Не секрет, что не только первая, но и вторая неделя после новогодних каникул не характеризуются большой деловой (да и не только деловой) активностью. Но начало первой аукционной недели в новом 2023 году показало, что это не относится к ценителям искусства и коллекционерам. 10 января на аукционе ArtSale вновь доминировали представители нонконформизма. Несмотря на всеобщую пост праздничную усталость данный аукцион не уступал по активности покупателей торгам предшествующего года, и на нем развернулась нешуточная борьба за ряд заявленных лотов. И так, все по порядку.
Пожалуй, ни одна из аукционных сессий ArtSale за последние нескольких месяцев не обходится без работ П.Беленка. Лоты аукциона располагаются в алфавитном порядке по имени авторов и уже стало привычным, открывая список, неизменно видеть этого художника первым, а его отсутствие выглядит даже как-то необычно. Но, справедливости ради, стоит сказать, что работы П.Беленка стали постоянными лотами не только на ArtSale, но и на торгах VLADEY и Artinvestment. При этом, если ранее на рынке можно было встретить, в лучшем случае, «бумажного» П.Беленка, то теперь это всегда масло, акрил или смешанная техника на больших холстах или оргалите. До некоторого времени многие даже не догадывались, что такой П.Беленок в принципе бывает.
10 января 2023 года П.Беленок был представлен работой «Начало»; 1990 года(оргалит, смешанная техника; 121х91), которая была продана за 1 500 000 рублей, а с комиссией аукционного дома ее цена составила 1 725 000 рублей.
Анализ стоимости аналогичных работ П.Беленка, проданных за последние месяцы на аукционах (См. ранее подготовленные обзоры рынка), дает основание утверждать, что в зависимости от качества, сохранности и провенанса цена его произведений уверено закрепилась в диапазоне 1 150 000 – 2 200 000 рублей. Однакодавайте посмотрим на нее с другой стороны. Продажи произведений П.Беленка в 2022 году проходили в период сильного рубля, курс которого составлял плюс минус 60 рублей за один доллар США. То есть, диапазон валютной цены колебался от 19 500 до 36 500 долларов США. Последняя продажа на ArtSale состоялась, когда курс рубля был уже 70 рублей за доллар США. При таком курсе стоимость проданной работы составила 24 500 долларов США, а если бы она продавалась в 2022 года при курсе 60 рублей за доллар США, она бы стоила на 4 000 долларов дороже.
Главный вывод, который мы делаем, исходя из выше приведенных рассуждений состоит в том, что рынок понимает существующую рублевую стоимость этого автора. По нашему мнению, рублевая стоимость работ П.Беленка достигла своего максимума, в том числе и психологического. Нам представляется, что дальнейший рост рублевой цены маловероятен. Если рубль будет укрепляться, то цена будет оставаться на существующем уровне, но если рубль будет слабеть, продавцы наверняка сделают коррекцию на обесценивание национальной валюты и начнут поднимать рублевые резервные цены. Представляется, что при таком развитии событий спрос на произведения П.Беленка упадет, что повлечет за собой либо их исчезновение на открытом рынке, либо продажу более бюджетных «бумажных» работ данного автора. Нельзя исключить, что работы П.Беленка будут торговаться в частном порядке, но в этом случае превалирует уже другая логика ценообразования и ввиду закрытости этих сделок какой-либо объективный анализ невозможен.
Можно ли говорить о таких же тенденциях в отношении других художников? Мы считаем, что колебания курса национальной валюты, особенно ее ослабление, повлияет на весь рынок российского искусства. Работы П.Беленка здесь взяты в качестве примера в связи с максимальным количеством их продаж и возможностью в связи с этим выявления определенных закономерностей и тенденций, которые в определенной степени справедливы по отношению к рынку российского искусства в целом.
Еще одним автором, произведения которого последнее время достаточно часто были представлены на разных аукционных площадках является Д.Краснопевцев, чья работа «Краб» ( мазонит, масло; 47,9х36; 1960 год) была выставлена на торгах ArtSale 10 января 2023 года. Судьба этого ракообразного — непроста. Первый раз работа появилась на рынке в далеком 2008 году на аукционе Sotheby’s и не была продана. Спустя 10 лет в 2018 году она сделала очередную попытку найти себе хозяина на аукционе MacDougall’s по цене, которая в 4 раза была ниже цены на Sotheby’s, но снова осталась без покупателя. И вот 10 декабря 2023 года на ArtSale за нее предложили, на наш взгляд, достойную цену – 1 600 000 рублей (23 000 долларов США — существенно выше верхнего эстимейта на MacDougall’s), но она не достигла резервной цены, и «Краб» снова остался непроданным. И здесь надо обратить внимание, что такая тенденция присуща и другим работам Д.Краснопевцева. По той же причине его работа «Натюрморт среди плит» (оргалит, масло; 54,5х67,5; 1967 год), которая была выставлена на аукционе ArtSale 25 октября 2022 года при предложении в 7 500 000 рублей (125 000 долларов) осталась без покупателя. А 8 ноября 2022 года на том же аукционе не смогла перейти рубеж резервной цены картина «Завернутая чаша» (оргалит, масло; 54х37,5; 1972 год. Есть и другие примеры несостоявшихся сделок. Вывод очевиден — рынок определился со стоимостью на работы этого художника. И если ценовое предложение выше этой стоимости, то ни качество, ни размер, ни провенанс не являются аргументом для приобретения. Есть все основания полагать, что в ближайшем будущем такая оценка будет дана и другим работам нонконформистов.