населением 30 000 человек, халха-монголов. Есть свой аэропорт.

-37

До 1937 года в 20 километрах от города существовал ламаистский монастырь, но, как и все остальные буддистские монастыри Монголии, был уничтожен. О монастыре напоминают лишь несколько белых ступ, установленных на холме.

-38

Отсюда открывается панорамный вид на город и аэропорт (можно кликнуть для увеличения).

-39

Высокий холм слева — гора Хөх толгой или Синяя голова. Некоторое время назад верующие стали называть его и Эрдэнэ мандал — в честь одноимённого монастыря, построенного в Баянхонгоре в постсоветское время. К ней мы ещё вернёмся, когда окажемся рядом.

Въезжаем в Баянхонгор. Ничего нового, обычный монгольский город.

-40

Ещё одно слово, которое нужно знать в Монголии водителю из другой страны — «дугуй засвар» (шиномонтаж).

-41

Первым дело нашли в Google более-менее приличный отель с горячей водой, потому что мылись все последний раз ещё в России. Выбрали Ulziit Palace.

-42

И не прогадали. Нас поселили в двух номерах, под 30 метров каждый. Стоимость на человека получилась 900 рублей. Пока убирались номера после предыдущих постояльцев, нас попросили погулять часик. Что мы с удовольствием и сделали.

-43

Дошли до парка, который приметили ещё на въезде в город. Его особенность в том, что он напичкан... динозаврами в натуральную величину!

-44

Монголия очень гордится палеонтологическими находками, которые были сделаны на её территории в начале прошлого века. И потому динозавры были выведены в отдельный объект национального достояния. Их изображения можно встреть повсюду, они тут как герои популярных комиксов.

-45

При этом парк вид имеет весьма удручающий и запущенный, если не брать в расчёт динозавров, за которыми ухаживают.

-46

Сотовая ступа

Главная достопримечательность города — тот самый холм Эрдэнэ мандал, на вершине которого белеет большая ступа, увенчанная фигурой одного из воплощений Будды. Местные очень почитают эту гору, у подножья построено несколько культовых сооружений. Вершина тоже не осталась без внимания — там в уютном соседстве с Буддой нашла себе место мачта с телеретрансляторами и антеннами сотовой связи.

-47

Поднимаемся наверх по ступенькам. Периодически оборачиваемся и понимаем третью сущность горы — лучшая городская обзорная площадка.

-48

Весь Баянхонгор с холма как на ладони (кликайте для увеличения).

-49

Отсюда можно заглянуть во дворы халха-монголов. Даже если у монгола есть свой постоянный дом, это не освобождает его от священной обязанности кочевника иметь юрту. Как правило, в них живут уже взрослые дети со своими семьями. Часто такие юрты используют как подсобные помещения, сараи, гостиные или кухни.

-50

На холме мы были не одни. Несколько бойких мальчишек-школьников тоже любовались видами своего родного города с высоты священной горы.

-51

Поиграл с ними в увлекательную игру «Спрячься от фотографа». В конце концов, парни привыкли ко мне и даже немного покривлялись перед камерой.

-52

Смеркалось. Надо городом полз шлейф ароматного чёрного дыма от городской угольной котельной. Этот запах старинных паровозов и бань невозможно ни с чем перепутать. Запах тепла, уюта, домашнего очага.

-53

Пора было возвращаться. Перед тем, как поехать в отель, зашли поесть в ресторан, где заказали обычной европейской еды. Видимо, уже успели соскучиться по ней :)

На завтра у нас был запланирован самый тяжёлый и непредсказуемый участок пути через каменные пустоши Гоби. И самый интересный.

Общий пробег третьего дня: 598 км. 14 часов с остановками и прогулками.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

День 2: Едим буузы в Ховде, ищем рисунки в пещере Хойд Цэнхэр и тусим с монголами.

День 4. Почему мы не доехали до Гурвантэса. Потерялись в песках и заночевали в пустыне.

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!